Регистрация

Путешествие по экологической тропинке в старшей группе детского сада

  • 24 мая 2019

В ходе прогулки дети в игровой форме расширяют знания о характерных особенностях сосны и ели, знакомятся с семенами хвойных деревьев, узнают о некоторых особенностях строения дерева. У них формируются основы экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке детского сада.

Программные задачи:

  1. Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.
  2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.
  3. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
  4. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.
  5. Коммуникативные-обогащать словарный запас детей. Учить детей рассказывать стихи проникновенно,  с необходимыми эмоциями.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворений о березе, ели и сосне
  • Продуктивная деятельность: «Осенние деревья»

Материалы и оборудование:

  • Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.
  • Семена сосны в коробочке.
  • Для прогулки детям нужно подобрать подходящую обувь, ее можно найти на сайте https://lightstep.ua/detskaya-obuv/

Путешествие по экологической тропинке в старшей группе.детского сада

Ход прогулки

Воспитанники старшей группы с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель: Ребята, где начинается наша экологическая тропинка? (У ворот садика, около большой ели). 

Отгадайте загадку

Весной – веселит,
Летом – холодит,
Осенью – питает,
Зимой – согревает. (Дерево). 

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на экологической тропинке. Посмотрите на деревья и расскажите, какие изменения произошли с ними. (Наступила осень, листья желтеют, краснеют и опадают).

Игра «Эхо»

  • Эхо лесное, спросить я могу?
  • Ау, ау, ау (дети говорят)
  • Куда это листья лесные пропали?
  • Опали, опали, опали… (дети говорят)
  • Травы лесные, где вы? Не вижу…
  • Ниже, ниже, ниже… (дети говорят)
  • Цветы луговые, а вы что пропали?
  • Завяли, завяли, завяли… (дети говорят)
  • Птички-певички, давно ли вы пели?
  • Они улетели, они улетели… (дети говорят)
  • Лягушки и раки куда подевались?
  • Они закопались, они закопались… (дети говорят)
  • Белки и зайцы, про вас мы не знаем.
  • Мы шубки меняем, меняем, меняем… (дети говорят)
  • Так что же случилось, мы тебя спросим?
  • Пришла сюда осень, осень, осень… (дети говорят)
  • Так вот, оказывается в чем дело. Осень наступила…

Воспитатель: Молодцы, много вы знаете об осени. А куда идти дальше, с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки:

Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане. (Береза).

Воспитатель: Где растет береза на нашей экологической тропинке? Давайте к ней подойдем. Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять). Давайте обнимем её.

Первое название нашего города было совсем не Северск. Наш город, когда только строился, называли Березки. Хотя уже мало кто об этом помнит. А назывался он так, потому что везде росло очень много берез.

  • Какая береза? (Большая: высокая, толстая).
  • Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
  • Что её так крепко удерживает в земле? (Корни).
  • Для чего дереву нужны корни? (Корни – это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
  • Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

  • «ствол» – опустили вниз руки,
  • «листья» – шевелим пальчиками,
  • «корни» – топаем ногами,
  • «ветви» – поднимаем руки вверх.

Ребята, мы с вами учили стихотворение о березе. Кто хочет его прочитать березке?

Дети читают стихи о березе

Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. Давайте попрощаемся с березкой. Какие деревья не изменились с наступлением осени? (Ель, сосна). Где ель и сосна растут рядом на нашей экологической тропинке? (На нашем участке). Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка» 

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
3) Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
4) Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
6) Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Воспитатель: Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся! (Дети гладят деревья и здороваются с ними). Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки). Они одинаковые? (Нет, разные). Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев). А с каких они деревьев? Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые).

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, они встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками). Мальчики, найдите на земле под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их. По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

  • Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).
  • А у ели? (Короткие, колючие, темные).
  • Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).
  • Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны? (Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).

Воспитатель: Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору. Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей). Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям).

  • Что это? (Семена).
  • Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко).
  • Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать).
  • Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
  • Семена сосны так и называются – «крылатки».

Игра – инсценировка

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена. 

Я – дерево-мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Воспитатель: Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями? Кто хочет почитать стихи для сосны и ели?

Дети читают стихи. Взявшись за руки, водят хоровод вокруг дерева.

Игра "Я – дерево"

Выбирается водящий. Ведущий задает вопросы, а остальные играющие должны догадаться, каким деревом он себя представляет. (Береза, ель)

  • Ты сбрасываешь листья на зиму?
  • Какие у тебя листья? (Маленькие, большие)
  • Какого они цвета осенью?
  • Какого цвета у тебя ствол?
  • Какая кора на ощупь? (гладкая, шершавая)
  • Навещают ли тебя какие-нибудь звери и птицы?
  • Какие у тебя плоды?

А какую пользу приносят деревья людям? (Дают нам кислород, чтобы мы дышали, а, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить).

  • Понравилось вам встреча с деревьями на нашей экологической тропинке?
  • Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
  • Молодцы, ребята. А теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Литература

В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада»

И.А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром»

О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром»

Журнал «Дошкольное воспитание» 12//96

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ»

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром.

Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».

А.А. Вахрущев «Здравствуй, мир!»

И.Н. Павленко, Н.Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.

Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром.

Составитель: Калмыкова Светлана Николаевна, воспитатель 1 кв. категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 60», ЗАТО Северск.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)
  • 24 мая 2019
  • 4545
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 23.09.2020 в 05:08

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!