Регистрация

Экологический проект «Путешествие по страничкам календаря природы»

  • 11 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представляю итоговый краткосрочный экологический проект «Путешествие по страничкам календаря природы».

Цель проекта: пробуждение интереса к исследовательской деятельности с природными объектами и воспитание бережного отношения к ним.

Задачи: учить детей элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной   и подгрупповой   форме работы  по инструкции педагога

Закрепить знания о хвойных  деревьях  городского парка: умение определять дерево (сосна, лиственница, кедр, ель)  по расположению  хвоинок, по изображению дерева, умение  определять  принадлежность плода к хвойному дереву.

Дать представление детям об объектах, загрязняющих воздух (автомобили, заводы, мусорные свалки) и познакомить со способами очищения воздуха, доступными для детей

Инновационная направленность

Основная проблема экологического образования в том, что после прохождения экологических программ, дети знают правила поведения в природе, но на практике демонстрируют агрессивное отношение к объектам природы. Причина: недостаточный собственный опыт взаимодействия с объектами природы с элементами элементарной исследовательской деятельности при максимальном задействовании органов чувств. Наиболее перспективным и мало разработанным в этом направлении является экологический проект.

Я разработала экологический  проект для воспитанников подготовительной группы в соответствии с требованием ФГТ, соблюдая научные основы данного вида исследования.   Основная часть проекта – исследование состояния воздуха по хвое сосны – включает в себя все направления по организации занимательного дела на основе деятельностного подхода, учитывает зону ближайшего и актуального развития детей, содержит приемы активизирующие мыслительную деятельность воспитанников.

Основная часть проекта  может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования для проведения элементарной исследовательской деятельности в городских парках, лесу, на территории детского сада.

Авторский подход

Дошкольный и младший школьный возраст – сензитивные периоды для формирования основ экологической культуры. Как педагог дополнительного образования я разработала две программы по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Обе программы имеют практическую направленность, включают элементы элементарной исследовательской деятельности детей в природе.

Программа для младших школьников получила высокую оценку в качестве дипломного проекта на защите в ТПГУ (г. Томск). Исследовательская часть проекта для начальной школы была разработана с учетом всех рекомендаций института усовершенствования учителей г Кемерово(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)

На основе данного проекта была разработана программа для дошкольников «Экология для малышей». Программа включает в себя краткосрочные и длительные экологические проекты с участием воспитанников, воспитателей, родителей по изучению природы ближайшего окружения.

Я представляю Вам один из итоговых проектов с элементами исследовательской деятельности воспитанников в рамках программы «Экология для малышей». Данный проект основан также на научной основе «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны»(Л.О. Петункина, Л.Н. Ковригина)

Полученные и предполагаемые результаты проекта

Воспитанники владеют элементарными исследовательскими навыками по работе с объектами живой природы. Данный проект является подготовительным этапом к длительному проекту «Сохраним леса» (посвященного международному Дню защиты леса).

Выводы

Представленный мною проект позволяет охватить десять образовательных областей в соответствии с ФГТ и организовать исследовательскую деятельность воспитанников с учетом возраста, используя интегративный подход и приемы развивающего обучения, руководствуясь научной основой  «Экспресс-оценки состояния воздуха по хвое сосны» (Л.О. Петункиной)

Методические условия реализации:

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

Предварительная подготовка:

1. Знакомство с сосной в процессе прогулки или экскурсии. Рассматривание веточек, расположения хвоинок, нахождение здоровых и поврежденных хвоинок.

2. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением сосны, хвоинок сосны. Чтение стихотворений, рассматривание репродукций художников с изображением сосны.

3. Знакомство с ролью сосны в природе и жизни человека, рассматривание пищевых цепочек.

4. Знакомство с источниками загрязнения воздуха.

5. Рисование веточки сосны, сбор модели «веточка сосны», зарисовки повреждений хвоинок после первой прогулки или экскурсии.

6. Для проведения экологического проекта в полном варианте необходимы все перечисленные выше работы с хвойными: ель, сосна, лиственница, кедр. 

Приложение 1.

Приложение 2.

