Регистрация

О возрождении традиции домашнего музицирования в рамках программы «Музыка для всех»

  • 24 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства» 

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Фридрих Ницше)
Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
 (Иван Сергеевич Тургенев)
Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
(Людвиг ван Бетховен)

Цель: создание условий для воспитания духовно-развитой личности.

Задачи:

  • самореализация учащихся;
  • рост мотивации к занятиям музыкой;
  • рост самооценки учащихся;
  • улучшение семейного микроклимата.

Авторский подход: приобщение родителей к образовательному процессу и музыкальному воспитанию ребёнка.

Методические условия реализации: использование современных технологий музыкального образования, позволяющих быстро и эффективно вводить детей в практическое музицирование и музыкальное творчество.

Музыка является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Разнообразие стилей, жанров, направлений говорит об огромном влиянии её на наш внутренний мир, понимание окружающей действительности и даёт безграничные возможности для самовыражения.

Технологический прогресс в ХХ и ХХI веках коснулся всех сфер жизни человека, в том числе, изменил наше восприятие музыки. Появление цифровой аппаратуры расширило и разнообразило способы и методы музыкального воспитания. С одной стороны, появились большие возможности охватить новые течения и жанры; но, с другой стороны, мы стали терять живую музыку, чуткость восприятия живого звучания и, вместе с этим, музыкальный вкус. К тому же появление средств аудио- и видеозаписи никак не заменяет радости и истинного наслаждения самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения.

Как педагог дополнительного образования и руководитель музыкального объединения, я имею прекрасную возможность сохранять, изучать и заново открывать детям удивительный мир звуков. В основе разработанной мною образовательной программы лежат новейшие технологии музыкального образования заслуженного работника культуры РФ С.В. Белецкого («Хроморяд» и «Слогопись музыки»), которые дают возможность очень быстро и эффективно погружать детей в практическое музицирование и музыкальное творчество. В объединение принимаются все желающие дети без специального отбора. Отсюда и соответствующее название: «Музыка для всех».

Многие люди, в том числе и дети, испытывают потребность в музицировании. Существует огромное количество музыкальных произведений, которые доставляют удовольствие от их исполнения, но, в то же время, не требуют виртуозной беглости пальцев, что ставится во главу профессионального обучения музыки и подразумевает под собой индивидуальные занятия и многочасовые упражнения на инструменте. Поэтому разработанная мною программа дополнительного образования «Музыка для всех» в качестве ведущей цели ставит музыкально-творческое развитие каждого ребёнка посредством музыкальной деятельности в рамках любительского музицирования.

Любительское музицирование представляет собой грамотное пение и игру на инструменте (в нашем случае фортепиано и музыкальный синтезатор) в быту, которое стимулируется внутренней потребностью общаться с музыкой, следовательно, приоритетным для меня является воздействие на внутренний мир ребёнка, на его восприятие, понимание и желание учиться музыке. Особое внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы учащихся в процессе музицирования, воспитанию эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, развитию сенсорных способностей, а именно: музыкального слуха, памяти, чистоты интонирования, чувства метроритма

Положительную роль в росте мотивации к занятиям музыкой учащихся играет возрождение традиций домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени. Хотя когда-то основным источником музыкальной жизни России было именно домашнее (усадебное) музицирование. Музыка была не только развлечением, но и эстетической культурной потребностью людей. Каждый, считающий себя образованным, человек понимал, умел разбираться в музыкальном произведении, а подчас и сам владел каким-либо музыкальным инструментом. Именно в домашних кругах за развлечениями рождались часто неожиданно удивительные произведения. И нет сомнения, насколько богат был внутренний мир образованного человека в ХIХ веке.

Поэтому одной из хороших традиций объединения «Музыка для всех» является музицирование в кругу семьи. Учащиеся с удовольствием откликаются на предложение устраивать домашние концерты. Приглашения получают мамы и папы, бабушки и дедушки, сёстры и братья, и, конечно же, друзья и близкие семьи. Своими руками дети изготавливают пригласительные билеты – придумывают их оформление, тему концерта, дату и время.

С моей стороны как педагога оказывается помощь в подборе репертуара – это уже выученные произведения или мы готовим что-то новое, подходящее для грядущего события: календарный праздник в кругу семьи или День рождения кого-то из близких. Заранее обсуждаем детали предстоящего выступления: как вести себя, как выстроить программу, с каким настроением отнестись к каждому произведению, какие акценты расставить.

