Регистрация

Конспект урока «Натюрморт с сухими травами»

  • 23 октября 2021

Представленный урок – очередной в разделе  «Мир живой природы», 3 класс по авторской программе «Основы изобразительной грамоты». Он содержит сведения по теме «технологии в изобразительном искусстве».

На уроке  учащиеся продолжают знакомство с видом изобразительного искусства «графика» и жанром «натюрморт». Осваивают навыки работы графическими материалами, а также  знакомятся с новыми для них понятиями: изобразительные и неизобразительные виды искусств, жанры и поджанры, композиция в ходе выполнения практической работы художественными материалами.

Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира.

Задачи:

1. Предметно-информационная составляющая: Продолжаем знакомство с видом изобразительного искусства «Графика» и жанром «Натюрморт».

2. Деятельно-коммуникативная составляющая:

  • продолжаем осваивать различные графические материалы и приемы работы этими материалами;

  • формируем графические навыки в изображении объемных предметов простой формы;

  • развиваем умение рисовать с натуры.

3. Личностно-ориентационная составляющая: развиваем художественный вкус и наблюдательность.

Форма урока: урок – практикум

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

Преобладающий метод: проблемно-поисковый, творческий.

Категория обучающихся: учащиеся 10-11 лет 3 класса художественного отделения школы искусств.

Оборудование:

  • для учителя: выставка детских работ по теме «Графика» из личного фонда учителя, предметы из натурного фонда, /лист ватмана для демонстрации вариантов композиций/, слова на доску (графика, натюрморт, композиция)

  • для учащихся: бумага А3, также тонированная и писчая А3, гуашь белая и черная, уголь прессованный, тушь, перо, палочка, кисть, восковые мелки, акварель, пастель и пр.

Ход урока

1. Организационный момент. Ребята, я вижу, что все готовы сегодня к уроку, принесли графические материалы, которыми вам нравится работать. У нас сегодня на уроке члены выставкома, они будут смотреть, и оценивать ваши работы. Самые достойные из ваших работ займут место в холлах нашей школы.

2. Постановка темы и задач урока:

    – Тема нашего урока? Ребята, может кто-то догадается? Правильно, натюрморт. Сможете придумать название натюрморта, ради чего, поставлен этот натюрморт?

    Ответы детей: Сухие травы. Они очень красивые и сразу вспоминается лето.

    – Да. Тема нашего урока: «Натюрморт с сухими травами».

    – Цель: освоение приемов работы графическими материалами, используя их выразительные особенности. Ребята, назовете графические средства выразительности? Ответы детей: (линия, штрих, тон, пятно)

    – Задачи: Продолжаем знакомство с понятиями «Графика», «Натюрморт». Развиваем навыки работы различными графическими материалами, осваиваем главные средства выразительности графики – линия, тон, пятно, штрих. Воспитываем чувства отзывчивости к красоте природы

    3. Мотивация

      – Как вы думаете, ребята, для чего нам нужно уметь рисовать, работать различными материалами, знать различные техники? Где нам могут пригодиться полученные на сегодняшнем уроке знания? Правильно, люди должны уметь понимать и ценить искусство, если считают себя культурными. Знать особенности художественных и графических материалов, знать главные выразительные средства видов изобразительного искусства. Еще профессор Академии художеств Павел Петрович Чистяков сказал: «Не умеющий рисовать, не будет и писать как следует»

      4. Актуализация опорных знаний

        – Любая работа художника начинается с рисунка. Рисунок различается по технике, характеру рисования, по жанрам. В рисунке художник изображает окружающий мир. Как называется жанр, где изображаются люди?

        Ответы детей: Жанр – портрет.

        – Природу? анр – пейзаж).

        – Предметы, вещи? анр – натюрморт).

        – Да, ребята, мы с вами уже выполняли такую работу; рисовали натюрморт с натуры, только … гуашью. Сегодня мы с вами нарисуем «Натюрморт с сухими травами» с натуры графическими материалами. Нназовите какие графические материалы, и графические техники вы знаете? (Ответы детей). Вспомните какие трудности вы испытали в работе тем или иным материалом?

        (Трудности рисования углем заключаются в том, что уголь легко стирается и осыпается при малейшем прикосновении руки, чтоб не повредить рисунок, приходится работать с большой осторожностью. Работа тушью и пером (палочкой) требует большой аккуратности, безупречное чувство рисунка и т.д.).

        – Все правильно, вы знакомы с возможностями этих графических материалов и техник работы с ними. Как называется вид изобразительного искусства, где главные средства выразительности – линия, пятно, а изображение черно-белое? (Графика).

        5. Формирование новых знаний.

        – Я приглашаю вас к путешествию в страну под названием «Графика». (Показ слова). Искусство графики – это один из видов изобразительного искусства, основой которого является рисунок. Слово «графика» происходит от греческого «графо» – «пишу, рисую». С произведениями графики мы встречаемся повсюду. У кого дома есть произведения графики? (Ответы детей).

