Регистрация

Интегрированный урок по слушанию музыки в 1 классе «Путешествие в сказочную Лапландию»

  • 16 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Все мы родом из детства. Оно является первой и очень важной ступенькой в большую жизнь. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок научился постигать этот мир во всём его удивительном многообразии. Работая в детской школе искусств много лет, мне особенно нравиться заниматься с маленькими детьми. Ведь обучая их, я сама постоянно у них учусь искренности, вере в прекрасное, благодаря которым я не перестаю удивляться и удивлять. Они дают мне возможность снова и снова окунуться в детство.

Тема сказки – основная тема в работе с малышами. Именно сказка наиболее близка их мироощущению и миропониманию, а полихудожественная деятельность помогает полнее раскрыть их творческие способности.

Интегрированный урок по слушанию музыки в 1 классе «Путешествие в сказочную Лапландию»

Цель урока: Развивать познавательные и творческие способности детей при взаимодействии разных видов искусств.

Ход урока

Учитель: Тиррв! Здравствуйте! Я поздоровалась с вами по-саамски. Саами – это народ, который поселился на нашей северной земле с давних-давних времён. У Саами свой язык, свои обычаи и музыка. Они живут в тундре, пасут оленей, ловят рыбу и охотятся на зверей.
В нашем сегодняшнем путешествии нам будет помогать Лаввл – музыка по-саамски.

Знакомство с Лапландией

Учитель: А сейчас послушайте музыкальный фрагмент и постарайтесь угадать, кого из северных животных изобразил композитор?

Звучит пьеса «Белый медведь» А.Муха.

Дети: Это белый медведь.

Учитель: А почему вы так решили? Может быть это хитрая лиса?

Дети: Нет! Музыка звучит громко, тяжело…

Учитель: Вы правы. Ведь белый медведь очень большой, движения его медленные и грузные, поэтому композитор написал музыку в медленном темпе, используя низкие звуки. А как вы думаете, белый медведь – грозный хищник или трусливый зверь?

Дети: Грозный хищник, он никого не боится, а его боятся все…

Учитель: Если бы эта музыка звучала тихо, мы бы поверили, что медведь –грозный, страшный, сильный зверь?

Дети: Нет!

Учитель: Поэтому композитор, изображая медведя, использовал в музыке громкие, низкие звуки в медленном темпе. Ребята, а вы знаете, что ритм – верный помощник музыки. Ритм – это сердце музыки. У нас с вами тоже есть сердце, давайте его послушаем.

Дети слушают своё сердце, приложив ладошки к груди.

Учитель: У кого-то сердечко бьётся медленно, у кого-то – быстрее. Так и у музыки Лаввл сердце бьётся то быстрее (короткими звуками), то медленнее (долгими звуками). Слышите? Шур-шур-шур… Это белочка сопит носом. Она вдыхает свежий морозный воздух. Я вам сейчас открою тайну! Звуки нашей тундры могут лечить!

Упражнения

Учитель: Если у вас болит горлышко, приложите ладонь к шее и зазвените высоким голосом, как комарики: з-з-з-з-з…...(Дети повторяют, стоя.)

Учитель: А если вы кашляете, приложите ладонь к грудной клетке и зажужжите, как жук, низким голосом: ж-ж-ж-ж…..

Путешествие в сказку

Учитель: Сегодня мы послушаем музыку норвежского композитора Э.Грига, который использовал в своих произведениях мелодии народов Севера. (На фоне рассказа звучит «Песня Сольвейг»). Вы любите сказки?

Дети: Да! Очень!

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в саамскую сказку, а музыка Лаввл будет нам помогать. Было это очень давно, когда наш Север называли холодной Лапландией. На берегу озера жила девочка, звали её Пуна. Все обитатели тундры очень любили её. Пуна вставала рано утром, собирала хворост, шкерила рыбу, собирала ягоды и всегда напевала песенку для своего друга Пейв – солнышка:

Пейв-солнышко,
Мой лучший друг.
У тебя так много рук!
Землю саамскую согрей,
Чтобы стало всем теплей!