После концерта учащиеся всегда делятся впечатлениями, нередко подключаются и родители, ведь помощь в организации домашнего концерта в большой степени зависит и от отношения родителей к затее. Мы обсуждаем, что больше понравилось слушателям, довольны ли сами ребята своим выступлением, выбором произведений, в какие моменты они волновались и как справились с волнением перед публикой. Из наших обсуждений мы делаем выводы и, в соответствии с выводами, строим свою дальнейшую работу.

Конечно, такие концерты пробуждают желание познавать и исполнять новые музыкальные произведения, следовательно, повышается мотивация к занятиям и интерес к музыке. Родители отмечают, что домашние концерты улучшают микроклимат семьи, помогают лучше понимать своих детей. И, конечно же, являются украшением домашних праздников.

Особенно важно подчеркнуть, что на домашних концертах учащиеся приобретают первые навыки публичного выступления, развивается их концертная выдержка, растёт самооценка. В кругу семьи, где есть поддержка и понимание близких людей, дети чувствуют себя комфортно, более уверенно. Благодаря домашним концертам, многие учащиеся увереннее начинают себя чувствовать и на большой сцене. И, несмотря на то, что деятельность объединения «Музыка для всех» не ориентирована на подготовку музыкантов-профессионалов, дети, проявившие высокий уровень музыкальных способностей в процессе обучения, выходят за рамки любительского музицирования и пробуют свои силы в профессиональных конкурсах и фестивалях, занимая призовые места, что немаловажно как для детей, так и для педагога.

Таким образом, домашние концерты являются не только возрождением хорошей русской традиции домашнего музицирования, но и способствуют личностному росту каждого учащегося объединения «Музыка для всех».

Литература:
1. Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства». – М., «Музыка», 1988 г.
2. Асафьев Б.В. «Русская музыка XX и начала XXI в.в.» 2 изд. – Л., «Музыка»., 1979 г.
3. Георгиева Т. С. «Русская культура: история и современность». – М., «Юрайт», 2000 г.
4. Клёнов А.Ш. «Там, где музыка живёт». – М., «Педагогика», 1985 г.
5. Краснобаев Б. И. «Очерки истории русской культуры XVIII в.». – М., «Просвещение», 1987 г.
6. Михайловская Н.М. «Музыка и дети». – М., «Сов. композитор», 1977 г.
7. Музалевский В. И. «Русское фортепианное искусство XVIII в. – первой половины XIX в.в.». – Л., 1961 г.
8. Рыцарева М. Г. «Русская музыка XVIII в.». – М., «Знание», 1987 г.

Автор: Воропаева Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, БОУ ДО города Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа» г. Омска. Педагогический стаж работы 22 года.

4.3 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 13)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 29.12.2015 в 17:34

Уважаемая Лариса Владимировна! Спасибо за участие в конкурсе! Хорошая идея несомненно описана в Вашем мероприятии, действительно может улучшиться семейный микроклимат, да и рост мотивации к занятиям музыкой тоже. Как дополнение, я бы рекомендовала и соответствующий наряд не только исполнителю, но и слушателям, чтобы почувствовать торжественность мероприятия, значимость.

Никитина Ева Владимировна 29.12.2015 в 20:34

Помню, в детстве я придумала сценарий по мотивам "Ёжик в тумане" Козлова для теневого театра - кажется, ко Дню 8 марта. Мы с младшей сестрой всё старательно готовили (диалог, силуэты, технические вопросы с созданием тени решали), а потом полдня ходили за родителями, чтобы они нашли время посмотреть представление...Больше таких номеров мы не готовили.
Это я к тому, что очень важна поддержка близких в тех начинаниях, в которые вкладываются душевные силы. Чудесная инициатива - вот только ещё лучше было бы, если бы она исходила из семей, а педагог бы только помогал её реализовывать.

Адамбаева Людмила Анатольевна 04.01.2016 в 16:25

Лариса Владимировна, опыт заслуживает уважения. Ваша инициатива требует внимания. Конечно, все идет от семьи. И как в семье будут относиться к успехам ребенка, такое отношение будет и у ребенка к семейным традициям, обычаям, совместному радостному событию или горю. Важно, чтобы и у родителей был позыв быть не пассивными слушателями, а активными помощниками педагогу. К сожалению, глаза многих родителей направлены на фотоаппарат, а не на "артиста". И одежда, конечно, требует изменений. Упехов в конкурсе!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:17

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!