Регистрация

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

  • 26 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель нашей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.
  2. Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Учить развивать речь и мышление ребенка, способность быть внимательным, овладеть в начальный период учебными навыками и в первую очередь навыками письма.

Очень часто мы спешим, усаживая ребенка за прописи. А ребенок чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает наших надежд. Или, что еще хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребенка к письму – игра.

Почему так важно подготовить руку ребенка к письму?

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логический рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тошких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к 6-7 годам, когда заканчивается развитие мелких мышц кисти.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсированные попытки наверстать упущенные в дошкольном детстве возможности развития моторных действий.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелось мозговых структур, заставлять ребенка заниматься через силу неэффективно. Начинать надо с физических упражнений, которые доставляют удовольствие. Поэтому, на наш взгляд, в системе традиционных средств развития мелкой моторики шире должны использоваться имитационно-игровые упражнения придающие смысл двигательной деятельности. Они доступны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учитывать и то, что развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического развития ребенка.

Специалисты (Е.И. Аркин, Д.Б. Ельконин, А.Н. Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга.

Мы в своей работе добиваемся, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость. Дети изображают предметы, животных, птиц. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением и рисунками. При выполнении каждого упражнения стараемся вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Мы придумываем сказки, которые тоже сопровождаем изображением различных фигурок из пальцев. Играем с пальчиками: «Домик», «Флажок», «Лодка», «Ёлка», «Шарик», «Встали пальчики с утра», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик – бабушка…», «Мышка», «Зайка и ушки», «Очки», «Стул».

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами).

Упражнения носят игровой характер: «Кто скорее», «Раскрась сам», «Мозаика на пластилине», «Песочные рисунки», «Бусы для мамы», «Закладка ажурная».

В своей работе мы и дальше будем продолжать развитвать у детей старшего дошкольного возраста мелкую моторику рук, чтобы каждому ребенку было легче овладеть навыками учебной деятельности, особенно навыками письма.

Список используемой литературы:

  • С.В. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» игры и упражнения»
  • М.С. Рузина «Страна пальчиковых игр»
  • В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»
  • В.П. Дудьев «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи».

Автор: Божкова Светлана Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, и Васильева Светлана Юрьевна, воспитатель II категории, МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида №29 «Рябинушка», г. Старый Оскол, Белгородской области.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 24)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (5)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 27.01.2012 в 23:00

Спасибо за интересный опыт!

Ольга Николаевна 28.01.2012 в 11:53

развитие мелкой моторики - работа не только необходимая, но и интересная! Если взрослый творчески подходит к данному вопросу - все обязатльно получится. Успехов!!!

Сивухина Елена Васильевна 30.01.2012 в 20:09

Интересная и достойная работа!

31.01.2012 в 17:36

В качестве примера желательно было бы разместить конспект занятия по "всесторонней подготовке ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук".
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:29

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!