Регистрация

Проект в ДОУ «Что мы знаем о часах»

  • 25 ноября 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Одним из основных показателей готовности ребёнка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети  с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития могут попасть в группу «неуспевающих». Они  несобранные, неинициативные, легко отвлекающиеся, слабо подчиняющие своё поведение определённой задаче, с трудом следящие за ходом коллективной работы, за ответами других детей, особенно при пересказе цепочкой, с низким уровнем развития самоконтроля.

Развитие произвольности – многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции.

В современной психологии существуют различные направления исследования мыслительных процессов. Все они сходятся в признании того, что основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Однако сторонники одного из направлений считают, что это происходит естественно, без «внешней стимуляции», другие же утверждают возможность целенаправленного педагогического воздействия, которое в конечном итоге способствует развитию мышления.

В работах Ж.Пиаже, А Валлона, Б.Инельдера, В.В. Рубцова, Е.Г.Юдина определены границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования математических способностей.

На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даёт возможность преодолевать трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т.п.).

Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.  При проектировании не предполагается жёсткая алгоритмизация действий, но требуется правильное следование  логике и принципам данной деятельности.

По нашим наблюдениям, с помощью проектов можно сформировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении детей дошкольного возраста.  Приоритетным является принцип системности, который требует комплексности и преемственности образовательной деятельности, обеспечивающей поступательное развитие личности.

Цель проекта: развитие у детей произвольности психических процессов: восприятия, памяти, внимания с учётом гендерного подхода.

Задачи:

1. Задачи социально-коммуникативной компетентности. Развитие умений у детей: получать необходимую информацию в общении;  с уважением относиться к мнению, интересам других; вести простой диалог со взрослыми, сверстниками; принимать и оказывать помощь; принимать участие  в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).

2. Задачи технологической компетентности. Развитие умений у детей: планировать этапы своей работы; выбирать способы действий из усвоенных ранее способов; использовать способы  преобразования (изменение формы, величины, воссоздание аналогий); понимать и принимать задания взрослых; принимать решение и имеющиеся знания при выполнении заданий; доводить начатое дело до конца.

3. Задачи информационной компетентности. Развитие умений у детей: ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, рассказ сверстника, взрослого телевидение, и т.п.); понимать необходимость той или иной информации для свой деятельности; задавать вопросы на интересующую тему; получать информацию, используя некоторые источники.

Ожидаемый результат: предполагается, что организованная работа внедрению проектной деятельности в работу с детьми дошкольного возраста, в соответствии с современными требованиями,  будет способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста  произвольности психических процессов.

Методы и приемы

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  • моделирование;
  • воссоздание.

Условия инновационной работы:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса;
  • новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков;
  • большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка;
  • необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом;
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Проект «Что мы знаем о часах» для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация «Проектная деятельность "Что мы знаем о часах"».

Автор: Байденко Инна Валентиновна, инструктор по физической культуре Детского сада №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Педагогический стаж 15 лет педагогические достижения: Грамота Министерства образования Самарской области, 2010 г.; Маханькова Асия Ханзатовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории Детского сада №161 «Лесовичок» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. Педагогический стаж 23 года. Педагогические достижения: Грамота Министерства образования Самарской области, 2010 г.; лауреат Всероссийского конкурса «Призвание воспитатель», 2011 г.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 56)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (24)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Сивухина Елена Васильевна 26.11.2011 в 17:39

Инна Валентиновна, очень интересный материал. Понравилось эта работа тем, что тема доступна, понятна детям. Вот где видна наяву полная самоотдача в работе с детьми. Удачи вам!

Байденко Инна Валентиновна 15.12.2011 в 13:33

Елена Васильевна, благодарим вас за положительный отзыв о нашей работе. Вы правильно заметили, что данный проект и доступен детям. В подтверждении тому высокая активность и заинтересованность в ходе реализации проекта педагогов, детей и родителей. Творческая группа нашего детского сада, куда входят не только воспитатели, но и специалисты разного направления (педагог-психолог, эстет, инструктор по физкультуре и т.д.) продумывали различные варианты реализации проекта на каждом этапе, чтобы учитывались индивидуальные особенности детей, их уровень развития и т.д.

