Регистрация

Экологический исследовательский проект в ДОУ «Живые семена»

  • 9 июня 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно-следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

По доминирующей деятельности: исследовательский, практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой, дети дошкольной группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области.

По продолжительности: долгосрочный, (I этап: март – октябрь «Овощные культуры и злаковые», II этап: ноябрь – февраль «Деревья и кустарники», III.этап: март-май «Цветы»).

Описание проекта

В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач отечественной образовательной политики является экологическое образование детей и молодежи. Молодое поколение должно понимать, что сохраняя природное многообразие, они сохраняют будущее для себя.

Дошкольник в совместной деятельности с педагогами и родителями готов воспринимать экологические задачи, а с помощью проектной деятельности мы можем научить его искать пути решения (реализации) этих задач.

Условия реализации. Экологический исследовательский проект «Живые семена» задуман в качестве дополнительной меры экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Реализация проекта планируется в период март-май 2016 г.

В рамках данного проекта предусмотрены следующие мероприятия:

  • консультация для родителей в виде письменного обращения, где родители получают инструкцию по подготовке презентации мини-исследования о выбранном растении;
  • пространство группы, на время проекта, пополняется такими зонами, как мини-музей, опытно-экспериментальная зона, подборкой литературы о растениях;
  • за время проекта собирается тематическая папка (папка-гербарий, состоящая из страниц, которые готовили дети вместе с родителями. Таким образом, собранная коллекция папок используется в дальнейшем как учебный материал;
  • на итоговом занятии подводим итоги по проекту и дети представляют перед всей группой свои мини-проекты об одном из растений.

Проблема, на решение которой направлен проект. Дети имеют частичные или не имеют представлений вовсе о последовательности роста растений плодовых культур (о стадиях роста, о правилах ухода за рассадой). Рисунки на тему «Витамины выросли на грядках» наглядно показали слабое представление многих детей о росте, развитии и плодоношении овощных культур.

Актуальность проекта. В рамках проекта дети более подробно знакомятся с последовательностью выращивания плодовых растений и цветов. Таким образом, дети познают принципы причинно–следственных связей в природе растительного мира. Учатся понимать, что для роста и развития необходимо создавать определенные условия (достаточный объем почвы, влаги, света, тепла и т.д.). Узнают о полезных качествах тех или иных растений.

Методика модели «трех вопросов».

  1. Что мы знаем? Что растения образуются из семян, что в плодах содержатся семена (диагностика знаний детей на начало проекта).
  2. Что мы хотим узнать? Почему из одних семян получаются овощи, а из других – например, злаки, пшеница. Почему одни растения можно вырастить на грядке под открытым небом, а другие только в теплице или дома?
  3. Как нам найти ответы на вопросы? 

Этапы работы над проектом:

  • Организационный этап: сбор информации, подбор наглядного и практического материала.
  • Плановый этап: планирование практической и теоретической деятельности.
  • Практический этап: реализация плана.
  • Заключительный (итоговый) этап: итоговое занятие, продукты проекта – гербарии. Что мы узнали? Диагностика знаний детей на конец проекта (лист-опросник, индивидуальная контрольная карта достижений воспитанника, система оценки результатов).

Цель: Побуждать дошкольников исследовать процесс выращивания растений от семя до плодов. Через наблюдение, эксперимент, анализ, подготовку сообщений об одной из овощных культур.

Задачи

Ожидаемые результаты

Образовательная. Знакомить детей с особенностями культивирования разных растительных культур

Дети способны рассказывать о ходе проекта и особенностях выращивания разных овощных культур

Развивающая. Способствовать развитию понимания причинно-следственных связей, возникающих при уходе за растениями

Дети рассуждают, отвечая на вопрос «Что сначала, что потом?»

Воспитательная. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться результата своего труда

Дети проявляют настойчивость в достижении своей цели.

Результат

Продукт

  1. Дети, опираясь на заметки в своем дневнике, могут рассказать о ходе проекта.

  2. Дети познакомились с полным курсом выращивания цветов от семечки до бутона.

  3. Весь ход проекта от планирования до результата, прописан в методических разработках и рекомендациях для передачи опыта.

  4. Дети оставляют память о себе и своей группе в виде гербария.

  5. Выставка творческих работ детей и родителей.