        – Да, ребята – это и журналы, и книги, и открытки, печатная продукция, плакаты, афиши, реклама, прикладная графика, этикетки, марки, коробки конфет, различного рода упаковки в музеях, на выставках.

        – Графика – самый распространенный вид искусства. Несмотря на кажущуюся простоту изображения, это искусство очень сложное. Ведь художник на плоском листе бумаги должен передать объем и форму предмета одним цветом и линией. Важной особенностью графики при кажущейся условности ее изобразительного языка является способность передавать душевное состояние художника. Художник, обобщая свои зрительные впечатления, создает художественный образ. Через восприятие произведений искусства он обогащает наши чувства, заставляет задуматься над многими явлениями жизни, учит постигать мир красоты.

        Давайте посмотрим работы художников-графиков, профессиональных художников. Посмотрите, как они по-разному решают задачи: у кого-то очень лиричные натюрморты, у других с тонким юмором, у третьих очень лаконичны и немногословны. (просмотр работ на компьютере).

        Натюрморт, для обучающихся рисованию – очень удобная во всех отношениях постановка: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой внешний облик. Предметам можно придать любое положение. Натюрморт стал самостоятельным жанром сравнительно недавно, в 17 веке. Слово «Натюрморт» с французского (натюр эмор) переводится как неживая природа, неодушевленная, неподвижная.

        Натюрморт живет по своим законам. Предметы для натюрморта ставятся не случайно, а подбираются по-смыслу и каждый предмет на своем месте, в соответствии с замыслом художника. За каждым натюрмортом стоит человек, его быт, его образ жизни, мыслей.

        – Ребята, у нас на столе предметы: туесок берестяной, сухие травы, муляж ягод черешни и полотенце с красивой вышивкой. Как вы думаете, есть ли какой-то смысл в нашем натюрморте? Да, все правильно, а теперь посмотрите, что я делаю: я расставляю предметы на очень большое расстояние друг от друга, предметы здесь, в комнате; смысл остался, но … натюрморт разрушился, разорваны межпредметные связи, остались просто предметы.

        – Я предлагаю вам предварительно на листе А3 схематично расставить предметы-прямоугольники, найти наилучшее композиционное решение. (Выходят дети к доске и по очереди двигают прямоугольники-предметы, находя лучшее положение на плоскости).

        – Теперь,  ребята, кто сможет дать определение понятию – натюрморт? Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, где изображаются вещи, предметы, связанные между собой по-смыслу и межпредметными связями.

        Физкультминутка:

        Мы топаем ногами,
        Мы хлопаем руками,
        Киваем головой.
        Мы руки поднимаем,
        Мы руки опускаем,
        Мы кружимся потом.
        Мы топаем ногами:
        Топ, топ, топ.
        Мы хлопаем руками:
        Хлоп, хлоп, хлоп.
        Мы руки разведем
        И побежим кругом.

        (Дети воспроизводят движения). 

        6. Подготовка к практической работе

        – Вы принесли графические материалы, которыми вы любите работать. Напомните мне, с чего мы начинаем работу над натюрмортом:

        1. С расположения предметов на листе
        2. С определения габаритных размеров
        3. Прорисовки формы предметов
        4. Уточнение деталей
        5. Более тщательная прорисовка переднего плана.

          7. Практическая работа

          Требования к творческой работе:

          • интересная композиция;
          • владение выбранным графическим материалом;
          • выразительное использование средств графики (линия, тон, пятно);
          • передача своего впечатления, видения натуры
          • художественно-образное решение темы.

          8. Анализ детских работ

          – Очень приятно отметить, что все на уроке справились с заданием: каждый нарисовал натюрморт по-своему интересно, и вы сумели передать свое отношение, свое видение к изображаемому, показали свободное владение графическими материалами. Молодцы!

          9. Рефлексия

          – Ребята, кто считает, что он справился с сегодняшним заданием, выйдите к доске и покажите свои работы членам выставкома. Кто, считает, что ему не хватило чуть-чуть времени, покажите с места свои работы.

          10. Итог

          – Хочется отметить детей, которые вышли на продуктивный, творческий уровень – создали выставочные работы. Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен. Уборка рабочего места.

          Термины, используемые на уроке

          Изобразительные и (неизобразительные) виды искусства – произведения, которых существуют в пространстве не изменяясь и не развиваясь. К ним относятся живопись, графика, скульптура - неизобразительные – декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование, архитектура

          Графика – вид изобразительного искусства в основе которого лежат линия, контраст черного и белого. Графика разделяется по назначению: станковая, книжная, журнальная и газетная, компьютерная, промышленная.

          Натюрморт – жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу

          Композиция – (от латинского – составление, сочинение) построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.

          Рисунок – изображение на плоскости, созданное средствами графики (линия, штрих, пятно, тон)

          Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

          Жанр (фр. – род, вид) исторически сложившиеся внутреннее подразделение в большинстве видов искусства, специфические для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер, батальный жанр, исторический, бытовой) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, парадный, историко-бытовой жанр и т.п.)

