Регистрация

Психологическое благополучие педагогов начальной школы

  • 3 марта 2020

От чего зависит психологическое благополучие человека?

  • От хорошего настроения;
  • когда человек не находиться в стрессовой ситуации;
  • нет большой нагрузки;
  • умеет переключаться;
  • с интересом ходит на работу;
  • не возникает проблем, конфликтов.

И от многих других факторов...

Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.

Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения. В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».

«Эмоциональное выгорание» педагогов начальной школы

На протяжении многих лет занимается этим вопросом Виктор Васильевич Бойко. Эмоциональное выгорание – «это механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций, снижения энергетического тонуса в ответ на воздействующие травмирующие факторы».

Известно, что преодолеть психологические проблемы, в том числе и профессионального характера, можно, если обратиться к специалистам, например, в психологический центр «Открытие». Да, оказывается, и педагогам, которые являются воспитателями детских душ, тоже нужна помощь и поддержка. С помощью психолога учитель сможет подойти к проблеме эмоционального выгорания объективно, непредвзято и найти объяснение своей раздражительности, агрессии, напряжения.

Если говорить о профессии педагога, то «эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на ис­полнении учителем профессиональной деятельности, на его отношениях с деть­ми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия са­мого са­мого педагога.

Давайте разберемся, какие факторы влияют на возникновение синдрома сгорания у учителя начальных классов, на большую эмоциональную растрату.

Во-первых, это внешние факторы. 

1. Конечно, ответственность за безопасность и жизнь детей, вызывает нервное напряжение.

2. Большое количество детей в классах. Трудные дети и их родители.

3. Частые аттестации и проверки. Открытые показы уроков. Методические объединения.

4. Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе.

Есть еще и внутренние факторы. Это личностные качества.

1. К ним относятся пол и возраст. Замечено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. А 20-летние имеют выраженные переживания синдрома, чем люди более зрелого возраста.

2. Семейное положение. Те, кто замужем и имеют детей, больше переживают, чем одинокие люди и без детей.

3. Естественно, скорее выгорает тот, кто способен больше переживать, сочувствовать, сострадать.

В.В.Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:

  • напряжение;
  • резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);
  • истощение.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

При формировании первой фазы появляется тревога и депрессия, разочарование избранной профессией, конкретной должностью.

Во второй фазе происходит ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Учитель делит детей на «плохих» и «хороших». Здесь же педагог «экономит» на эмоциях, руководствуется принципом «хочу или не хочу», облегчает или сокращает обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Третья фаза сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

К сожалению, за психологическую безопасность в нашей стране никто не несет ответственности, хотя в развитых странах эту функцию выполняют большие страховые компании. Поэтому нам самим приходится себя защищать, находясь в жестких производственных рамках перегруженности, мы часто находимся на грани эмоционального срыва, стрессов, напряжения.

Необходима своевременная комплексная система профилактических мер, а начать надо с самодиагностики. В презентации представлен тест Аппелса, это экспресс-методика, которая поможет оценить степень истощенности жизненных сил учителя начальных классов. 

Если вы обнаружили в себе некоторые симптомы напряжения стресса, необходимо попытаться улучшить свое эмоциональное и физическое самочувствие.В конце презантации раскрыты приёмы, снижающие эмоциональное напряжение педагога.

Разработала педагог-психолог Ковальчук Наталья Викторовна.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 3 марта 2020
  • 785
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!