Регистрация

Конспект НОД с использованием мнемотехники по теме «Весна»

  • 30 марта 2021

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Занятие для детей старшей группы составлено в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей),
  • принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес),
  • принцип доступности (соответствие возрастным особенностям),
  • принцип психологической комфортности.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации с использованием мнемотехникив группе комбинированной направленности детей 6-го года жизни.

Тема: «Весна».

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

  1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам; формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
  2. Развивающие: развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
  3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе; формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

    Активизация словаря:

    • Весна,
    • весенние месяцы: март, апрель, май;
    • приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
    • солнце, ручеек, сосулька, птицы.

    Техническое обеспечение занятия

    Оборудование: магнитофон, ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковский, мяч, указка-сосулька.

    Демонстрационный материал: мнемосхемы.

    Раздаточный материал: бумага формат А4 голубого цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки-пейзажа на каждого ребенка, клей, салфетки.

    Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

    Планируемые результаты:

    • воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
    • у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
    • дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
    • расширены представления воспитанников об окружающем мире.

    Ход НОД

    I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    Дети входят в группу под негромкую музыку.

    Воспитатель: Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем:

    Здрaвствуй, небо голубое!
    Здрaвствуй, солнце золотое!
    Здрaвствуй, вольный ветерок!
    Здрaвствуй, солнечный денек!
    Я живу в родном кaю.
    Всех я вaс приветствую!

    (Дети встают в круг).

    1. Игра «Запоминай-ка» (введение в тему)

    Цель: активизировать словарь детей по теме «Весна».

    Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Вы должны быть очень внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталинка, сосулька, лужи.

    • Какие слова запомнил ты?
    • Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!
    • К какому времени года мы можем отнести перечисленные слова? (Весна).
    • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, Апрель, Май).
    • Какое время года было до весны? (Зима).
    • Какое время года наступит после весны? (Лето).
    • Какое время года будет между зимой и летом? (Весна).

    II. Основная часть

    Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

    Висит за окошком
    Кулек ледяной.
    Он полон капели
    И пахнет весной. (Сосулька).

    Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Вот она волшебная сосулька, и я хочу с вами поиграть.

    2. Игра «Волшебная сосулька».

    Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать умение подбирать слова-признаки. 

    (Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебная сосулька, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

    Воспитатель: Весна (какая?): теплая, нежная, веселая, долгожданная, солнечная, дождливая, ранняя, поздняя, долгая, радостная, ветреная.

    Воспитатель: Молодцы. Как много вы знаете о весне! Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? (Дети встают полукругом). Давайте проверим!

    3. Игра «Скажи наоборот».

    Цель: развивать умение подбирать антонимы.

    Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением, а чтобы нам легче было выполнить задание, весна отправила нам свой солнечный мячик:

    • Зима ушла, а весна – … (пришла).
    • Зима холодная, а весна – … (тёплая).
    • Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).
    • Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
    • Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
    • Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
    • Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
    • Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

    Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

    (Дети садятся на стульчики).

    4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

    Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление.

    На экране схема первого предложения.

    Воспитатель: Ребята, составьте предложение по схеме.

    (Один ребенок преобразует, символы в образы и составляет предложение «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

    Примеры составления предложений по мнемоквадратам: Весной… 

    • Ярко светит солнце. 
    • Тает снег.
    • Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
    • На деревьях набухают почки, появляется трава.
    • Просыпаются медведь и ежик.
    • Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
    • Просыпаются насекомые.
    • Весной появляются первые цветы – подснежники.

    Воспитатель: Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физминутку «Подснежники».

    5. Физкульминутка «Подснежники».

    Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза),
    Улыбнулись (улыбаются),
    Потянулись (тянутся),
    Раз – росой умылись (умываются),
    Два – изящно покружились (кружатся),
    Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают),
    А четыре – полетели (бегают),
    Пять – они остановились (останавливаются)
    И тихонько опустились (приседают).

    (Дети проходят на стульчики. На экране мнемотаблица для составления полного рассказа о весне).

    Воспитатель: Ребята, как будет назваться наш рассказ? (Весна). 

    (Один ребенок составляет рассказ по картине).

    Воспитатель: Молодцы, ребята, какие интересные получились у вас рассказы! За вашу хорошую работу весна вам дарит вам подарки, яркие «Солнышки-медальки».

    III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.

    Установка на дальнейшую деятельность.

    Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось?

    Рефлексия.

    Воспитатель: Молодцы, ребята мы весну долго ждали? Значит она какая? (Долгожданная!) А мы можем чем то помочь весне, чтобы она быстрей наступила?

    В/о детей: Мы можем весну нарисовать, сделать аппликацию о весне и т.д.

    Воспитатель: Конечно, вы сейчас самостоятельно составите весеннюю картинку-пейзаж, а потом по ней составите рассказ о весне для родителей.

    Автор: Поломошнова Ирина Николаевна, воспитатель МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Снежинка", пгт Новоаганск Нижневартовский район, Ханты-Мансийский АО.

    4.3 из 5 звезд
    (голосов: 4, сумма баллов: 17)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (2)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Гавриленко Елена Владимировна 16.09.2020 в 05:13

    Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

    Гавриленко Елена Владимировна 16.03.2021 в 07:53

    Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

    «АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

    Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!