Регистрация

Технология развития фонематического восприятия у детей с нарушением речи

  • 21 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Проблемами развития фонематического восприятия, анализа и синтеза ученые и практики занимаются давно, используя традиционные и нетрадиционные методики. К сожалению, результаты этой работы не всегда эффективны. В основном используется учебный подход к организации коррекционно-развивающего процесса.

Сочетание предметно-средового подхода с комплексно-тематической моделью, позволяет по-другому применять методы развития фонематического восприятия. Так, оно предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирования интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического анализа и синтеза.

Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).

Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться  и на письме. 

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Мы планомерно работаем по развитию фонематического слуха.  Дети стали  намного лучше воспринимать и различать окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги.

Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Работу по  развитию у детей способности дифференцировать фонемы мы условно раздели ли на шесть этапов. И работу с детьми проводим в соответствии с этапами развития.

Занятие по развитию фонематического слуха.

1 этап работы

На 1 этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность  узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей  дифференцировать фонемы).

На самых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

На данном этапе можно использовать следующие упражнения:

1. Воспитатель вызывает входящего и, когда тот отворачивается или плотно закрывает глаза, прячет игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей). Входящему надо ее найти, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, – барабан бьет громко, если удаляется – тихо. Нужно стремиться к тому, чтобы сила звуков менялась постепенно, плавно: от громких к звукам средней силы и  тихим.

2. Дети встают в круг. Логопед предлагает или незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик.

3. На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит.  

2 этап работы

На протяжении 2 этапа нужно учить детей  различению одинаковых слов, звукокомплексов  и звуков, ориентируясь на различную высоту, силу и тембр голоса.

1. Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить и показать, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему: «Ау!», а тот отгадывает.

2. Взрослый выставляет перед детьми  игрушки или картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3. Детям раздаются картинки  домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3 этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. При этом могут быть использованы следующие игры.

1. Воспитатель дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).

Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

Занятие по развитию фонематического слуха.

4 этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

1. Взрослый произносит слоговой ряд, например: на – на- на- па. Дети должны определить и сказать, что здесь лишнее.

Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на –но –на, ка -ка- га – ка.

2. Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па, па – ба. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать, одинаковые слоги были произнесены  или разные.

Постепенно в течение этого периода  дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

5 этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а ». Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1. Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2. Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Аналогичная работа проводится на материале согласных фонем.

6 этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками дву- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1. Детям раздается по нескольку одноцветных  кружков. Воспитатель произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу, о и т.д.  Дети должны отложить на столах такое количество кружков, которое соответствовало бы числу произнесенных взрослым звуков.

2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например красный, желтый, зеленый. Воспитатель уславливается с детьми, что красный соответствует звуку а, желтый – звуку у, зеленый – звуку и. Затем взрослый произносит сочетания из этих звуков сначала по два звука: ау, уи, уа, аи; по три звука: ауи, аиу, уиа, иуа, иау.Дети должны разложить на столах разноцветные кружки в определенной последовательности.

Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала учить выделять последний согласный звук в слове, легче всего это сделать, если в конце стоит глухой взрывной согласный.

Проводимые в указанной последовательности игры и упражнения способствуют развитию у детей слухового внимания и слуховой памяти, внимания к речи окружающих, помогают выработке тонких акустических дифференцировок, совершенствуют фонематические представления и подготавливают детей к дальнейшей планомерной работе по анализу звукового состава речи. С их помощью происходит постепенный переход от развития фонематического восприятия к работе над звуковым анализом.

Автор: Подтуркина Марина Васильевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, МДОУ комбинированного вида д/с №22 г. Ставрополя, стаж работы  22 года.

Марина  Васильевна участвует в конкурсах, организуемых детским садом и отделом дошкольного образования. В 2010 году ее воспитанники получили диплом за участие в конкурсе рисунков «Изучаем правила дорожного движения», ценный приз и медаль участника интеллектуальной игры «Умники и умницы». В свободное время занимается спортом – бегом, плаванием. Очень любит готовить.

Фото автора

Юличка

4.7 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 75)
  • 21 января 2011
  • 16489
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 21.01.2011 в 17:16

Это очень сложная, кропотливая и важная работа - постановка звуков.Видно, что Вы очень серьёзно к этому относитесь,хотя не являетесь логопедом.Большое Вам спасибо и ВСЯЧЕСКИХ УСПЕХОВ - и в работе, и в данном конкурсе!

Нина Леонидовна 22.01.2011 в 19:54

Творчество - теоретическая и практическая деятельность педагога. Такая работа требует мобилизации знаний, опыта. Но, именно в такой работе педагог полно реализует себя. Именно такая работа приводит к созданию новых методов, технологий. Именно так надо заниматься с детьми. Успехов!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:43

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!