Регистрация

Формирование приемов самоконтроля у первоклассников-шестилеток в условиях малокомплектной школы

  • 18 января 2017

Один из наиболее эффективных методов обучения детей шестилетнего возраста – дидактическая игра.

Но большинство из рекомендуемых в методической литературе дидактических игр учитель проводит фронтально, осуществляя непосредственное руководство деятельностью учащихся и постоянный контроль как за результатом игры, так и за её процессом.

Это условие не всегда можно реализовать, особенно при обучении учащихся в малокомплектной школе, где даже шестилетние дети должны уже на первых уроках определённое время работать самостоятельно. Поэтому методика проведения дидактических игр должна учитывать особенности учебного процесса в малокомплектной школе. Такие игры активно используются и в школе ментальной арифметики.

Дидактическую игру в этом случае следует организовывать таким образом, чтобы и сам процесс осуществлялся учащимися самостоятельно, и дети сами могли бы контролировать её результаты. Эти условия можно выполнить включением в дидактическую игру приёмов самоконтроля и взаимоконтроля.

Рассмотрим примеры дидактических игр, составленных в соответствии с данными требованиями.

Дидактическая игра «Сделай так же».

Варианты заданий для учащихся в этой игре могут быть различными. Например, учитель ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Затем задание усложняется. Например, ученику даётся карточка с нарисованными цветными кольцами и с учётом их размеров. Задание легко видоизменяется. На столе учитель ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке.

Игрушка уже хорошо знакома детям. Но обычно пирамидка собиралась по признаку размера колец – от большего к меньшему. Теперь же в основу кладется последовательность цветов (независимо от размера колец). Каждый ученик должен собрать пирамидку в соответствии с образцом.

Ученик должен надеть кольца в соответствии с образом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Например, первым сверху было жёлтое кольцо (ученик ставит под зелёным кольцом на карточке цифру 1). Вторым сверху под жёлтым было зелёное кольцо (ученик ставить под зелёным кольцом цифру 2) и т.д.

Дидактическая игра «Лесенка»

Каждой паре учеников дается одна карточка с примерами.

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Для того, чтобы ученики могли проверить правильно ли они выполнили задание, учитель, давая инструкцию к выполнению задания, сообщает приём самоконтроля, который ученики используют в процессе своей деятельности.

Можно составить так примеры, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которую он записан. Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать, сумма всех ответов равняется числу 10.

Использование дидактических игр на уроках

Дидактические игры «Сделайте так же», «Лесенка», «Число-контролёр» могут проводиться на любом этапе урока математики. Рассмотрим, как можно использовать игру «Сделай так же» на уроке по теме: «Сравнение предметов и групп предметов».

Учитель даёт залание учащимся других классов и начинает работать с шестилетками.

– Ребята, Незнайка так спешил к нам, что перепутал все кольца на пирамидках. Он просит помочь собрать ему вот такую же пирамидку (выставляет на стол образец собранной пирамиды). Я раздам пирамидки, и каждый из вас будет помогать Незнайке. Посмотрите, как должен был собрать пирамидку Незнайка: большое кольцо, поменьше, ещё меньше и т. д. Верхнее кольцо самое маленькое. Наденьте кольца так же.

Дети приступают к самостоятельной работе, а учитель переходит к работе с учащимися других классов. Когда дети закончат работу, учитель предлагает им взять пирамидку товарища, сидящего рядом, и проверить, правильно ли тот выполнил задание. В это время учитель может заниматься с другим классом.

Затем проводится фронтальная работа, в процессе которой выясняется, кто допустил ошибку, кто сумел её найти.

Рассмотрим фрагмент урока с другим вариантом этой же игры.

– Ребята, Знайка хочет посмотреть, какие вы наблюдательные. Кто из вас сможет расположить фигуры так же, как это сделал он?

Учитель выставляет на наборное полотно карточки с кружками.

Дети самостоятельно выкладывают кружки на парте в соответствии с образцом. Учитель в это время занимается с учащимися других классов. По окончании работы учитель предлагает детям проверить работу друг друга, сверяя её с образцом.

Игра «Сделай так же» на уроке может быть проведена следующим образом.

– Ребята, поможем Незнайке сложить из геометрических фигур такой же рисунок.

Учитель выставляет на доску рисунок, а каждому ученику даёт листочек с таким же рисунком. При выполнении этого задания ученики каждое своё действие соотносят с данным образцом.

Когда учащиеся познакомятся с буквами и научатся читать, игру «Сделай так же» можно усложнить и провести в следующем варианте.

– Ребята, Знайка взял  в путешествие одного малыша. Хотите узнать кого? Имя его зашифровано. Чтобы узнать его, надо выполнить такое задание: расставить фигуры так же (выставляет на наборное полотно геометрические фигуры в определённой последовательности).

Дети самостоятельно выставляют фигуры в соответствии с образцом. Учитель в это время занимается с учащимися других классов. После выполнения задания учитель просит детей перевернуть фигуры. На обратной стороне каждой из них написана буква. Дети, правильно выполнившие задание, прочтут имя малыша.

В теме: «Сложение и вычитание» при закреплении знаний таблицы сложения в пределах 10 игру «Число-контролёр» можно включить следующим образом:

– Ребята, когда я сегодня шла  к вам на урок, то увидела паровозик. Он стоял на боку и не мог ехать.  «В чём дело – спросила я, – не могу ли помочь?»

– Я растерял вагончики, они все перепутались, и я не знаю, какие мои. Но я знаю, что если решить пример, записанный на первом вагончике, то число, полученное в его ответе, будет началом примера, записанного на втором вагончике». Ребята я обещала помочь паровозику. Сейчас я раздам вам вагончики. На них написаны примеры. Решит е их и расставьте вагончики по порядку.

Учитель  раздает вагончики с примерами, и дети приступают к самостоятельной работе. Учитель переходит к работе с учащимися других классов.

– Сейчас я проверю, с кем поедет паровозик, – говорит учитель и проверяет результаты самостоятельной работы.

Приведенные игры можно включить на различных этапах урока: в начале, после более трудной работы, в конце урока. Дети играют  активно и с удовольствием, им нравится помогать Незнайке, быть похожим на Знайку. В  каждой игре, используемой на уроке, присутствует элемент самоконтроля.

Автор: Учитель начальных классов Светлана Борисовна Казанцева.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 22.09.2020 в 20:53

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!