Наталия Васильевна 27.11.2011 в 21:59

Очень интересная и оригинальная работа!!! Здорово))) Увлекательное познание и яркое творчество!!! Мне кажется именно в таких проектах пробуждается детская поисковая активность и желание открывать тайны мира!!! В этом и заключается высокий профессионализм талантливых педагогов!))) ОТЛИЧНО!!!!! Удачи ВАМ в конкурсе и дальнейшего творческого содружества с детьми!!!!

Доркина Татьяна Николаевна 04.12.2011 в 14:57

Поздравляю с удачной работой! Все понятно, последовательно, логично!

Никитина Ева Владимировна 04.12.2011 в 17:00

"Произвольность психических процессов с учётом гендерного подхода" - как решалась эта поставленная вами задача? Мне казалось, что это свойство психики не имеет гендерных отличий. Впрочем, я не психолог, а потому хотелось бы узнать поподробней. Как-то невнятно прописан исполнительный этап проекта: говорится о диагностике -и тут же о достигнутых результатах. Какова роль инструктора по ФИЗО? Как решались психологом проблемы с детьми - флегматиками, было ли им комфортно в условиях постоянного внимания ко времени? Как формировались представления о часах и минутах у детей, плохо умеющих считать?
Я внимательно прочитала ваш конспект, но не сумела проследить чёткую логику изложения затронутого вопроса.Сказано как бы сразу обо всём и недостаточно конкретики. Во всяком случае, для меня.

Байденко Инна Валентиновна 15.12.2011 в 14:33

Здравствуйте, Ева Владимировна! Сейчас имеется очень много психолого-педагогической литературы раскрывающей вопросы гендерного подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
"Наукой доказано, что при организации различных видов деятельности у мальчиков и девочек по разному работают ведущие отделы головного мозга: у них разный объем памяти, направленность мышления, скорость протекания нервно - психических процессов и разные предпочтения к видам деятельности" - поэтому при создании проекта, направленного на развитие произвольности психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мы учитывали эти особенности. К примеру, при подборе материалов (виды часов, иллюстраций к сказкам, рассказам) учитывалось, что у девочек словесные методы на первом плане и опережают наглядные, а у мальчиков наоборот. Очень подробно данные особенности описаны в методическом пособии "Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада" Железнова С.В., Фалькова Т.А., 2008 г.
Инструктор по физической культуре входит в состав творческой группы и является соавтором данного проекта, так как до недавнего времени занимала должность воспитателя по развивающему обучению и углубленно работала в этом направлении.
Что вы имели ввиду под " комфортностью в условиях постоянного внимания ко времени"? Проектная деятельность не подразумевает 24-хчасового участия в ней. Продолжительность проекта варьируется от возраста детей. Данный проект был составлен с учетом знаний детей, которые в старшем дошкольном возрасте уже навыком счёта и знают образ цифр. Работа педагогов строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (знания, умения, навыки, психологические и физиологические особенности, т.е. дифференцированный подход).
Задачи проекта (социально-коммуникативной, технологической, информационной компетентностей)направлены на развитие у детей определенных умений и никак не зависят от типа характера. Почему вы решили, что флегматикам было труднее всего в этом проекте?
С уважением, авторы проекта.

Никитина Ева Владимировна 16.02.2012 в 19:16

"Задачи проекта (социально-коммуникативной, технологической, информационной компетентностей) направлены на развитие у детей определенных умений и никак не зависят от типа характера" - "Необходимо, чтобы каждый ребёнок продвигался вперёд своим темпом" - это я вас цитирую. Как это, по-вашему, согласуется? Основа формирования характера человека - его индивидуально-типологические свойства, то бишь типы высшей нервной деятельности.Подходы к формированию различных умений - особенно социально-коммуникативных - значительно зависят от того, каков у ребёнка темперамент и характер.
Например, "доводить начатое дело до конца" (взяла из ваших задач технологической компетентности) - неужели это не связано с характером?
"Работа педагогов строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (знания, умения, навыки, психологические и физиологические особенности, т.е. дифференцированный подход)" - слова, слова, слова...

