Регистрация

Урок по теме «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

  • 10 декабря 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя – компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся – заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:  

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской  культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. ( Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
              Что не можно глаз отвесть.
              Днем свет божий затмевает,
              Ночью землю освещает –
              Месяц под косой блестит,
              А во лбу звезда горит.
              А сама-то величава,
              Выступает, будто пава.          

Ученик: Образ птицы – это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев,  выражался образ прекрасной мечты – птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
              С спокойною важностью лиц,
              С красивою силой в движеньях
              С походкой, со взглядом цариц.  
              Красавица миру на диво:
              Румяна, стройна, высока,
              Во всякой одежде красива,
              Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
              Наши танцы как огонь.
              Выйдет русская красавица,
              Да пройдется под гармонь.
              Шиты золотом сапожки русские,
              Блестят на солнышке сапожки узкие.
              Идет красавица, плывет лебедушкой
              И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской  красавицы? Что объединяет все эти образы? 

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были  отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота – это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха – основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли – ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой – епанечкой. Епанечка – это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо  сарафана носили понёву – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный  узорами символизирующими землю и воду – ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором – кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите  на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Приложение: Запись «Варламов. Красный сарафан» (в формате wav).

Приложение: Запись «Во поле береза» (в формате mp3).

Автор: Слизкая Светлана Николаевна, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории МОУ «СОШ № 13» города Славгорода Алтайского края, стаж работы по специальности – 7 лет.

Светлана Николаевна в свободное время увлекается вязанием, вышиванием, разведением цветов.  В 2009 году участвовала в городском конкурсе «Учитель года 2009». Ее ученики занимают призовые места в городских и краевых конкурсах.

Фото автора SLIZKAYA

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

3.7 из 5 звезд
(голосов: 19, сумма баллов: 70)
  • 10 декабря 2010
  • 45693
  • 9

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (9)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 11.12.2010 в 20:34

Светлана Николаевна,интересный получился у Вас урок, хорошее визуальное и музыкальное сопровождение.Скажите, а выступления детей -это домашнее задание? Дальнейших успехов в Вашем творчестве!

Светлана Николаевна 13.12.2010 в 17:37

Любовь Владимировна! Большое спасибо за ваши отзывы о моём уроке.
На уроке были показаны картины великих портретистов и дети рассказывали об этих картинах. Описание картины было домашним заданием, где дети подбирали необходимый материал. К уроку мы вместе с детьми этот материал отредактировали, взяв только те сведения, которые будут касаться темы урока.

Светлана Александровна 13.12.2010 в 18:50

Светлана Николаевна! Отличный урок у Вас получился: познавательный, красочный, музыкальный, нацеленный не только на процесс обучения, но и на результат, настоящий урок искусства! Современные требования предусматривают наличие списка литературы и ресурсов ...Удачи Вам и новых творческих достижений! С уважением...

Галина Павловна 14.12.2010 в 19:31

Спасибо, Светлана Николаевна! Урок получился познавательный, эмоциональный, надеюсь, и работы детей получились на славу.

Оксана Анатольевна Титаренко 14.12.2010 в 20:21

Светлана Николаевна! Присоединяюсь к отзывам коллег, замечательное занятие! Рассматривая фотографию, обратила внимание, как по-разному дети выполнили задание, русские красавицы в сарафанах и кокошниках получились наславу.

Любовь Арсентьевна 18.12.2010 в 10:17

На Вашем уроке видна практическая деятельность учеников. Урок практической направленности всегда лучше, чем красивые разговоры по теме... Спасибо!

Ольга Александровна 28.12.2010 в 18:53

Урок интересный, познавательный, присутствуют элементы проектной, исследовательской деятельности. Работа очень достойная! С наступающим Новым годом!

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 08:49

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Елена Михайловна 02.02.2013 в 11:50

Светлана Николаевна, замечательный урок, великолепная идея для презентации результата! Очевиден и общий итог, и индивидуальный вклад. Результат оправдывает методическую разработку. Желаю дальнейших творческих успехов!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!