Регистрация

Целевая и тематическая зкскурсия по микрорайону

  • 20 ноября 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность

Экскурсионная форма работы является одним из важных организованных видов детской деятельности. В рамках ФГОС полностью раскрывается идея краеведческого аспекта в работе воспитателя. Во время развивающей целевой и тематической прогулки-экскурсии решается целый комплекс педагогических задач: воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе родного края, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, совершенствуются двигательные навыки и физические качества.

Кроме того, в процессе экскурсии обеспечивается решение воспитательных задач: развитие коммуникативности в коллективных формах познавательной, трудовой, игровой деятельности, формирование уважения к людям, осваиваются навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности. Дошкольники получают первоначальные представления о достопримечательностях родного города.

Ценно то, что во время экскурсии обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время года, что имеет значение для здоровья ребенка. Это важно в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порой и желания совершать со своими детьми длительные познавательные путешествия, прогулки по городу.

Поэтому мной был разработан тематический план экскурсий на каждый месяц. Рядом с детским садом детская библиотека, кинотеатр, аптека, магазины, спортивный стадион, построили новый храм и красивый парк с детской площадкой. Первый этап в экскурсии ознакомительный, где педагог раскрывает значение объектов наблюдения, второй этап – это повторные экскурсии, где дети с удовольствием рассказывают сами о достопримечательностях своего района.

Цель занятия: Ознакомление с ближайшим окружением – малой родиной, удовлетворение познавательного интереса детей, касающегося социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с понятием «малая родина», с улицами, жилыми домами, общественными зданиями.

2. Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о Правилах дорожного движения.

3. Воспитывать у детей интерес и любовь к своему городу, чувство ответственности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы работы: сюжетно-ролевая игра, общение с взрослыми и ответы на вопросы, ориентация в окружающем пространстве, исследование объектов окружающего мира.

Планируемый результат: может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способен создавать схематические изображения маршрута с условными знаками, способен планировать действия, направленные на достижение своей цели.

Перечень оборудования: Фотографии улицы им. Кутузова, бумага, карандаши.

Ход занятия

Мотивационно – побудительный этап

Педагог: Скажите, пожалуйста, вы любите совершать прогулки по улицам нашего города? Ответы детей.

Педагог: Сейчас мы отправляемся на экскурсию в библиотеку Бориса Житкова, которая находится по адресу: улица Новая, дом № 60.

Каждая улица имеет свое имя, каждый дом – свой номер. Название улицы и номера дома – это адрес. Для чего существует адрес?

(Ответы детей).

Педагог: Какие улицы города вы знаете? (Ответы детей).

Педагог: Назовите свой адрес. (Ответы детей).

Педагог: Сегодня мы совершим экскурсию по улице Кутузова, названную в честь великого полководца. Увидим и узнаем много нового! А в библиотеке Б.Житкова нас уже ждут и приготовили сюрприз.

Основной этап

Педагог с детьми приходит на улицу, где будет проводиться экскурсия. По дороге педагог обращает внимание детей на название соседних с ней улиц, делает акценты на изменения направления движения.

Педагог: На какие части делится улица? (Ответы детей).

Педагог: Проезжая часть – это дорога, по которой движется транспорт. Какое движение на этой дороге – одностороннее или двустороннее? (Ответы детей).

Педагог: Мы идем по тротуару – это часть улицы для пешеходов. Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? )Ответы детей).

Педагог: Рядом с тротуаром газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части. Зачем нужно высаживать траву, цветы, деревья у дорог? (Ответы детей). 

Педагог: Внимание! Мы приближаемся к месту, где пересекается много улиц. Скажите, ребята, как называется такое место? Ответы детей.

Педагог напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения Правил дорожного движения и читает стихотворение «Светофор».

На сайте http://www.pddrussia.com/ педагоги, родители и все желающие могут вспомнить Правила дорожного движения, а также познакомиться с новыми Правилами дорожного движения 2015 года, попытаться ответить на пдд онлайн билеты 2015 и узнать свои результаты.

Педагог: На какой свет светофора мы будем переходить дорогу? Помните правила поведения на дороге? 

Педагог обращает внимание детей на территорию рядом с магазином, аптекой: озеленение, порядок, наличие урн для мусора.

Педагог: На нашем пути встречается много магазинов. Какие магазины вы видите справа от нас, слева? (Ответы детей).

Педагог: Вы часто с родителями ходите в магазин? Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины? Кто в них работает? (Ответы детей).

Педагог: Внимание! Мы находимся рядом со зданием и видим знак «красный крест». Что это за учреждение? Ответы детей.

Педагог: Что мы приобретаем в аптеке? Кто работает в аптеке? Ответы детей.

Педагог: Ребята, слева от нас находится здание в пять этажей. На первом этаже большое крыльцо и красивая табличка. Здесь написано «Детская библиотека имени Бориса Житкова».

Педагог просит детей вспомнить правила поведения в библиотеке.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Викторовна. Очень рада нашей встречи. Вы сегодня на экскурсии в библиотеке. Здесь много интересных книг, вы можете взять их в садик и читать с воспитателем. А у вас хороший садик, там интересно!?  Ребята, можно я возьму интересные книги и приду к вам в гости? 

Рефлексивный этап

Педагог проводит игру «Самый внимательный».