Любовь Владимировна 13.12.2011 в 22:11

Здравствуйте! Хотелось бы услышать Ваш ответ на комментарий Евы Владимировны Никитиной, может тогда ситуация прояснится.Я почему то тоже многого не поняла...

Байденко Инна Валентиновна 15.12.2011 в 13:38

Уважаемая Любовь Владимировна, хотелось бы уточнить, какие моменты и на каком этапе работы вызывают у вас непонимание? С удовольствием поделимся опытом для прояснения ситуации.

Любовь Владимировна 15.12.2011 в 20:10

Спасибо,для меня уже ВСЁ понятно.

Асия Ханзатовна 16.12.2011 в 11:00

Мы рады, что наш подробный ответ на вопрос Евы Владимировна разъяснил ситуацию.

Любовь Владимировна 16.12.2011 в 14:10

Да, я поняла, что комментировать данную работу в предложенной Вами трактовке и словесной оболочке - нет смысла, хотя если взглянуть на неё в разрезе практической направленности хотя бы некоторой части детей и родителей - идея неплохая.

Асия Ханзатовна 17.12.2011 в 22:41

Уважаемая Любовь Владимировна, к сожалению ощущаем в вашем комментарии сарказм. Наш творческий коллектив представил СВОЙ опыт работы. Кому - то это интересно, кому - то нет, кому - то нравится, кому - то - нет: "сколько людей, столько и мнений".
Мы делимся своим опытом и готовы познакомиться с чужим (вашим в том числе), так ведь и происходит самообразование, повышения уровня квалификации. Гораздо проще критиковать, выискивать минусы (хотя для этого жюри в общем то и существует), чем предложить идею или что - то посоветовать.
Ева Владимировна, натолкнула нас на мысль, что и физическую культуру можно интегрировать в данный проект. Возможно это мы и сделаем в будущем.
Желаем вам интересных конкусных работ!

Любовь Владимировна 18.12.2011 в 08:52

И Вам того же желаю - интересных конкусных работ.Не знаю, имею ли я право что-либо советовать. Но всегда выигрышно выделяются работы, написанные понятным языком, "своими" фразами, а не перетянутыми из других источников. Предложить что-то своё - это очень ответственно, надо предвидеть, что не всем это будет нравиться, и нужно быть готовым к этому. Тем более, это не рабочий семинар проходит - идёт конкурс со всеми вытекающими последствиями. Что касается КРИТИКИ - Вы верно заметили, это моя работа,которую я и стараюсь выполнять ответственно:"Служить я рад, прислуживаться тошно",поэтому своё мнение я публикую только о работах данного конкурса. Вы верно заметили - "сколько людей, столько и мнений". И в жюри есть люди, которым всё нравится, тогда зачем нам конкурс?Давайте с первых дней объявим - все молодцы, всё здорово! и разойдёмся. ЕЩЁ РАЗ ПОДЧЁРКИВАЮ - КОММЕНТАРИЙ АДРЕСОВАН НЕ ВАМ, НЕ ВСЕЙ ВАШЕЙ РАБОТЕ В ЦЕЛОМ,А ПРЕДСТАВЛЕННОЙ РАЗРАБОТКЕ.

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 13:25

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Светлана Крюкова 15.01.2012 в 14:55

Уважаемые Инна Валентиновна и Асия Ханзатовна! Вы представили на конкурс стоящий, хороший проект, который соответствует всем требованиям. Присутствует творческая, исследовательская деятельности. Разнообразные формы и методы.
5 баллов!

Байденко Инна Валентиновна 15.01.2012 в 21:12

Спасибо вам большое за отзыв Светлана Александровна!

Любовь Владимировна 13.02.2012 в 19:31

Поздравляю ВАС!

Наталия Васильевна 15.02.2012 в 21:44

От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!

Байденко Инна Валентиновна 15.02.2012 в 21:59

БОЛЬШОЕ СПАСИБО, экспертному жюри и всем, кто проголосовал и поддержал нас!

Сивухина Елена Васильевна 16.02.2012 в 19:44

Поздравляю с выходом в финал!

Байденко Инна Валентиновна 16.02.2012 в 21:21

Спасибо за поздравление!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:39

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!