Регистрация

«Обучение информатике с реализацией воспитательного компонента в начальной школе»

  • 27 января 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

В современных условиях повсеместно отмечается низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, патриотических чувств, поэтому духовно-нравственному воспитанию надо уделять больше внимания, в том числе и на уроках информатики. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, но ещё недавно оно было недостаточно востребовано обществом [3;3].

Педагог должен всегда помнить, что готовит не информатика, а всесторонне развитую личность. Обучение информатике в начальной школе призвано содействовать выработке представлений о предмете, ее сущности и специфике ее метода, расширению и обогащению жизненного опыта ребёнка. Воспитательная функция информатики осуществляется за счёт использования связанного с содержанием обширного материала, который расширяет жизненный опыт, формирует мировоззрение и убеждения учащихся.

Реализация воспитательного потенциала урока информатики возможна через отбор содержания, через структуру урока, через использование случайно возникших воспитательных ситуаций, через личность самого учителя. Интересный урок информатики даёт возможность разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются самостоятельно работать, соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать другим, радоваться успехам товарища и переносить неудачи. Задания учебника информатики помогают обучающимся критически оценивать собственные и чужие поступки, осознавать необходимость взаимопомощи, уважения к родителям, заботе о младших и старших. Информатика – не просто область знаний, а существенный элемент культуры.

Информатика учит строить деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, что требует от детей добросовестной и серьезной работы, настойчивости в преодолении трудностей. При этом воспитываются такие черты характера, как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Обучение информатике требует от школьников умственных и волевых усилий, развитого внимания, логического мышления. В обучении информатике, с точки зрения воспитания, огромную роль играет подбор задач с историческими сведениями, краеведческо-экологических задач, способствующих расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса, тогда урок информатики пробуждает чувство сопричастности к величию страны. Некоторые учебные задачи по информатике задают образцы здорового образа жизни.

В условиях разноуровневого оснащения образовательных учреждений информационно-коммуникационными средствами можно рассмотреть несколько вариантов организации воспитательного процесса на уроках информатики в начальной школе.

Первым вариантом возможно выделить бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с основными предметами. Обучение информатике организуется совместно с обучением музыке, математике, рисованию, труду, риторике, окружающему миру. Возможно проведение одного урока информатики с дополнением практическими заданиями в содержании других предметных уроков [3, с.26].

В рамках второго варианта организуется компьютерная поддержка предмета информатика в рамках одного урока с учётом наличия компьютеров, электронных цифровых ресурсов, электронных средств обучения. При обучении информатике с компьютерным оборудованием возможно использовать интегрированный подход с компьютерным практикумом, индивидуальным (один ученик за одним компьютером) или демонстрационным (один компьютер учителя в классе используется как электронная доска.

По третьему варианту воспитательная деятельность организуется на уроках информатики с делением на группы в кабинете информатики начальной школы в рамках одного урока.

Целесообразна организация в начальной школе обучения информатике с помощью метода проектов. Детские исследовательские проекты так же имеют воспитательный компонент, способствуют личностному развитию детей. Таким образом, обучение информатике, применение компьютера в начальной школе позволяют решить ряд проблем в воспитательной деятельности.

Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребёнка в школьном процессе. В связи с этим, для повышения мотивации, используются близкие цели – научиться выполнять игровую компьютерную задачу. С учётом основного вида деятельности детей младшего школьного возраста, именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенные выше проблемы. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребёнком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь задания – спасёшь героев, решишь верно примеры – откроешь картинку и узнаешь новое, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя.

Таким образом, в процессе игры у ребёнка возникает положительная мотивация усвоения знаний и нравственного выбора. Обучение информатике в начальной школе – это фундамент, на котором строится вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком и способствовать развитию лучших сторон личности.

Таким образом, обучение информатике, применение компьютера в обучении учащихся начальных классов представляется целесообразным с точки зрения воспитательного воздействия. С целью оптимизации воспитательного процесса при обучении информатике, педагог должен хорошо знать свой предмет, его методологию, иметь педагогический такт, сам обладать в достаточной мере всеми нравственными качествами, которые собирается воспитать у детей.

Список используемой литературы:

1. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. – М.: Баласс, 2007. – 144 с.
2. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. – М. : Гном и Д, 2009. – 248 с.
3. Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. – М. : Сфера, 2008. – 166 с.

Автор: Ерохина Екатерина Валентиновна, учитель информатики, Кондрашова Наталья Георгиевна, педагог-организатор, МБДОУ «Федоровская начальная общеобразовательная школа №4», п. Федоровский ХМАО-Югра, Тюменская область.

3.3 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 13)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Соколова 27.01.2014 в 16:42

Екатерина Валентиновна, ваша работа раскрывает значимость предмета. +5

Олеся Викторовна 27.01.2014 в 19:12

Уважаемые коллеги!. Вы представили неплохой доклад. Но хотелось бы практических материалов, представления своего опыта. Где ваша инициатива? А ведь информатика предмет, где действительно можно " развернуться". Извините, но материал требует доработки. Удачи!Спасибо за работу.

Геннадий 27.01.2014 в 22:09

Содержание статьи раскрывает заголовок... Только и всего... А как же практическая значимость вашей работы?

Ануфриева Ирина Викторовна 30.01.2014 в 00:01

Уважаемые коллеги! Спасибо за участие в конкурсе. По объёму работы и по её практической значимости вы не дотягиваете и до троечки… Тем более вас – двое в авторстве. Такое впечатление, что вы что-то забыли приложить… Удачи вам в последующих конкурсах.

Светлана 01.02.2014 в 12:55

Несомненно, для Всероссийского уровня маловато и слабовато. Удачи!

Цырен-Жаб Доржиевна 11.02.2014 в 17:45

Уважаемые коллеги, спасибо за материал! Удачи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!