  • Дневник наблюдения

  • Оформление клумбы цветов

  • Методические разработки

  • Портфолио проекта (фотоматериалы, творческие работы)

  • Методические рекомендации для педагогов и родителей

  • Создание гербария как учебного материала на занятиях и вне занятий.

Этапы работы над проектом

Содержание

Дата

Необходимое

Цель

I. Подготовительный

  1. Сбор и систематизация информации по теме.
  2. Разработка обоснования проекта.

Март

I – II неделя

Методическая литература, разработки по валеологии.

Оценить и систематизировать объем информации для дошкольников. Обозначить проблему, на решение которой направлен проект.

Плановый
  1. Постановка цели и задач для решения обозначенной проблемы.

  2. Разработка цикла игровых занятий и мероприятий.

Март

III – IV неделя

 

Обозначить объем предстоящей работы по проекту.

II.Организационный

  1. Проведение консультаций для родителей.

  2. Подбор игрового, информационного, наглядного, опытного материалов.

Апрель

II – III неделя

  • разработка консультации «Живые семена. Цветы».

  • согласно плану занятий.

Обеспечить реализацию проекта.

  1. Рабочий

  1. Проведение занятий и мероприятий по плану

Апрель-Май

Фотоаппарат или видеокамера.

Осуществление плана проекта.

  1. Завершающий

  1. Самооценка качества проведенных занятий и мероприятий.

Май

 

  • фото и видео материалы.

  • отзывы родителей.

Составление полного анализа реализации проекта.

Ресурсы и источники

Категория ресурса

Наименование ресурса

Источники получения

Человеческие

 

Материальные

 

 

Информационные

Воспитанники подготовительной к школе группы и их родители. Воспитатель группы.

Игрушка- Чипполино, мультфильм о приключениях Чиполино, книга, фотоматериалы (фотоаппарат), картинки предметные, сюжетные.

Инструменты для ухода за растениями, мелкие игрушки для оформления опытно-экспериментальной зоны «Огород» и мини-музея, луппы, карточки с поверхностью резной фактуры, продукты (натуральные и ненатуральные);

Карточки с изображением мимики человека, предметы личной гигиены.

Специальная литература, художественная литература, Интернет. Детская энциклопедия о растительном мире, журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», КРАСНАЯ КНИГА.

 

 

 

Собственные ресурсы

Система оценки результатов

Критерии

Показатели в баллах

1

  • даёт простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, трава, цветы, ягоды, овощи, фрукты и т.д). Обосновывает свой ответ.

2

2

  • знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями

  • правила знает частично и отчасти применяет их на практике

  • правила не знает и не применяет

2

1

0

3

  • называет растительную культуру и находит их семена

  • называет, но не всегда определяет их семена

  • не называет и не определяет семена

2

1

0

4

  • может объяснить полезное значение растительной культуры для организма.

  • не может объяснить важность употребления той или иной растительной культуры, но с удовольствием употребляет ее в пищу

  • не проявляет интереса к растительному миру

2

 

1

0

5

  • имеет представление о способах сохранения урожая (консервация, сушка, заморозка и т.д.)

  • Не имеет представления о способах сожранения урожая, но с удовольствием употребляет в пищу

  • Не проявляет интереса к прцессу получения и сохранения урожая.

2

1

0

6

  • проявляет бережливое отношение к предметам живой и неживой природы.

  • проявляет бережливое отношение только к личным вещам

  • не проявляет бережливости ни к чему, что бы его ни окружало

2

1

0

7

  • знает правила общения с животным миром

  • не задумывается о правилах

2

0

8

  • знает о полезных свойствах солнца, свежего воздуха и чистой воды

  • не задумывается об их полезных свойствах

2

0

9

  • способен отделять полезные продукты от вредных

  • не способен.

2

0

План – график реализации проекта

Дата проведения и место в режимных моментах

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность

Цель и предполагаемый результат

12.02.

II п/д

Практическая работа

Посадка зелени и лука-репки

 

Полив рассады

Создать экспериментально-исследовательскую зону «Огород»

14.02.