Автор: Кравцова Инна Витальевна, педагог дополнительного образования, д/с № 4 «Ручеек», Кемеровская область, г Мариинск.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (11)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 12.02.2014 в 01:05

Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом ознакомилась с вашей работой по экологическому воспитанию детей, где прослеживается и инновационная направленность, и авторский подход. Не поняла, почему называется так проект. В приложении 1 конспект проекта описан уж очень сдержанно. И мне не хватило визуального сопровождения. Спасибо за участие в конкурсе!

Инна Витальевна 12.02.2014 в 16:11

Здравствуйте Ирина Викторовна. В работе, в качестве приложения вставлена ссылка только на один ролик. На ютуб выложено около 10 роликов из данного проекта. Они все так и называются "Мероприятие Х", где Х - порядковый номер ролика.

Ануфриева Ирина Викторовна 12.02.2014 в 18:44

Уважаемая Инна Витальевна, спасибо за ответ. Скажите, а где в вашей работе сказано, что Приложения-видеоролики нужно искать в YouTube? Вот только сейчас я попыталась их разыскать «вслепую» через первый ролик… Но, извините меня, я пересмотрела пять видеороликов и не поняла, почему они такие кратковременные: один – 15 сек., другой – 24 сек., 33 сек., 40 сек., 1 мин. …Это какая-то мозаика! Не поняла вашего замысла.

Наталья 13.02.2014 в 09:59

Инна Витальевна, понравилось интересное начало проекта, задачи, но потом что-то затормозило. Зачем так много мероприятий на рассматривание иголок, детям уже стало не интересно. Или это все мини-ролики об одном мероприятии? Презентация с фото бала бы гораздо лучше!

Олеся Викторовна 13.02.2014 в 15:11

Уважаемая Инна Витальевна. Спасибо за работу, но соглашусь с Ириной Викторовной, что ваша работа не проект. Хорошо подготовленное занятие, не более того.Проект оформляется совершенно по другому. Удачи !

13.02.2014 в 16:40

Всем спасибо за внимание к работе. Немного поясню: Экологические проекты в ДОУ были разработаны мной на основе рекомендаций И.В. Цветковой (книга "Экологические проекты в начальной школе и ДОУ"). Они включены в мою авторскую программу "Экология для малышей". (Длительные и краткосрочные). Данный проект является краткосрочным, включает в себя подготовительный этап (экологическая прогулка в горсаду, сбор материалов). Основной этап: знакомство с деревьями парка, продуктивные виды деятельности, связанные с обитателями парка. Итоговый этап: "Путешествие по страничкам календаря" (с элементами исследовательской деятельности).
Видеоролики даны для изображения наглядности происходящего.

Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2014 в 01:14

Доброй ночи, Инна Витальевна. Вот теперь-то мне стало всё понятно… Вы просто неправильно сформировали свой конкурсный материал, начав с конца. Работу ведёте методически грамотно по актуальной теме, нужно только уметь логически грамотно её излагать. Ждём ваших новых публикаций! Удачи вам!

Светлана 15.02.2014 в 09:03

Инна Витальевна, мероприятие ваше очень понравилось, обязательно воспользуюсь его элементами в своей работе, т.к. тоже занимаюсь с детьми экологическим направлением. Удачи вам и успехов!

Инна Витальевна 15.02.2014 в 10:41

Здравствуйте всем. Большое еще раз спасибо за внимание к работе.

Яна Артуровна 16.02.2014 в 12:00

Уважаемая Инна Витальевна, я тоже отдаю предпочтение экологическому воспитанию, природа и всё, что связано с ней-это моя стихия. Получите 5 за исследовательскую деятельность с иголочками, как ребятишки сосредоточены и, по-моему, чувствуют себя настоящими учёными............

Цырен-Жаб Доржиевна 22.02.2014 в 16:58

Уважаемая Инна Витальевна, с большим интересом просмотрела вашу работу! В целом идея очень хорошая, заслуживает высокой оценки. Тем не менее, на мой взгляд, в работе новация и авторский подход сформулированы не совсем точно, противоречие у вас обозначено хорошо, но не вижу гипотезы. Далее, хорошо вы подвели к проблеме, а почему не указали способы или варианты решения, предложенные ребятами? Поэтому, я считаю, материал методически недоработан. Но вы не унывайте, опыт приходит со временем. Удачи вам и мои баллы!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!