Регистрация

Программа «Каролина» для детей с особыми потребностями

  • 26 января 2023

 Международные и Всероссийские конкурсы

Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»


Лечение и реабилитация детей с особыми потребностями представляет собой очень сложную задачу для педагогов и медиков. Зачастую требуется комплексная работа сразу нескольких специалистов.

Так, в Центре патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной annasemkina-centre.ru – работает команда специалистов высокого класса в области логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, адаптивной физической культуры и медицины. Сочетание медицинского и педагогического подходов в реабилитации детей с особенными потребностями является основой работы Центра.  Здесь проводится реабилитация детей с ЗПР, задержкой психомоторного развития, алалией, дизартрией, афазией, ринолалией, дислалией, расстройствами аутистического спектра, дислексией, дисграфией, СДВГ, диспраксией, слухоречевой  агнозией,  логоневрозом и умственной отсталостью от 0 до 18 лет.

А теперь о программе  «Каролина». Первый выпуск программы был осуществлен в 1986 году. Программа была разработана для работы с детьми, имеющими различные нарушения, от рождения до 24 месяцев.

Руководство построено следующим образом:

1. План обучения основан на нормальных последовательностях развития, но не исходит из равномерного развития в каждой области.

Учебный план разработан как для медленно, но нормально развивающихся детей, так и для детей с множественными нарушениями, с нетипичными образцами развития.

2. Программа обучения решает проблему нетипичного развития двумя путями.

  • Во-первых, навыки каждой области развития разделены на логические последовательности обучения (так, что порядок навыков определяется тем, что один навык вытекает из другого, а не по среднему возрасту, в котором здоровые дети приобретают эти навыки).
  • Во-вторых, включены изменения для детей с особыми сенсорными и двигательными ограничениям. Таким образом, ребенок с сильной задержкой двигательного развития, но потенциально средними познавательными способностями, не задерживается в прохождении через область познания из-за того, что его двигательные навыки не соответствуют норме.

3. Учебный план был основан на признании того факта, что большинство детей с серьезными нарушениями никогда не станут «нормальными», не смотря на все усилия специалиста по вмешательству. Таким образом, при работе с такими детьми необходимо обучение не нормальным, а адаптивным навыкам, которые временно или постоянно заменят нормальные навыки, если это необходимо.

Первым шагом при планировании программы вмешательства является тщательная оценка текущих возможностей развития ребенка. Для этого 25 пунктов последовательностей (разделов) этой программы были включены в «Журнал оценки» с полем для внесения результатов наблюдений за несколько недель.

Важно, чтобы каждый ребенок, для которого будет применена эта программа, был оценен по всем 25 последовательностям, за исключением некоторых случаев серьезных нарушений (например, полностью слепые дети не будут оцениваться по пунктам, требующим зрения).

Все навыки каждого раздела (последовательности) программы составлены в порядке их ожидаемого развития.

  1. Зрительное слежение и постоянство объектов.
  2. Постоянство объектов: двигательное и зрительное.
  3. Слуховая локализация и постоянство объектов.
  4. Внимание и память.
  5. Формирование понятий.
  6. Восприятие пространства.
  7. Функциональное употребление объектов и символическая игра.
  8. Решение проблем.
  9. Зрительное восприятие.
  10. Предсловарь/словарь.
  11. Имитация: звуки и жесты.
  12. Ответы на общение.
  13. Разговорные навыки.
  14. Самоуправление.
  15. Социальные навыки.
  16. Навыки самообслуживания: еда.
  17. Навыки самообслуживания: одевание.
  18. Самообслуживание: уход за собой.
  19. Навыки тонкой моторики: ребенок тянется к предмету, хватает его и выпускает из рук.
  20. Навыки тонкой моторики: манипулирование.
  21. Навыки тонкой моторики: билатеральные навыки.
  22. Зрительно-моторные навыки: владение карандашом и рисование.
  23. Навыки крупной моторики: положение лежа на животе.
  24. Навыки крупной моторики: положение лежа на спине.
  25. Навыки крупной моторики: вертикальное положение.

Пункты в «Журнале оценки» должны быть отмечены как

  • «выполняемый» (+),
  • «невыполняемый» (–)
  • «появляющийся» (+-).

Специалистами Регионального Специализированного Дома Ребенка для удобства был дополнен «Журнал оценки» цифровыми обозначениями и подсчитан максимальный набор баллов по каждому показателю.

Оценка проводится в баллах:

  • 2 – навык сформирован,
  • 1 – навык в процессе формирования,
  • 0 – навык не сформирован.

А так же все последовательности были объединены в 5 разделов:

  • Моторный контроль (тонкая/крупная)
  • Коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Личностно-социальное развитие
  • Адаптивное поведение.

Выбор пунктов индивидуальной программы вмешательства

Специалисты по вмешательству должны выбрать задания для каждого ребенка, либо начав с первого пункта, с которым ребенок не справился, либо с пункта, который лишь появляется у ребенка в каждой последовательности, исключая случаи, когда какое  ни будь нарушение делает, эту стратегию неподходящей.

В нашем случае выбираются соответственно пункты с баллами 1 и 0. В каждом пункте программы указаны материалы, необходимые для обучения определенному навыку.

Каждый пункт поделен на четыре основные графы:

  • «Процедуры»
  • «В повседневной жизни»
  • «Адаптация процедуры»
  • «Критерий».

В графе «Процедуры» описаны способы обучения навыкам в ситуации один на один со взрослым. Часто в нее включены два или более действия, которые могут быть использованы для обучения навыку, и описаны способы более интенсивного обучения ребенка.

«В повседневной жизни», описываются способы обучения навыкам, которые могут быть включены в ежедневную деятельность.

«Адаптация процедуры» необходима для детей с нарушениями зрения, слуха, двигательными нарушениями.

В графе «Критерии» описаны действия ребенка, владеющего навыком.

Специалистами Регионального Специализированного Дома Ребенка также была разработана Карта динамического наблюдения за развитием детей с ОВЗ и из группы биологического риска в рамках Программы Ранней помощи, которая, позволяет наглядно увидеть динамику в развитии ребенка на протяжении освоения программы.

Материалы представила педагог Одрина Наталья Анатольевна

Приложение 

5 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 10)
  • 26 января 2023
  • 1352
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!