Регистрация

Как изучать в школе «Основы религиозной культуры и светской этики»?

  • 17 декабря 2009

В школах девятнадцати российских регионов с началом четвертой четверти, то есть с 1 апреля будущего года, начнется эксперимент, в рамках которого ученики 4 и 5 классов приступят к изучению курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Родители смогут выбрать между православной, исламской, буддистской культурой или собственно светской этикой. При этом учебники для преподавания этих дисциплин еще только пишутся. О форме и методах изучения в школе основ религиозной культуры рассказывает «Росбалту» казанский протоиерей Олег Соколов.

Должны ли в школе вообще и в Татарстане в частности (республиканское руководство настаивает на изучении комплексного курса основ мировых религий) преподаваться «Основы православной культуры»? В каком виде?

– Такой предмет может преподаваться наряду с многими другими, вопрос только в бюджетных средствах. Должно ли государство оплачивать преподавание тех или иных предметов? Раньше в школах было множество кружков, в которых изучались предметы школьной программы, фото- или радиодело и так далее. И все это оплачивало государство. Думаю, каждый человек вправе знать и изучать национально-религиозную культуру. А раз вправе, значит, государство обязано ему это право гарантировать. Так что предмет «Основы православной культуры» должен преподаваться, но только для желающих. Позиция Русской Православной Церкви совершенно определенная – это должно происходить на добровольной основе. Патриарх Кирилл неоднократно повторял известные слова: «невольник – не богомольник».

Но среднестатистический школьник не испытывает особого рвения к учебе, и велика вероятность, что на «добровольные занятия» многие просто не пойдут.

– Церковь считает, что занятия по основам религиозной культуры должны стоять в сетке предметов, поскольку если они будут преподаваться факультативно, это означает, что ими можно будет пренебречь. Действительно, зачем сидеть на дополнительных занятиях, когда сверстники бегают во дворе? При этом должна быть предоставлена альтернатива: вместо «Основ православной культуры» можно изучать «Основы мировых религий», а если родители категорически не желают, чтобы их дети знакомились с религиями, пусть даже в культурологическом аспекте, – «Основы светской этики» или что-то вроде этого. Отметим, что ОПК – предмет культурологический: изучаются не догматы, а православная культура, являющаяся основой русской национальной культуры. Так же переплетены, например, татарская и мусульманская культура. Если татарин не мусульманин – например, кряшен – его культура другая.

Так ли важны эти нюансы сейчас, когда победу массовой культуры можно считать свершившимся фактом? Многие спрашивают: мол, зачем вообще этот предмет?

– Не знать родную национально-религиозную культуру человеку просто неприлично. Вспомним, как раньше преподавались основы греко-римской культуры, лежащей в основе европейской цивилизации. До революции считалось, что если человек не знает античной культуры и мифологии, его вряд ли можно отнести к числу образованных. Не знать ее было просто невозможно – античные сюжеты лежат в основе всех классических произведений искусства, скульптуры и живописи. При этом разбираться в мифологии и религии – вовсе не значит ее исповедывать: всякий образованный человек прекрасно знал различных греко-римских богов, однако никому и в голову не приходило в них уверовать.

Высказывается мнение, что вводить предметы духовно-нравственного цикла пока преждевременно, поскольку изучение основ любой религии подразумевает обязательное знакомство с ее догматами, что не является целью школьного обучения.

– Я вовсе не хочу сказать: давайте изучать православную культуру, не обращая внимание на ее религиозно-мистическое содержание. Культурологический характер предмета ОПК выражается в том, что изучается культура, а не догма. Знать культуру и веровать – совершенно разные вещи. Этот очень простой вопрос, на мой взгляд, искусственно затуманивается. С другой стороны, полезно знать не только свою культуру, но и культуру соседа – мне, например, интересна мусульманская культура, и, полагаю, всякому человеку, проживающему в Татарстане, нужно знать как одну, так и другую. Если мы слышим звон колоколов, каждый должен понимать, что это означает. Стоит знать, и к чему призывает муэдзин.

