Регистрация

Педагогический проект в ДОУ «Удивительная соль»

  • 7 февраля 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»

Чтобы дать знания детям и наполнить их головы интересным содержанием, мы проводим различные опыты. Дошколята могут успешно познать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к познанию объектов.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Актуальность

Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань ».

Главная задача образования, которую ставит Правительство РФ на сегодня – это не только обучение предметам, прописанным в книгах, но и качественное развитие личности, способной к анализу той или иной ситуации.

Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать с успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности – метод проектирования.

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные интеллектуальные возможности дошкольников в области экологии и естествознания. Педагогам проектов не удается обнаружить потолка природоведческих знаний, дойдя до которых дети отказались бы работать. С предложенными заданиями они справляются легко, с огромным интересом, любопытством, что особенно важно, при минимальной помощи взрослого. Это свидетельствует об успешной обучаемости дошкольников, а процессе реализации проектной и исследовательской деятельности и позволяет предложить, что старший возраст можно рассматривать как сенситивный для восприятия общебиологических закономерностей.

При этом разнообразие, экологические и естественнонаучные представления и знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Рано или поздно эти знания дети получат в школе. Содействие формированию начальной деятельностной компетентности у детей старшего дошкольного возраста (умение ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат) – вот актуальная проблема, которую необходимо решать педагогам дошкольного учреждения. Внедрение технологий проектирования в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность – это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Глава 1. Подготовительный этап 

Паспорт проекта

Тип проекта: образовательный.

Класс проекта: минипроект.

Длительность проекта: краткосрочный (3 месяца).

Вид проекта: научно- исследовательский.

1.1. Определение цели, задачи

Проблема: Зачем нужна соль и где ее берут?

Цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого соли, её свойств и качеств, характер использования человеком.
  1. Расширить представления о добычи соли.
  2. Способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания.

Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы. 

Участники:

  1. Дети старшего дошкольного возраста.
  2. Педагоги старшей группы.
  3. Музыкальный руководитель.
  4. Учитель-логопед.
  5. Родители.
  6. Сотрудники Зейского государственного заповедника.

Основные принципы реализации:

  • принцип развивающего обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и Интернета);
  • принцип «спирали», когда дети возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в ходе наблюдений, в игровой и творческой деятельности;
  • принцип интеграции, которая позволяет формировать у ребёнка целостное представление о мире;
  • принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
  • принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями;
  • принцип прочности закрепляет усвоение знаний.

1.2. Определение методов, этапов, ресурсов проекта

Методы и приемы реализации проекта:

  • анализ познавательной литературы;
  • опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;
  • наблюдения;
  • поисковая деятельность;
  • творческая, игровая деятельность.

Этапы проекта:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов.

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. 

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в форме презентации, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Ресурсы проекта:

1. Центр исследовательской деятельности «Лаборатория соли».

2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду», и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.

3. Опытнические зоны.

4. Огород на окне.

5. Связь с заповедником по использованию соли в нашем крае.

6. Домашняя библиотека воспитанников ДОУ.

7. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям.

8. Интернет.

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использовать проектную деятельность в различных видах образовательной деятельности.

1.3. Методический паспорт проекта

Этап

Ситуация развития проекта

Цель

Продукт

Ответственные

Вводный этап

1.Беседа «Что мы знаем о соли»

Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности.

Определение проблемы.

Воспитатель

2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задачи проекта.

Создание условий для реализации проекта.

Проект

Воспитатель

Формирование творческой группы детей и родителей

«Юные исследователи».

Создание условий для реализации проекта.

Творческая проектная группа детей и родителей «Юные исследователи».

Воспитатель

 

 

Основной этап

1. Изучение с детьми познавательной литературы.

Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата

Выставка книг, статей о природном ископаемом

Дети, воспитатель,
сотрудник заповедника

2. Опытно- экспериментальная деятельность на тему «Изучение свойств и качеств соли»

Пробудить у детей интерес к экспериментам по изучению полезного ископаемого соли и определение её основных свойств.

Картотека опытов и экспериментов

«Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель, родители.

3.Опытно- экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»

Подвести детей к пониманию неблагоприятного влияния соли на рост растений в природе

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель.