Пейв-солнышку очень нравилась эта песенка, и оно грело и освещало саамскую землю. Но с каждым днём становилось всё холодней. (Звучит «В пещере горного короля».) Слышались шаги и дыхание злой старухи Зимы – Тальвакки. Завыли, закружили вьюги снежные, замели метели белые. Подхватила ТальваккаПейв-солнышко и унесла далеко-далеко, за высокие горы. Стало в тундре темно, наступила полярная ночь.

Пуна очень скучала без Пейв-солнышка и каждое утро пела песенку. Рассердилась Тальвакка-зима на девочку и превратила её в кусок льда, заморозила. Как помочь Пуне?

Дети: Надо вернуть солнышко!

Движения под музыку

Учитель: Унесла его Тальвакка за высокие горы, дремучие леса, за быстрые реки. Но мы не боимся трудного пути! Добраться до Пейв-солнышка нам помогут быстроногие Мяндаш-олени.

«Езда на оленьих упряжках»: девочки-олени – изображают бег оленей, скрестив руки над головой и высоко поднимая колени; мальчики-оленеводы двигаются за девочками, не отставая от своей пары.

Езда на упряжках

Учитель: Белая метель замела дорогу, трудно идти по глубокому снегу.

Ходьба с высоким подниманием колен.

Учитель: Стойте! Дальше Мяндаш-оленям не пройти! Здесь нужны лыжи.

«Едем на лыжах»: пружинистые движения ногами со сменой рук.

Учитель: Осторожно, здесь крутая гора, спускаемся вниз.

Ноги вместе, обе руки вверху, опускаем руки вниз, поворот головы вправо-влево.

Учитель: Лыжня привела нас к волшебному незамерзающему Чарр-озеру. Дальше поплывём на лодке.

Стоя на одном колене изображаем греблю одним веслом.

Учитель: А вот и горы Хибины. Я вижу первые лучики солнца, мы уже близко. Ребята, я знаю волшебные слова, которые помогут Пейв-солнышку уйти от злой Тальвакки:

Пейв-солнышко, покажись!
Красное – нарядись!
Мы все твои дети
На белом свете!

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

Солнце: Большое спасибо! Вы мне очень помогли, моё время уже пришло, надо будить всех от зимней спячки.

Учитель: А вот и Пуна, она растаяла и тоже радуется вместе с нами первым тёплым лучам солнца! Ведь скоро весна! Коренные жители Кольской тундры надели праздничные костюмы, главным украшением которых является орнамент из цветного сукна, замши и бисера. Давайте рассмотрим основные элементы – это северное сияние, солнце, сопки, звезды, море, чум, голова оленя, мышиные и птичьи лапки. Создавая орнамент, вы можете, таким образом, рассказать о красоте северной природы и жизни саамов.

Творческая работа

Дети придумывают собственные орнаменты и рассказывают о них.

Автор: Татьяна Владимировна Гусева, преподаватель 2 квалификационной категории МОУ ДОД «Детская школа искусств № 2» нп. Африканды Полярнозоринского района Мурманской области, стаж работы по специальности – 16 лет.

О себе: Основное время посвящаю любимой работе, но помимо этого я очень люблю читать разнообразную литературу и заниматься рукоделием. Для меня важен активный отдых (занятия йогой, плавание, катание на коньках, восточные танцы), во время которого я с удовольствием общаюсь со своими дочерьми. Люблю участвовать в конкурсах. В этом году наш педагогический коллектив впервые участвовал во Всероссийском конкурсе «Сто друзей», мы заняли 1 место в номинации сценарии уроков (был представлен интегрированный урок). Фото автора кундюбочка

4.5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 18)
  • 16 сентября 2010
  • 9502
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!