Регистрация

Образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Народный календарь»

  • 26 июля 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

С целью восстановления преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры, воспитании высоких духовных ценностей и культурных традиций у подрастающего поколения.расширения возможностей детей, поддержки детской инициативы была разработана образовательная программа познавательно – исследовательской направленности «Народный календарь». Программа включает все образовательные области и объединяет единой тематикой все виды деятельности. 

Для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Срок реализации 3 года.

Пояснительная записка. 21 век – век прогресса инновационных идей и технологий. За обычной суетой некогда остановиться и посмотреть по сторонам. На участке детского сада, где мы гуляем с детьми, растет много рябины. Но если остановиться и посмотреть вверх, то можно увидеть какая она разная, по окрасу листьев и ягод. Известно что, среди многообразия фактов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле слова.

Актуальность программы. С целью расширения возможностей детей, поддержки детской инициативы была разработана образовательная программа познавательно – исследовательской направленности «Народный календарь». Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка наблюдательности и сметливости русского народа.

Отличительные особенности программы. Знакомство с днем народного календаря происходит во время прогулок-экскурсий, где дети могут наблюдать, попробовать, анализировать, обыгрывать, все те сведения, которые узнали об этом дне. Это требует дополнительной подготовки от воспитателя (сюрпризные моменты) которые дети находят на участке во время прогулки.

Во время прогулок-экскурсий происходит «обострение всех сенсорных каналов», на основе которых идет целостное развитие личности ребенка. Формирование его субкультуры: единства его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития и повышения на этой основе творческих способностей.

Прогулки проходят каждый день в любую погоду. Наблюдения в природе позволяет ребенку лучше осознать, прочувствовать динамику природных процессов в течение года. Сюрпризный момент вводит детей в игровую ситуацию и нацеливает детей на дальнейшую работу. Опираясь на народный календарь, систематично и циклично организую работу с детьми по разным направлениям, в соответствии с поставленными задачами.

Разработанный учебно-тематический план перекликается с общесадовским перспективным комплексно-тематическим планом в соответствии с возрастными критериями дошкольников. (Например: тема недели «Деревья, кустарники» – день народного календаря «Павел-Рябинник»).

Содержание программы (Средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя.

Задачи: Начать целенаправленную работу по формированию представлений о малой родине – родном городе, Сибири. Познакомить с особенностями природы, днями народного календаря.

На прогулке: Дети находят корзинку со свеклой и веревочку, связанную в узлы. Познакомить детей с днем народного календаря «Фекла-заревница» (день узлов). Мини-проект «Все о свекле».

2 неделя. 

Задачи: Познакомить с днем народного календаря «Семен – летопроводец, проводы лета».

Познакомить с днем народного календаря «Павел – рябинник»

Ситуативный разговор, свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки: Рассмотреть с детьми рябину, растущую на территории детского сада. Дать сведения о рябинниках, познакомить с приметами, верованиями народа связанными с этим деревом. Дать понятие оберег.

Знакомство с искусством: Познакомить детей с репродукцией И. Грабаря «Рябина». Работа в изостудии.

Продуктивная деятельность: Изготовление поделок из рябины. Ручной труд. «Мои первые украшения – Бусы из рябины ». Выставка работ.

3 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Лука». «Лук - от семи недуг». На прогулке находят корзину с овощами и фруктами и записку от Осени (она просит беречь свое здоровье, есть больше овощей и фруктов, особенно ЛУК). Проект познавательно-исследовательский «А у нас дела в порядке, лук растет на нашей грядке». Проблемная ситуация: Спор овощей и фруктов – кто полезней»

4 неделя

«Солнечные дни бабьего лета». 

Познакомить с днем народного календаря Луп-брусничник.

Формировать представление о богатстве нашего края. Познакомить с легендой о бруснике. Закрепить знания об одной из ягод Сибири, её сенсорных свойствах. Формировать навыки изображать ягоды и кустики, учить смешивать краски на палитре для получения «брусничного» цвета.

ОКТЯБРЬ

1 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Арина - Листопадница».

Беседа: Арина – шиповница. Исследовательская деятельность: Сладкие дары сибирской природы.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Ерофей лешегон».

Задачи: Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем.

Свободное общение взрослого и детей, ситуативный разговор: Обратить внимание детей, какие деревья стоят красивые. Припомнить приметы и пословицы. Вспомнить загадки о лесных обитателях. Рассказ о поверьях людей в нечистую силу, знакомство с одним из них «лешим». Формировать навыки работать с природным материалом. Способствовать умению отгадывать загадки о дарах сибирского леса.

3 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Покров». 

«Первый чисты снежок». Рассказать детям о том, как готовятся к наступлению зимы животные и люди. Беседа: На деревенском дворе

4 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Сергей – капустник».

Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.

НОЯБРЬ

1 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Праздник ремесленников».

Задачи: Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Анна холодная» приметы ноября.

Беседа: Сибиряк мороза не боится.

Проект «Здравствуй мыло душистое».

3 неделя.

Продолжать знакомить с днем народного календаря « Город мастеров» народный промысел. Познавательно – исследовательский проект «Богашовская керамика».

4 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Артемьев день».

Находят игрушку волка. Беседа о волке. Как животные спасаются от волка. (Заяц – меняет цвет и быстро бегает, белки прячутся на дереве…) Вспомнить сказки о волке. Кто сильней медведь или волк. Проект « Осень в кедровнике»

ДЕКАБРЬ

1 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Екатерина санница».

Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Дать сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря «Екатерина – санница». Провести игры - соревнования, эстафеты на санках.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Пришла Варюха - береги нос и ухо». Познавательно – исследовательский проект «Люди тайги и реки».

Продуктивная деятельность: Одежда из меха и шерсти.

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Анфиса рукодельница».

Познавательно-исследовательская деятельность «Деревянные терема». (Деревянное кружево Томска). Презентация «Томск деревянный». Беседа: Домовой.

4 неделя.

Продолжать знакомить с днем народного календаря «Спиридон – солнцеворот».

Рассказать о том, что солнышко с каждым днем будет гостить у нас дольше. Проблемная ситуация почему на солнце снег не тает. Театрализованное представление: К нам елку, ой – ой – ой, Дед Мороз идет живой.

ЯНВАРЬ

1 неделя.

Познакомить с народным праздником «Святки».

Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Крещение».

Рассказать о традиции купаться в проруби.

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Зиновий синичник».

Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Сретенье».

Подвести итог недельным наблюдениям, дать понятие «Сретенье». Разучивание закличек. Отражать в рисунках изменения, происходящие в природе. Создавать аллегорические изображения зимы и весны. Провести соревнования на улице с другой группой. Формировать навык создавать чучело зимы, используя бросовый материал.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Феняспасовые коренья».

Познавательно-исследовательский проект – «Целители на окнах». Продуктивная деятельность: Портрет на память из цветов.

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Михайлов день».

«Образ русских богатырей» Михайлов день (21 ноября)

1.Чтение былин и легенд о богатырях. Прославители богатыри – гусляры. «Садко». Знакомство с днем народного календаря. Знакомство с музыкальным инструментом гуслями. Слушание музыкальных произведений.

Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.

Беседа: Михайлов день.

4 неделя.

Познакомить с праздником «Масленица».

Тема: День рожденья Бабы – Яги.

Во время прогулки понаблюдать, как расположены дороги, как стоят дома у дорог. Продолжать знакомить детей с нечистой силой. Познакомить с мифическим образом Бабы Яги. Дать понятие выражения «избушка на курьих ножках». Сравнить разные образы Бабы Яги. Сформировать умение передавать характер и настроение в своих рисунках. Вспомнить сказки, где есть персонаж Баба Яга. Формировать навык кратко, пересказывать их содержание.

МАРТ

1 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Овсянка».

Весенний праздник «Встреча весны» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.150). Какая женщина не любит себя украшать. Беседа: Головные уборы русских женщин. КОКОШНИКИ ДЛЯ МАМ. Продуктивная деятельность.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Герасим - грачевник».

Познакомить детей с тем, как встречали на Руси приход весны. Понаблюдать, какие птицы прилетают в парк, покормить их. Рассказать какую роль отводили птицам на Руси наши предки. Познакомить детей с днем народного календаря «Праздник Сороки».

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Василий - капельник».

Знакомство с искусством: Весенний пейзаж . Беседа: Весна идет.

4 неделя.

Познакомить с праздником «Федот - ветреник».

Познакомить с праздником, приметами этого дня. Наблюдение за погодой, послушать, как разговаривают деревья, придумать, о чем могут говорить деревья. Рассказ воспитателя о празднике «Федул – ветреник». Познакомить с пословицами, приметами этого дня. Познакомить детей с понятием стихия. Рассказать об одной из них «Воздух».

АПРЕЛЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Жаворонки».

Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Праздник куличиков».

Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи.

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Серапион - Тележный день».

Беседа: Первая оленья нарта. Познавательно-исследовательский проект: Тайны жизни людей сибирской тайги.

4 неделя.

Познакомить с праздником «Родион ледолом».

Трясогузка (Хвостиком трясет – лед ломает). Презентация: «Ледоход на Томи». Познавательно-исследовательский проект: Весна идет.

МАЙ 

1 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Георгий – Победоносец».

Понаблюдать, как изменилась природа с наступлением весны. Убрать территорию от мусора. Дать исторические сведения, связанные с этим днем. Дать исторические сведения о дне народного календаря «Георгий – Победоносец и змей». Познакомить с воинским снаряжением. Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Вылет насекомых».

