Регистрация

Конспект НОД «Театрализация басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»

  • 17 августа 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Конспект НОД «Театрализация басни как средство развития эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР в подготовительной логопедической группе» на материале басни И. А. Крылова «Ворона и лисица». Инсценировка басни А. И. Крылова «Ворона и лисица». 

На примере данного материала хотелось бы поделиться своим опытом практической работы логопеда, связанной с развитием эмоциональной сферы и эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Большой плюс в том, что для этого не потребуется никаких затрат, а лишь несколько костюмов из костюмерной детского сада и полукругом расставленные стулья в игровом помещении. Выбрать произведение для театрализации достаточно легко обратившись к программе, в которой они указаны соответственно возрасту.

Выученным ролям каждый маленький актёр придаст свой неповторимое своеобразие и характер, а стало быть, эмоции обязательно передадутся и маленьким зрителям. И поверьте, у каждого ребёнка найдут свой отклик! Это хорошо видно по увлеченным происходящим действом детским личикам и слышно по бурным аплодисментам. Обязательно будут вопросы о следующем спектакле и найдётся много желающих сыграть роль в другой инсценировке, но для этого придётся как следует потрудиться!

Здесь педагогу предоставляется прекрасная возможность решить не только непосредственные задачи по коррекции речевых нарушений и развитию эмоциональной сферы но, что не менее важно для личностного развития ребёнка - повысить мотивацию по устранению собственных дефектов.

Цель: обогащение процессов коммуникации за счёт овладения эмоциональной лексикой детьми с ОНР III; совершенствование навыков воплощения в игре: определённых переживаний.

Задачи:

  • пополнение и активизация словаря (за счёт слов,обозначающих эмоции, названия предметов, действий, признаков);
  • отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков;
  • закрепление навыка использования прямой и косвенной речи;
  • совершенствование монологической и диалогической форм речи;
  • развитие интонационной стороны речи;
  • активизация эмоциональной лексики;
  • развитие невербальных средств общения (мимики);
  • уточнение эмоциональных состояний (героев басни)доступных данному возрасту.

Программное содержание:

  • Ознакомление детей с образцами русской классической литературы.
  • Раскрытие и уточнение отрицательных понятий: лесть, неискренность, лживость; положительных понятий: искренность, правдивость, честность, скромность.
  • Создание у детей отношения к поведению главных персонажей басен.
  • Обогащение и активизация эмоциональной лексики.

Предварительная работа:

  • чтение детям басен Л. Толстого, С. Михалкова, И. Крылова с последующим рассматриванием красочных иллюстраций;
  • раскрашивание иллюстраций к басням Крылова по книгам-раскраскам;
  • словарная работа;
  • инсценирование басни «Ворона и лисица».

Атрибуты для инсценирования басен: костюмы «вороны» и «лисицы».

Ход занятия

Логопед: Дети, я много вам рассказываю и читаю небылиц, потешек, пословиц, сказок. Мы заучиваем стихи, песни...

Дети: Басни.

Логопед: Правильно, басни. Известно ли вам, дорогие друзья, что басня – один из самых древних литературных жанров? Она появилась ещё в Древней Греции. Особенно много произведений этого жанра создал древнегреческий баснописец Эзоп. Эзоп жил более 2,5 тысячи лет тому назад; басни свои он писал прозой. Остроумие и находчивость прославили его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намёками. В России писал басни Иван Андреевич Крылов. «Эзоповским языком» он владел мастерски. Через иносказания, пословицу, поговорку, намёк он говорил правду: «А Васька слушает да ест», «Слона-то я и не приметил», «Услужливый дурак опаснее врага»... Что такое басни, вы уже знаете. Это...

Дети: Это небольшой рассказ, чаще всего в стихах.

Дети: Стихотворение.

Дети: Басня слегка похожа на сказку. В ней обычно животные и птицы ведут себя совсем как люди. Они добрые и злые, умные и глупые.

Логопед: Дети, а чем басня отличается от сказки, рассказа, стихотворения?

Дети: Сказки длинные, а басни короткие, их легко читать.

Дети: В басне обязательно должно быть поучение, в котором говорится, что надо делать и чего делать не надо.

Логопед: На примере поведения героев басен показываются и осуждаются недостатки людей - зависть, глупость, жадность, хвастовство и другие. А какие вы знаете басни?

Дети: «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Муравей и Голубка», «Лев и Мышонок», «Ворона и Лисица», «Мартышка и Очки».

Логопед: Молодцы! Со многими баснями вы познакомились.

Логопед: И только И. А. Крылов превзошёл всех – он писал стихами. Его считают во всём мире непревзойдённым баснописцем!

  • Кого и за что высмеял Крылов?
  • Какие истории приключились с героями в этих баснях?
  • Чему учат эти басни?

Дети: Не надо слушать льстивые слова!

Логопед: Вспомните, подумайте хорошенько, какие мы знаем пословицы о лести.

ДетиВерь своим очам, а не чужим речам. У лести нет чести.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Логопед: Дети, вы говорили, что басня – это живая сценка: в ней кто-то спорит, ссорится, мирится. Вот и сейчас участники оденут костюмы и обыграют басню!

Сценка. Все сценки обыгрываются в костюмах с использованием атрибутов.

Итоги: 

Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у старших дошкольников разнообразные умения и навыки, но и решить очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. 

Именно целенаправленное формирование эмоциональной речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР) способствует правильному пониманию и называнию определённого эмоционального состояния, выражению своих и чужих переживаний и чувств, влияет на познавательные процессы.

Презентация к конспекту НОД

Автор: Зорина Галина Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ детский сад комбинированного вида № 1143, г. Москва.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:21

Хороший конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:10

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!