4.Творческая мастерская. Лепка из солёного теста

Содействовать развитию творческих способностей детей при изготовлении поделок из солёного теста

Детские поделки

 

 

Дети, воспитатель

 

6. Игра-путешествие «Есть ли соль в нашем крае»

 Побуждать детей интересоваться местами добычи соли

Дидактическая игра «Путешествие по Алтайскому краю»

Дети,

воспитатель

7. Опытно-экспериментальная деятельность на тему «Как из солёной воды добыть питьевую воду»

Способствовать формированию умений проводить опытно-экспериментальную деятельность, добиваться результатов, делать выводы. Расширять знания о свойствах и качествах соли

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Дети, воспитатель

8. Опытно- экспериментальная деятельность на тему « Кристаллизация соли»

Способствовать формированию умений в опытно экспериментальной деятельности, добиваться представления о свойстве соли- кристаллизации

Пополнение картотеки опытов и экспериментов «Полезное ископаемое соль»

Родители, дети, воспитатель

9. Презентация сказки юного исследователя «Сказ о соли»

Помочь ребёнку раскрыть творческие способности, умение представлять сказки

Книга «Сказ о соли»

Родители, дети. воспитатель

10. Творческая игра «Добыча соли»

Поддержать желание детей придумывать и разворачивать сюжет игры на основе накопленных знаний о добыче соли

Макет «Добыча соли», игровые атрибуты

Воспитатель, дети

Итоговый этап

1. Создание альбома «Полезное ископаемое соль»

Обобщать знания и элементарные представления о полезном ископаемом

Альбом «Полезное ископаемое»

Воспитатель

2. Презентация проекта « Соль- друг, соль- враг»

Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками

Реализации проекта, фотоальбом «Соль- друг, соль- враг»»

Дети, воспитатель

3.Оформление буклета «Проект «Соль - друг, соль- враг»»

Обобщить результаты реализации проектной деятельности для дальнейшей трансляции опыта

Буклет «Проект «Соль- друг, соль- враг»»

 

Ожидаемые результаты:

  1. Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
  2. Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.
  3. Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.
  4. Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.
  5. Расширится уровень знаний об особенностях природы родного края и страны.
  6. Разовьется природная любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Глава 2. Основной этап

2.1. Беседы, изучение литературы с детьми

При подготовке к сюжетно-ролевой игре «Магазин» воспитанники старшей группы лепили торты и пирожные из соленого теста. У них возник вопрос: откуда берется соль? Стали рассуждать: соль бывает разная – крупная и мелкая. Кто-то из ребят вспомнил, что у них дома в ванной стоит цветная соль. Всех детей это заинтересовало. Решено было исследовать соль, как полезное ископаемое.

Организовалась творческая группа «Юный исследователь». Был разработан и обдуман подробный план деятельности, поставлена цель и выдвинута гипотеза.

Воспитанники уверены, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно! Они решили, что можно обратиться за помощью к родителям и обязательно найти там поддержку. Так сформировалась творческая группа детей и родителей, ответственная за реализацию проекта.

Первым совместным шагом было знакомство с научно-познавательной литературой из домашней библиотеки детей. Дети познакомились с различными энциклопедиями, в которых можно найти статьи и интересные иллюстрации о месторождениях, способах добычи и использовании соли. Взрослые помогли детям выйти в Интернет и найти нужную информацию о соли. С помощью взрослых подбиралась познавательная, научная литература и была организована книжная выставка «Соль – друг, соль – враг».

При знакомстве с выставкой дети с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли; разновидности соли (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская); просили прочитать статьи, которые их заинтересовали.

2.2. Опытно-экспериментальная деятельность

Интерес к теме «Соль» возрастал. Детям хотелось провести эксперименты и опыты с солью. Для поднятия духа, для сплоченности придумали речёвку:

Эй ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире.
Любопытнее ребят.
Не грустим, не унываем,
Мы исследуем и знаем,
Что для края и страны
Наши знания нужны!

Дети вместе со взрослыми разработали заповеди:

  • исследователь любит родной край, бережет его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • исследователь – друг живой и неживой природы;
  • настоящий исследователь постоянно наблюдает за природой, проводит опыты и эксперименты;
  • исследователь – настоящий коллекционер познавательной литературы;
  • исследователь ведет большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний.

Исследование начали с изучения свойств и качеств соли: на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, растворяется в жидкостях.

Наблюдения в процессе проведения опыта с луковицей показали, как влияет соль на рост растений. Дети самостоятельно готовили два вида почв, один из которых содержал большое количество соли. Дети высаживали лук. На протяжении всего опыта осуществлялся уход за растениями, фиксировались результаты в дневнике наблюдений, вносились изменения в таблицу. Дети самостоятельно сделали вывод. Что в почве, содержащей соль, растение практически не растет. 

Наши маленькие лаборанты учились добывать питьевую воду из соленой воды. Этот опыт у детей вызвал большой интерес и желание получить результат. Дошкольники уверены: можно смело ехать на море и не бояться жажды.