I п/д

НОД по ознакомлению с окружающим «Живые семена»

Игра, театрализация, слайдовая презентация, ситуативная беседа, лепка

 

Наблюдение за ростом растений в «Огороде»

Введение детей в тему «Живые семена»

II п/д

Беседа «Корнеплоды и плоды»

Рассказ воспитателя, слайдовая презентация, игра-театрализация

 

Рассматривание книг о растительном мире

Расширение кругозора детей в понимании причинно-следственных связей в природе

II п/д

Введение «Дневника наблюдений»

Заполнение страницы №1 дневника: наблюдение за ростом лука

Подготовка к выставке «От семян до плодов» (изготовление гербария)

Д/игра «Что сначала, что потом?»

Учить фиксировать результаты наблюдений

II п/д

Беседа «От семян до плодов»

Работа в Дневнике. Зарисовки на стр. 2

 

Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»

Закреплять знания об овощах

15.03.

II п/д

«Семена цветов»

Посадка семян цветов на рассаду

 

Полив рассады

Сравнить семена овощей и цветов. Ответить на вопрос «Можно ли определить по внешнему виду, что из них вырастет?»

18.03.

I п/д

НОД окружающий мир

«Растения – легкие земли» (слайдовая презентация)

 

 

Воспитывать экологическое сознание дошкольников

II п/д

Работа в мини-музее

Работа в дневниках наблюдений, стр №1

 

Рассматривание экспонатов мини-музея, изменений в зоне «Огород»,

Фиксация результатов наблюдения

19.03.

НОД (развитие речи)

«Плоды и семена» Викторина

Подготовка к выставке: изготовление гербария овощных культур

С/р игра «Продуктовый магазин»

Закрепление полученных знаний

Работа в зоне «Огород»

Наблюдение за ростом и развитием цветов и зелени

 

Полив рассады, прополка, рыхление

Воспитывать желание проявлять заботу к живой природе

Игровая деятельность

 

 

Игра-драматизация по сказке Дж. Радари «Приключения Чиполино»

Развивать артистизм, коммуникативные способности

Работа в дневниках наблюдений

Заполнение страниц дневника

 

 

Фиксация результатов наблюдения

19.04.

НОД приуроченное ко всемирному дню Земли

«Земля – наш общий дом»

Подготовка детей (заучивание стихов о Земле, природе и человеке)

Изготовление атрибутов и реквизита к занятию

Обобщить знания детей экологического характера. Воспитывать бережное отношение к природе

Май

Наблюдения в природе за изменениями климатических условий для высадки цветов в клумбы

 

Высадка рассады цветов в клумбы

Отметить погодные явления и определить возможность высадки рассады в клумбу

Работа в дневниках наблюдений

 

Задание на время летних каникул: сделать по несколько фотографий о том, как дети помогают на огороде сажать, ухаживать и собирать урожай

 

 

Сентябрь

Беседа

Повторение темы «Живые семена»

 

 

Закрепление знаний и проверка знаний, умений и навыков

 

Организация выставки «Веселый урожай»

Подготовка к выставке (оформление плодов овощных культур, выращенных на собственной грядке)

Оформление выставки совместно педагогом и детьми

Демонстрация результатов работы

Октябрь

«Чудеса осени»

Осенний праздник

 

 

 

25.01.

«Веселый урожай»

Итоговое занятие по проекту

 

 

Подвести итог знаниям, полученным детьми в процессе реализации экологического исследовательского проекта «Живые семена»

Используемая литература:

  1. Каука Р. Медвежонок Миша. Открываем мир: Пособие для игрового дошкольного обучения./Пер. с нем. М.В. Медведевой. – М.: ЭКСМО, 1996г.

  2. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

  3. Аспиз М.Е. Разные секреты/Худ.А. Панин. – Дет. Лит., 1988г.

  4. Растительный мир в картинках. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г. (серия «Готовимся к школе»)

  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2006г. (Дошкольный мир)

Автор: Руководитель проекта Матвеева Ирина Николаевна, воспитатель подготовительной к школе группы МБОУ СОШ №1 г. Кедрового, Томская область.

2.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 8)
  • 9 июня 2016
  • 10947
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


27.10.2016 в 15:53

этапы проекта с марта по май, а план-график с февраля...не понятно.И по продолжительности не понятно расписано....

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:32

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:17

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Дружкова Мария Александровна 08.04.2021 в 05:31

Отличный проект, а самое главное- практический. Ребята, в ходе работы над проектом узнают много нового и интересного. Например: знает и применяет на практике правила посадки и ухода за растениями, высаживают растения на клумбу. Так же в вашем проекте ценно то, что вы параллельно с живой природой изучаете и неживую! Спасибо.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!