Еще один аргумент против преподавания основ религиозной культуры: неправославные народы распределены по России неравномерно — например, татар в русских регионах может быть очень немного, организовать для них преподавание основ ислама практически невозможно, и в результате возникнет неравенство или даже насильственное насаждение православия.

– Это совсем не так! Равенство может осуществляться на разных уровнях. Как известно, одни говорят: «пусть не будет богатых», другие – «пусть не станет бедных». Так и здесь: принцип «ты делаешь это – позволь и мне» должен безусловно выполняться. Если русские изучают православную культуру, татарин также вправе ее изучать. Но представим обратную ситуацию – русскую семью в татарской деревне. Понятно, что для их ребенка вряд ли организуют уроки ОПК, но это не значит, что тогда и татарам не надо изучать основы ислама. Если в Казани, допустим, живет чукча, ясно, что преподавать ему основы чукотской шаманской культуры невозможно, но он не должен обижаться, что здесь преподают основы православия и ислама. Народ, который представлен в достаточном количестве, должен иметь возможность изучать основы своей духовной культуры.

Возможны ли и нужны ли общешкольные молитвы?

– Насаждать в школе религию в чистом виде не следует. Церковь отделена от государства и поддерживает этот принцип, ни в коем случае не стремясь слиться с ним. Но, помню, еще мальчишкой, когда ООН только создавалась, я услышал, что заседания этой международной организации начинаются с минуты молитвы и тишины. Не знаю, сохраняется ли эта традиция сейчас, но тогда это прямо врезалось в память.

Характерно, что во многих светских государствах – например, в некоторых штатах США – школьные занятия также начинаются с минуты тишины, предназначенной для молитвы и размышления. Эта традиция нисколько не понуждает к религии, но способствует укреплению терпимости и свободомыслия. Минута тишины никому не вредит! С другой стороны, каждый верующий начинает любое дело с молитвы. Де-факто эта минута для многих существует, так почему бы ее не узаконить? И если оказалось, что, допустим, в классе собрались единоверцы, – почему не помолиться вслух? Возможно, впрочем, что я выражаюсь сейчас несколько радикально. Я за минуту тишины, а может ли быть минута явной молитвы, – на этом я не настаиваю.

– По мнению сторонников обязательного введения ОПК, Россия сформировалась и заняла нынешние позиции в мире именно как православное государство, в связи с чем основы православной культуры должны быть известны всем гражданам нашей страны. Ни у кого же не вызывает сомнения необходимость всеобщего владения русским языком. Как вы к этому относитесь?

– Это достаточно здравый аргумент. Но надо учитывать ситуацию: возможно, пока мы к этому просто не готовы. Национальный и религиозный вопросы очень деликатны, рубить с плеча здесь нельзя. Согласно общепринятой международной практике, Россия – мононациональное государство. Но мы за это не цепляемся, – и правильно. Не следует объявлять Россию мононациональным государством русских, – другие народы к этому не готовы, и это вызовет только напряженность и распри, тогда как наша цель – объединение, мир, согласие. Только, конечно, чтобы это не было лицемерием и пустыми политическими лозунгами. Сближение взглядов – это благо, разделение, раскол – великий грех. Если хорошая, добрая идея не будет воспринята и вызовет раскол в обществе, лучше до поры попридержать ее осуществление.

Беседовала Яна Амелина

Интервью полностью см.: http://www.rosbalt.ru/2009/12/16/697944.html

Фото: Обращение к верующим протоиерея Олега Соколова http://www.rosbalt.ru/

2.3 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 7)
  • 17 декабря 2009
  • 3759
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Светлана 19.06.2011 в 02:56

Нынешняя Россия больше никогда не будет многонациональным государством в том смысле, в который в нее хотят вложить нынешние "вожди". Лично я категорически против введения в школах подобного религиозного предмета. Насколько я помню - по закону Церковь отделена от государства! Но тем не менее активно в дела этого самого государства лезет. Если (не дай бог!) подобную ерунду введут в школах, я ребенку категорически запрещу посещать подобные "учения". Тем более, что во всех Уставах общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей прописано, что "на территории данного учреждения категорически запрещены различные виды политических и религиозных партий". Т.е. учения об этом - тоже запрещены! И, введя подобный предмет, Департамент образования нарушит закон!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!