          Поджанры - основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина – особый вид пейзажа, «завтраки» и «десерты» - разновидности натюрморта).

          В тех видах пластических искусств, где невозможно выделить предмет изображения – в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне, жанровая классификация замещается типологическими разделениями, основанными на функциях произведения (так в архитектуре выделяются типы дворца, храма, жилого дома и т.д.; в свою очередь разделяющиеся на множество подтипов.

          Основные жанры, как и само понятие жанр, имеют свои исторические границы. Искусство древности, средневековья, Возрождения не знало четких границ между жанрами, и только в 17-18вв эстетика классицизма создала строгую иерархическую жанровую систему с разделениями жанров на «высокие» и «низкие».

          Однако уже в 19 в эта иерархия разрушилась, а границы между жанрами постепенно стираются, начинается процесс их переплетения и сложного взаимодействия.

          В ином, узком смысле термином жанр обозначаются произведения бытового жанра (жанровая картина, жанровая скульптура и т.п.)

          Анализ урока

          1. Тема: «Натюрморт с сухими травами»

          2. Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира.

          3. На уроке решались следующие задачи:

          Образовательные:

          • Продолжали знакомство с видом изобразительного искусства «Графика» и жанром «Натюрморт»

          • Продолжали осваивать графические материалы и графические техники

          Развивающие:

          • Продолжали осваивать различные графические материалы и приемы

          работы этими материалами

          • Формировали графические навыки в изображении сухих трав и объемных предметов простой формы.

          • Развивали умение рисовать с натуры

          • Расширяли представления о многообразии графических материалов и разнообразных графических техниках.

          • Развивали умение творчески мыслить и решали композиционные задачи в предложенной теме

          Воспитывающие:

          • Умение дать оценку своей деятельности

          • Развивали художественный вкус и наблюдательность

          • выражали свое личное отношение к изображаемому;

          • Развивали эстетически-художественный вкус, чувство радости, восторга от хорошо, интересно выполненной работы

          Была обеспеченность их комплексность и взаимосвязь.

          Главные задачи урока:

          • Умение решать композиционные задачи

          • Умение работать различными графическими материалами в различных графических техниках

          • Выражать в работах свое личное отношение к изображаемому

          • Воспитывать наблюдательность и чувство радости от хорошо, интересно выполненной работы

          Для решения этих задач был выбран тип комбинированного урока: формирование новых знаний и умений, для чего использовалась следующая структура урока:

          • Организационный момент

          • Постановка темы и цели урока

          • Мотивация

          • Актуализация опорных знаний

          • Знакомство с новым материалом

          • Физкультминутка

          • Подготовка к практической работе

          • Практическая работа

          • Анализ детских работ

          • Рефлексия

          • Итог. Выставка.

          • Анализ урока

          3. Акцент урока:

          • Расширяли представления о работе графическими материалами и различными техниками

          • Развивали навыки работы графическими материалами, используя главные выразительные свойства графики – линия, штрих, пятно

          • Воспитывали наблюдательность и чувство отзывчивости к родной природе

          4. Для раскрытия нового материала были выбраны следующие методы обучения:

            • объяснительно-иллюстративный

            • проблемный

            • поисково-конструктивный

            • исследовательско-творческий

            5. Для достижения цели урока было выбрано сочетание нескольких форм обучения – создание проблемной ситуации, выполнение творческой работы, и как итог – выставка. Необходим был дифференцированный подход к обучающимся, т.к. уровень умений и навыков детей различен.

            6. На занятии были использованы активные методы обучения, за счет чего обеспечивалась высокая работоспособность, активная интеллектуальная деятельность учащихся. Активность учащихся проявилась в практическом приобретении знаний необходимых для выполнения творческой задачи. Все это развивает творческую потенцию, фантазию, интуицию и воспитывает чувство отзывчивости к природе и выразительности графических натурных работ.

            7. На уроке поддерживалась хорошая эмоциональная атмосфера, т.к. была выбрана правильная форма обучения (урок – практикум), четко поставлена цель.

            В основе урока-практикума лежит принцип непосредственного участия, который обязывает учителя сделать каждого ученика участником творческого процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения своего видения темы.

            Практическая работа выполнялась различными графическими материалами по выбору. Итогом явилась выставка детских работ на эту тему.

            Автор: Писаренко Альфира Султановна, преподаватель МБОУ ДОД Детская школа искусств, г.Ханты-Мансийск. Работаю в компьютерной графике, увлекаюсь созданием м/ф, пишу маслом, есть персональные выставки. Участвую в конкурсах профессионального мастерства.

            5 из 5 звезд
            (голосов: 1, сумма баллов: 5)

            Получайте бонусные рубли за вашу активность!

            Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

            Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

            Похожие публикации

            Комментарии (0)

            , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


            Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

            Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

            Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

            Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

            Онлайн тестирование для детей и педагогов

            Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

            Как стать экспертом наших конкурсов

            Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

            Мы в социальных сетях

            Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!