Регистрация

Проекты краеведческой направленности в ДОУ

  • 23 декабря 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Практико-ориентированный проект «Вторая жизнь вещей»

Группа: средняя.

Актуальность: Проект направлен на решение вопросов экологического воспитания.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: месяц июль.

Проблема: Когда мы с детьми были на экскурсии в лесополосу, то увидели много мусора. Что же мы выбрасываем? При всем разнообразии мусора нельзя не заметить, что большую часть его составляют бумага во всех ее видах и пластмасса – в основном, упаковочные материалы. Но если бумага и картон достаточно быстро перемешиваются с землей и разлагаются под действием бактерий, то пластмасса практически не разложима. Однажды экологи провели простейший эксперимент – зарыли старые нейлоновые чулки на полуторасантиметровую  глубину. Через 7 лет они оказались целехоньки! В природе нет таких веществ, поэтому они образуют горы отходов, не вовлекаемых в биологический круговорот.

МУСОРНАЯ МАШИНА ВРЕМЕНИ

Давайте узнаем, как долго пролежат в земле «творения рук человеческих».

Стеклянная бутылка – один миллион лет.

Именно столько пролежит обычная стеклянная бутылка. Стекло производится из кварцевого песка и поэтому очень устойчиво к агрессивным средам. Так что у наших потомков будет шанс найти даже целую бутылку пива, не выпитую каким-нибудь ценителем этого напитка.

Полиэтиленовый пакет – от 500 до 1000 лет.

Около 1000 лет будет лежать в земле «не съёдобный» для микроорганизмов-деструкторов полиэтиленовый пакет. К счастью, многие страны отказываются от использования пластиковых пакетов, а значит, у наших потомков есть шанс жить не на мусорной куче.

Пластиковые бутылки – от 500 до 1000 лет.

Большинство пластиковых бутылок состоит из терефталата полиэтилена, на производство которого уходит огромное количество нефти. К сожалению, микроорганизмы практически его не разлагают. Некоторые страны также отказались от использования пластиковой тары.

Алюминий – от 80 до 200 лет.

Согласно расчётам учёных в одном лишь 2004 году в мире было закопано на свалках около 55 миллиардов алюминиевых канистр, что на 760% больше, чем в 1972 году. Окурки сигарет – от 1 до 5 лет.

Не смотря на кажущуюся «хлипкость» окурки в природной среде разрушаются тоже не так быстро, как хотелось бы. Виной всему оставшиеся после курения токсичные вещества и ацетат целлюлозы, из которого состоит фильтр. Огромное количество курильщиков делает окурки сигарет особо опасными для окружающей среды. Газета – 2-4 недели, некоторые издания дольше. Дети стали спрашивать, а можно ли из некоторого бросового материала сделать нужные вещи? Поэтому и возникло решение провести проект «Вторая жизнь вещей».

Цель проекта: Воспитание гуманной, социальной активности, творческой личности, способной понимать и любить природу, бережно к ней относится.

Задачи:

1. Формировать чувство бережного отношения к природе, любви к родной земле.

2. Развивать у детей стремление участвовать в деле охраны природы и способствовать снижению негативного влияния человека на природу.

3. Пробудить в детях чувство родства с природой, умение восхищаться окружающим миром.

4. Развивать у детей чувство красоты и понимание уникальности мира природы.

5. Привить детям основные правила поведения в природе.

6. Сформировать интерес к окружающему миру, книгам о природе.

7. Вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

8. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.

План реализации проекта.

  1. Изготовление коллажа «Планета заболела».
  2. Создание слайд – прентации «Спасем природу вместе».
  3. Изготовление коллажа «Здоровая планета»
  4. Беседа с детьми на тему: «Воскресный отдых в лесу».
  5. Изготовление поделок из бросового материала дома и в детском саду.
  6. Выставка поделок из бросового материала «Подари предмету вторую жизнь».
  7. Совместная деятельность по изодеятельности: конструирование из спичечных коробочек «Светофор», художественный труд: «Ваза» (коллективная работа), аппликация из атласных ленточек на одноразовой тарелочке «Подарочек для любимой мамочки».
  8. Трудовой десант на территории  школьного стадиона и территории около него «Сделаем планету чище!»
  9. Консультация для родителей: «Зачем нужно детям знать, что такое экология».
  10. Анкетирование родителей «Окружающая среда. Умеем ли её беречь?». (Цель: узнать на достаточном ли уровне знания родителей  об экологии).

