Регистрация

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с задержкой психического развития

  • 23 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Дети дошкольного возраста, имеющие задержку психического развития, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

  • связные высказывания короткие;
  • отличаются непоследовательностью;
  • состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.

Используются  следующие  вида моделирования:

1) сериационный  вид;

2) двигательный;

3) временно-пространственный.

 В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы);
  • контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания.

Работа  начинается  с простого – сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды.  После  этого  этапа работы в качестве символов-заместителей  используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, белый кружочек – зайчик.

Сериационное моделирование по сказке "Теремок"

Сериационное моделирование по сказке "Теремок"

Вначале важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), и он становится основанием для построения логики произведения, а затем  детям предлагается уже более сложный признак – не наглядный,  а связанный с характером персонажа: если добрый, светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым,  белым; а если злой – черным и т.д. 

Второй вид моделирования более сложный – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды:  «кот» пошел на  охоту – поэтому «квадратик» убрали; поставили «треугольник» возле домика – значит, пришла  лиса. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили   квадратик.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход. 

Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"

Двигательный вид модели по сказке "Дорога на мельницу"

Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.

Используя временно-пространственную модель, дети учатся рассказывать эпизоды без помощи взрослого, выбирать последовательно нужные сюжеты. Стрелочки, идущие  от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать  и логично пересказывать.

Метод моделирования помогает устанавливать последовательность, гибко сочетать  логику с  эмоциональной и художественной  выразительностью, полно передать содержание. 

В работе со старшими  дошкольниками  можно использовать другой тип образных средств, которые можно назвать условно-символическими. Это символическая (графическая) аналогия, взятая из наследия Д. Родари и рекомендаций авторов ТРИЗ Г. Альтшуллер, М. Шустерман. Условно-символические средства ориентируют малыша  на  поиск смысла, ценностей и собственной жизненной  позиции. Графический образ – это метафора, раскрывающая  свойства  объекта. Обучаясь графической аналогии, дети учатся  умению обозначать cимволом реальный образ или  несколько образов, выделив в них  общие признаки: треугольник и круг над ним – это девочка, и внучка  Машенька, и  Снегурочка, и Аленушка; элементы – уши, хвост – это  и мышка, и бобры из сказки  «Дорога  на  мельницу»;  волнистые линии – и река, и дорога.

При создании символических изображений обсуждается значение каждого из используемых  символов. Корона на голове человечка свидетельствует о том, что он –  принц. Полукруг с  косыми  полосами – колючий  еж. Волнистая  линия – дорога, река. Метод графической аналогией подводит детей к умению выделять в образе самое главное, формируется воображение, способность  к преобразованиям. 

Используемые  схемы – ТРИЗ,  схемы-контуры, схемы-силуэты, «волшебный  коллаж» – помогают  разнообразить формы работы с детьми, развивать мышление, воображение, речь.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции связной речи дошкольников с ЗПР,  но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения;  оптимизации процесса обучения.

Автор: Мацокина Тамара Михайловна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Центр  развития  ребенка – детский сад № 2 г. Шебекино  Белгородской области. Стаж работы по специальности – 18 лет.

О себе: более 30 лет работаю в ДОУ, из них 18 лет старшим воспитателем, принимаю участие в районных и областных выставках и конкурсах, награждена районными грамотами, областной грамотой за участие в конкурсе «Родники  Белогорья».

Фото автора

Тома

4 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 12)
  • 23 сентября 2010
  • 14886
  • 2

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Васильевна Климентьева 30.09.2010 в 14:47

Умница!!!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:48

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!