Регистрация

«Развитие одаренности в художественно-эстетическом направлении у детей школьного возраста»

  • 6 февраля 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога дополнительного образования»

Каждый ребёнок талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо развивать активность детей совместно с родителями. Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников.

В соответствии с Рабочей концепцией одарённости, 2003 году  разработанной Министерством образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети»  под одарённым ребёнком понимается ребёнок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Представление об одарённости, изложенное в данной «Концепции», в значительной степени расходится с привычным представлением об одарённости как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребёнка. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления.

Мы в своей работе исходим из принципа, что каждый ребёнок  талантлив в определённых областях развития, и для проявления его яркости и способностей в определенном направлении, необходимо  развивать  активность детей совместно с родителями. 

Иначе, в случае с одной стороны систематизированной работы педагогов, направленной на развитие детской активности и таланта, а, с другой стороны, пассивности родителей, эта работа будет неплодотворной и безрезультатной, можно сказать «игрой в одни ворота».

Развитие одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, в том числе семьи ребёнка, его окружения, детского коллектива и педагогических работников. Следует отметить, что в развитии одарённости особое значение имеет собственная активность ребёнка.

При разработке основной общеобразовательной программы, нами были принято решение, что часть, формируемая участниками образовательных отношений, будет направлена на развитие одарённости в художественно-эстетическом направлении.

В своей работе по развитию одарённости исходим из того, что ребёнку необходимо создать условия для развития его активности и максимальной   реализации  внутренних предпосылок выдающихся достижений в художественно-эстетическом направлении.

Система выявления одарённости в рамках образовательной  деятельности  строится следующим образом:    

1. Выявление детей, обладающих яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеющих внутренние предпосылки для таких достижений в художественно-эстетическом направлении – путём наблюдения за активностью, результатами продуктивной деятельности и успехами ребёнка.

2. Психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников, которое  предполагает  создание комфортной развивающей среды, помогающей  гармоничному эмоциональному и социальному развитию одарённых детей:

  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости и талантливости;
  • участие в различной концертной деятельности, конкурсах, смотрах и т.п.;
  • работа с родителями (законными представителями) одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и педагога. Проведение для родителей мастер-классов, поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на родительских собраниях).

3. Создание условий для развития активности детей, в том числе совместной деятельности родителей и педагогических работников по развитию талантливости ребёнка путём проведения концертов, мероприятий, выставок художественных работ и декоративного  творчества,  а также создание условий для участия ребёнка в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.

4. Поощрение детей, проявивших выдающиеся достижения в художественно-эстетическом направлении в таких формах как: награждение дипломами, грамотами за участие как в муниципальных конкурсах, так и конкурсах на уровне  образовательной организации.

5. Работа с педагогическим коллективом путём проведения обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов по вопросам выявления, создания условий  и последующей работы с яркими детьми.

Цель развития детской художественной одарённости состоит в приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной – формирование эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Развитие детской одарённости художественно-эстетической направленности осуществляется в рамках вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная косточка». В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка и его художественной одарённости, раскрытию творческих способностей. Занятия проводятся на добровольной основе всех участников образовательных отношений.

На занятиях создаются условия для развития активности ребёнка путем предоставления свободы творчества, свободы выбора, метода и техники художественного  исполнения замысла.

В последнее время наметилась тенденция увеличения количества детей, обдающих яркими достижениями или предпосылками для таких достижений, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом практическая деятельность показывает, что дети с ограниченными возможностями здоровья обладают также предпосылками для ярких достижений.

Таким образом, работы по выявлению одаренности  у детей интегрируется с коррекционной работой. В том числе, занятия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии «Аккорд» и изостудии «Волшебная кисточка» позволяют ребёнку раскрыться, преодолеть психические нарушения развития личности, социализироваться.

Полученные результаты художественной деятельности ребёнка (рисунки, поделки) являются материалом для последующей работы педагога-психолога с ребёнком по коррекции имеющихся нарушений и позволяет оценить психическое состояние ребёнка. Выступая и принимая участия в разных мероприятиях у тетей появляется возможность на самоутверждение.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работа  по выявлению и  развитию одаренности  как в художественно-эстетическом направлении, так и в других областях развития, является не работой одного педагога, а является совместной работой всех участников образовательных отношений (самих детей, их родителей и всех педагогических работников).

На основании изложенного, предлагаем:

  • разработать муниципальную программу по выявлению одарённых детей и развитию одарённости не только через систему дополнительного образования, а начиная с младшего возраста;
  • организовывать и проводить открытые выставки детского художественного творчества для того, чтобы педагогические работники и родители имели возможность посмотреть результат деятельности, как своего ребёнка, так и других детей.

Составитель: Казанцева Лариса Алексеевна, учитель музыки, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» п. Рябчинка Искитимского района  Новосибирской области.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)
  • 6 февраля 2017
  • 783
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!