Итоговое  мероприятие: Создание мини-музея «Поделки из бросового материала».

Досуг: «Посещение музея».

Вывод: не выбрасывайте бросовый материал (бумагу, картон) – перерабатывая его  вы спасете деревья от ненужной вырубки, не выбросите бутылки, флаконы и другой бросовый материал- спасете природу , а себя займете увлекательным и творческим делом.

Размещение лозунгов – обращений ко всем взрослым и детям на стенде в МБДОУ.

Материал использованный в ходе реализации проекта: вырезки из газет, журналов; бросовый материал – спичечные коробки, одноразовые картонные тарелочки, контейнеры из – под яиц киндер сюрпризов, трубочки для коктейля, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, коробки из – под сока, пищевая фольга, фантики от конфет, пластиковые бутылки, кусочки пенопласта; узкие атласные ленты; пуговицы; цветная бумага; мешки для мусора и перчатки для сбора мусора; пластилин, краски.

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Один из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На  нем  всегда  находятся  желающие  помериться  силой, показать  свою  удаль, отведать  вкусных  и  румяных  блинов.

Масленица  один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника.

Вид проекта: творческий, средней продолжительности.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Проблема: Поэтому и возникла идея в проведении проекта о масленице.

Цель проекта: знакомство с традицией проведения народного праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  • познакомить детей с традицией проведения старинного праздника.
  • провести праздник через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии.
  • приобщить дошкольников к традиции проведения народного праздника «Масленицы».
  • познакомить детей со старинными, народными закличками;
  • вызвать желание совместной деятельности взрослых и детей;
  • воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа;
  • обогащать духовный мир детей
  • воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Ресурсное обеспечение: литература; подвижные игры; дидактические игры; наглядный материал; совместная деятельность; прогулки (участие в празднике); сюжетно-ролевые игры.

Ожидаемый результат:

  • развить интерес детей к традициям проведения старинного праздника «Масленица» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии;
  • вызвать желание участвовать в празднике через эмоциональное сопереживания и участие в игре – действии;
  • бережное отношение к народным традициям;
  • творческая самореализация;
  • умение играть в команде;
  • вызвать интерес к народным приметам, закличкам, играм;
  • оставить положительное эмоциональное впечатление о народном, старинном празднике;
  • создание атмосферы радости приобщении к традиционному народному празднику;
  • повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1. Этап. Разработка  проекта:

  • Обсуждение  вариантов проведения и возможностей  участия в  празднике  родителей  и  детей.
  • Подготовка  информации  для  родителей  о народном  празднике «Масленица».
  • Планирование  и  проведение  занятий, совместной  и  игровой  деятельности  с  детьми.

2. Этап реализация.

  • Обсуждение  оформления  группы.
  • Подбор  необходимых атрибутов  для игр.
  • Оформление  уголка для родителей с информацией о народном празднике «Масленица»
  • Оформление «блинного» уголка с рецептами  блинов.

3. Совместная деятельность взрослых и детей. 

  1. Беседы  о  празднике,  о  его  праздновании  на  Руси.
  2. Чтение  и  разучивание  закличек, поговорок, стишков.
  3. Разучивание  хороводных  и  подвижных  игр.
  4. Рисование по  теме: «Масленица пришла»
  5. Лепка по теме: «Масленица – блиноедка»
  6. Ручной  труд: Изготовление масленичек.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА»

ВИД ПРОЕКТА – познавательный, фронтальный.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ – месяц август.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ – познание, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Актуальность - Двадцать первый век - век промышленного и научного прогресса. Все мы стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева, однако в наше время это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако я считаю, что кружевоплетение на коклюшках - прекрасно успокаивает, расслабляет человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево - прекрасный подарок! Технология плетения зародилась в девятнадцатом веке, в России, в городе Елец Липецкой области. Кружевоплетение - традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в поколение!