Но самым интересным для детей было проведение эксперимента по «выращиванию кристаллов». Юные исследователи внимательно слушали все инструкции и затем самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослого. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес.

В процессе работы дети смело высказывали свои мысли, давали предложения, доказывали и самостоятельно делали выводы.

С интересом дети воспринимали встречи с родителями. В один из вечеров дети совместно с родителями создали макеты «Добыча соли», «Добывание соли методом высушивания», одна из семей представила настоящий минерал из Алтая. Группа детей под руководством родителей обыграли сказку «Соль дороже золота». Получилось красочно, ярко и увлекательно. С помощью макета, дети разворачивали сюжет игры: «Добыча соли», фантазировали, придумывали необычные истории о соли и ее путешествиях.

После таких удивительных исследований без особых трудов дети создали паспорт «Полезное ископаемое – соль», где были обобщены полученные и наработанные знания о соли. Дети научились кратко описывать ее основные признаки, узнали и легко находили на карте места добычи и использование соли человеком, отмечая положительные и отрицательные свойства.

2.3. Презентация проекта

Итогом проекта явилась презентация. Это запоминающее мероприятие. Были приглашены гости – воспитанники специализированного учреждения приют «Солнечный» и работники ДОУ. Юные исследователи, понимая значимость всей работы, демонстрировали свои знания, умение проводить опыты и эксперименты, в которых активно участвовали и дети и взрослые.

В ходе реализации проекта дети творческой группы пришли к следующим выводам:

  1. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  2. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  3. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.
  4. Соль добываю в России, в том числе в Алтайском крае, на Урале, Астраханской области.

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Соль нужна всем живым организмам, но в больших количествах она – враг.

Заключение

Результатом все работы стало повышение качественного уровня познавательного развития детей за три месяца на 50%.

 

Начало исследования

Итоговый результат

высокий

24%

74%

средний

60%

26%

низкий

16%

0%

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное, ведь проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых. У детей наблюдается ярко выраженный интерес к новому, желание узнавать больше об окружающем их мире, появилась уверенность в своих силах и доброжелательном отношении окружающего мира к ним. В сотворчестве с другими детьми ярче проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Риски.

1. Низкое познавательное развитие детей.

2. Низкая заинтересованность родителей.

5. Могут быть упущены отдельные направления экологического проекта из-за большого объема изучаемого материала.

Предупреждение рисков.

1. Распределить среди членов лаборатории ответственных за выполнение отдельных направлений экологического проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль, за реализацией плана действий проекта по своему направлению.

4. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группах родительские собрания по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту " привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.

Практическая часть

  1. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1.1. Свойства соли

Опыт № 1. «Свойства соли»

Рассмотреть объект (соль), лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовали объект, на запах, вкус, рассмотреть в микроскоп.

Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру.

Опыт № 2. «Растворимость соли»

Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде.)

Опыт № 3. «Подводная лодка из яйца»

Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора. Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.

1.2. Влияние соли на рост растений.

Опыт № 4. «Как соль влияет на рост растений»

Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.

Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.

Опыт № 5. «Получение питьевой воды из соленой»

В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.

Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.

Опыт № 6. «Выращивание кристаллов соли»

Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.

Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).

Выводы.

  1. Соль – это вещество белого цвета, без запаха, имеет соленый вкус, легко растворяется в воде и других жидкостях, может образовывать кристаллы.
  2. Соль есть в морях, океанах, соленых озерах, солончаках, а также во всех живых организмах.
  3. Соль нужна для нормального роста и развития всех живых организмов.
  4. В больших количествах соль вредна для здоровья человека и других живых организмов.
  5. Человек использует соль в быту, в медицине, в производстве. Объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. 

Список литературы

  1. Веракса Н.Е., Галилов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (ФГТ) М-2012г.
  2. Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.
  3. Дыбина О.В. «Я узнаю мир»,-М-2010г
  4. Дыбина О.В. « Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» . - М., 2004
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007
  6.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2007
  7.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1998
  8.  Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006
  9. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
  10. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2005
  11. Пяткова Л.Н., Ушакова С.В. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ Издательство «Учитель», 2013
  12. Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ, Барнаул, 2009
  13. Сикорук Л.Л. « Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
  14.  Интернет.

Автор: Шалыгина Светлана Николаевна, воспитатель МДОБУ д/с № 4 комбинированного вида, г. Зея Амурской области.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)
  • 7 февраля 2017
  • 1806
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Белова Эллина Валерьевна 23.05.2017 в 18:41

Очень интересный проект. Молодец.

Белова Эллина Валерьевна 23.05.2017 в 18:42

Очень интересный проект. Молодец.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы – 2017

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!

Почтовая рассылка

Оформите подписку и получите 15 бонусных рублей!