Библиотекарь: Мы не знаем адрес вашего садика. Скажите, как называется улица, где находится ваш сад. Нам будет нелегко добраться пешком до вашего садика, мы не знаем какой дорогой нужно идти! Помогите нам, ребята, расскажите все что видели и запомнили, после того как вышли из садика. 

Педагог предлагает детям схематично изобразить маршрут, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились на пути следования.

Библиотекарь: А можно нарисовать карту вашего маршрута. С ее помощью мы быстро найдем дорогу!

Педагог: Молодцы, ребята, красиво и правильно нарисовали карту нашего маршрута. Вы получаете медали за участие в игре «Самый внимательный», а всех работников библиотеки приглашаем в гости к нам в садик!

По дороге в детский сад дети вспоминают все, что видели в библиотеке, определяют самого внимательного ребенка группы.

Во второй половине дня детям предлагается сделать зарисовки наиболее запомнившихся моментов экскурсии.

Автор: Третьякова Наталья Валентиновна, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад № 331, стаж работы 12 лет, город Красноярск.

4 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 16)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 22.11.2014 в 12:32

Наталья Валентиновна, мне понравилось ваше занятие в форме экскурсии, присутствует интеграция (только не поняла, при чём здесь о.о. "Труд", скорее всего - "Безопасность", если вы прописываете области по ФГТ). Единственное в чём я засомневалась: не совсем удобно было проводить такую объёмную беседу по дороге в библиотеку. Вы задавали столько вопросов, детям нужно было рассуждать и давать ответы, на шумной улице это не совсем удобно (о магазинах, аптеке можно было поговорить после экскурсии). Уместно было поговорит только о правилах дорожного движения, светофоре...). Я бы на вашем месте взяла с собой фотоаппарат, сделала кадры нужные и в д/с с помощью проектора провела обсуждение. Замечательно, что вы проводите экскурсии раз в месяц, это очень активная форма работы. Думаю, что в последующих экскурсиях вы воспользуетесь моей идеей. Удачи в конкурсе!

Татьяна Николаевна 22.11.2014 в 16:47

Уважаемая Наталья Валентиновна, я ознакомилась с вашей работой. Мне кажется, что планируемый результат достигнуть в ходе одной такой экскурсии будет трудно. Более правильно, было бы познакомить детей с целью и маршрутом ещё в группе, а по ходу экскурсии закреплять или давать интересную информацию. Не стоит загружать детей всем и обо всём - лучше меньше, да лучше! Положительно, что ваши выходы на улицы города систематичны.

Олеся Викторовна 22.11.2014 в 19:13

Уважаемая Наталья Валентиновна. Спасибо за работу. Думаю, что экскурсия понравилась ребятам, но к сожалению, вы решили " объять необъятное", дали слишком много информации. Лучше выбрать более узкую тему экскурсии, ведь, тем более, вы часто проводите подобные мероприятия. Удачи!

Марьяна Богдановна Муравлева 23.11.2014 в 11:25

Уважаемая, Наталья Валентиновна!
Мне понравилась данная форма работы с детьми и действительно родители очень загружены, НО...экскурсии по родному городу прекрасная идея для работы не только с детьми но и с родителями.
Можно на сайте Вашего Образовательного Учреждения разместить "Маршрутную карту" (те места, которые Вы планируете посетить), а потом "Карту города глазами детей" (те места, которые Вы посетили) я уверена многие захотят путешествовать вместе в Вами! Желаю Вам удачи в конкурсе и творческих успехов!

Любовь Николаевна 23.11.2014 в 17:14

Уважаемая Наталья Валентиновна! С интересом ознакомилась с Вашим материалом.Замечательно, что Вы прививаете детям любовь к малой Родине, но не слишком ли большой объем знаний Вы пытаетесь дать детям за одну экскурсию и во время экскурсии, пожалуй, лучше внимание уделять ПДД, но можно делать кратковременные остановки у значимых зданий и провести небольшую беседу - диалог.Порадовало, что Вы при составлении конспекта придерживаетесь технологической карты, согласно ФГОС. Но над вопросами детям стоило бы подумать и поставить их таким образом, что бы дети сами пожелали отправиться в библиотеку и сделали вывод после экскурсии. Желаю Вам удачи и творческих успехов!

Любовь Владимировна 23.11.2014 в 18:11

Здравствуйте!Конечно же, ФГТ - это новые веяния,в том числе и документальные.Но в предложенной работе "шапка"занятия процентов на 50 не нашла подтверждения на практике,как то - "удовлетворение познавательного интереса детей","исследовательская деятельность", "Познакомить дошкольников с понятием «малая родина»; ну и планируемый результат - что значит "может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, способен планировать действия, направленные на достижение своей цели"? Если это тематическая экскурсия - нужно было больше остановиться именно на работе библиотеки,рассказать о Б.Житкове,или же тогда это просто посещение библиотеки. Конечно же,разговоры на улице с группой детей - очень неосмотрительно.Да и на фото - рядом с проезжей частью должен стоять педагог,а не дети.Непонятно,для чего нужны были фотографии улицы им. Кутузова. Думаю,что фраза "На первом этаже большое крыльцо и красивая табличка" должна звучать по-другому.Это всего лишь моё мнение!Удачи!

Марьяна Богдановна Муравлева 07.12.2014 в 22:48

Любовь Владимировна, Дошкольное образование, с целью обеспечения преемственности, стало первой ступенью общего образования и мы теперь тоже работаем по ФГОС.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!