ЦЕЛЬ: формирование и развитие познавательного интереса к предмету русского народного творчества – елецкому кружеву.

ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

ПОЗНАНИЕ:

1. Уточнить и расширить знания детей о родном городе.

2. Познакомить детей со старинным народным промыслом-кружевоплетением.

3. Познакомить родителей с историей елекого кружева.

4. Приобщать детей к народному искусству.

5. Развивать интерес к труду мастеров родного края и их произведениям искусства.

КОММУНИКАЦИЯ:

1. Пополнить и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о кружевоплетении.

2. Развивать умение использовать эти слова в своей речи.

3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

4. Способствовать развитию любознательности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ:

  1. Познакомить детей с дидактической игрой «Что нужно для плетения кружева», направленную на закрепление представлений о кружеве.
  2. Познакомить детей с русской народной игрой «Кружева».
  3. 3. Развивать творческие способности детей в играх.
  4. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников.

БЕЗОПАСНОСТЬ:

  1. Продолжать знакомить детей с культурой поведения на улице и в музее народных промыслов.
  2. Формировать навыки безопасного поведения в русской народной игре «Кружева».

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Познакомить детей со стихотворениями поэтов города Ельца о елецком кружеве.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (продуктивная деятельность – рисование):

1. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

2. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

3. Продолжать учить симметрично  располагать узор, использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: предполагаю сформировать у детей познавательный интерес к предмету русского народного промысла – елецкому кружеву, к старинным традициям города – коклюшечному кружевоплетению.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: организована выставка изделий из елецкого кружева в группе детского сада; создана методическая копилка по данной теме.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.

  • непосредственная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора:
  • Создание мини-музея «Елецкие кружева».
  •  Выставка изделий из елецкого кружева.
  • Итоговое мероприятие: «К нам в гости пришла  кружевница».

Выводы: Плести кружева очень нелегко. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый. Дети не только познакомились с кружевами, но и многие воспитанники заинтересовались приемами кружевоплетения и хотели бы себя попробовать в роли «маленьких кружевниц.

Автор: Коровкина Р.Д., воспитатель МБДОУ Детский сад, п. Солидарность.

3 из 5 звезд
(голосов: 2, сумма баллов: 6)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Нагорная Мария 24.12.2016 в 14:14

Уважаемая Римма Дмитриевна! Вами представлен богатый материал краеведческой направленности. Безусловно, все проекты актуальны и важны. Иллюстративный материал показывает, что такая работа ведётся в детском саду систематически, детям она интересна, к делу привлечены и родители воспитанников. Отлично, что дети познают свой родной край через такую деятельность, в которой они активны: участвуют в акциях, создают коллажи, ходят на экскурсии, вместе с родителями делают поделки, готовятся к праздникам и т.д.!
В первом проекте «Вторая жизнь вещей» мне показалось, что материал, представленный в абзаце «Мусорная машина времени» сложноват для восприятия детьми средней группы.

Аманжулова Ирина Юрьевна 24.12.2016 в 18:53

Уважаемая Римма Дмитриевна! Вы молодцы, а ваши детки просто чудо. Ваши проекты не просто описаны, но и показан их результат, который дети сами представляют и защищают. Большое вам спасибо за вашу проектную работу, которая очень важна и необходима в наше время.

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 06:47

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 11:00

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Дружкова Мария Александровна 07.04.2021 в 14:19

Проект "Вторая жизнь вещей" - актуальнейшая проблема современности. Вы смогли донести до детей глобальную проблему, а это очень ценно. Дети стали интересоваться, задавать вопросы. Значит, Ваш проект получил отклик в детской душе. А что может быть лучше? Проект "Широкая Масленица" - приобщение к истокам русской культуры, а это очень ценно! Кружевоплетение-действительно нужно это помнить и знать, пусть традиции живут, нельзя их забывать! Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!