Беседа: Лукерья – комарница. Вечер муз. Д/И «Росянка – комариная смерть» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.221)

Познавательно-исследовательская деятельность: Весне новизна или первые вылеты насекомых. Продуктивная деятельность: Болотная симфония.

3 неделя. 

Продолжать знакомить детей с днями народного календаря.

Тема: Город мастеров. Задачи: Закрепить представления детей о профессиях и ремеслахлюдей родного края. О культуре русского народа. О промыслах декоративно-прикладного творчества.

4 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Никита вешний».

Развлечение: Ночные гуляния (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.214). Книжки малышки «Спасаем сказки».

Содержание программы. Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

1 неделя. 

Задачи: Начать целенаправленную работу по формированию представлений о малой родине – родном городе, Сибири. Познакомить с особенностями природы, днями народного календаря. Познакомить с днем народного календаря «Тит – грибник». Презентация: А мы живем в Сибири.. Проект: Грибной день. Тит и Варфаламей. Путешествие в лесное царство. (Праздники здоровья для детей 5-6 лет М.Ю.Картушина – 68). Презентация

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Семен – летопроводец, проводы лета».

Познакомить с днем народного календаря «Павел – рябинник». Презентация: «Чудо - деревья Сибири». Продуктивная деятельность: «Рябиновая сказка». Знакомство с искусством: «Образ огня в русском народном искусстве» Источник: Родники стр.150

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Лука»; «Лук - от семи недуг».

Труд в природе: Осень в огороде. На прогулке находят корзину с овощами и фруктами и записку от Осени (она просит беречь свое здоровье, есть больше овощей и фруктов, особенно ЛУК). Проект: А у нас дела в порядке, лук растет на нашей грядке. Проблемная ситуация: Спор овощей и фруктов – кто полезней». Итоговое мероприятие: «Луковые посиделки». Хороводная игра «Луковка – раскоряковка».

4 неделя

«Солнечные дни бабьего лета».

Познакомить с днем народного календаря «Фома – хлебник».

Проект: Урожай с полей. Презентация: Страж полей – полевой. Познавательно-исследовательская деятельность: Хлеб всему голова. (Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?»). Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. (Пословицы и поговорки о хлебе.)

ОКТЯБРЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Арина – Листопадница».

Презентация: Журавлиный лет. Кукольный театр «Волшебный шиповник» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.35). Развлечение: На лошадке в красной шапке.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Ерофей – лешегон».

Познакомить детей с историей возникновения нашего города. Рассказать о мифическом персонаже Лешем. Обратить внимание детей, какие деревья стоят красивые. Припомнить приметы и пословицы. Вспомнить загадки о лесных обитателях. Рассказ о поверьях людей в нечистую силу, знакомство с одним из них «лешим».

Учить работать с природным материалом. Уметь отгадывать загадки о дарах сибирского леса. Прогулка экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку лешего. Русская народная игра «Солнышко». Чтение сказок о леших. Ручной труд. Создание поделок «Леший». Викторина. «Леший день». Вечер загадок «Леший день» (источник: М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.50. Продуктивная деятельность: Осенняя сказка

3 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Покров».

«Россия – Родина моя».

Цель: Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России. Расширять кругозор сведениями о древней и современной Москве. Знакомство с искусством: Первый чистый снежок (репродукции картин) Вечер игр «Матушка с ярмарки пришла» (источник:М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» стр.45)

4 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Сергей – капустник».

Познакомить с днем народного календаря «Никита – гусиный лет, гусепролет».

Проект: Никита – гусиный лет, гусепролет. Познакомить с приметами и обычаями. Рассказать, как дружно всей семьей заготавливали капусту на зиму. Как капуста связана с семьей.

НОЯБРЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Город мастеров».

Обратить внимание детей на то, как изменилась природа с наступлением холодов. Развешать в парке кормушки, сделанные своими руками. Рассказать о празднике ремесленников и кузнецов, дать понятие балаган, базар. Прогулка в ближайший парк. Наблюдение. Дидактические игры «Кто больше назовет», «Кто больше увидит». Сюрпризный момент. Дети находят на участке корзину с инструментами.

«Праздник ремесленников». Познавательное занятие. Разучивание русской народной песни «В кузнеце», исполнение русской народной мелодии «Ах вы, сени» на ложках. Проект: Богашовская керамика. Развлечение: Город мастеров «Ярмарка». Продуктивная деятельность: Там золотая травка вьется.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Анна холодная», приметы ноября.

Презентация: Знакомство со славянами. Проект познавательно-исследовательский: Что за чудо этот лен. ВХЛ: Как рубашка в поле выросла.

Продуктивная деятельность: Народная рубашка. Развлечение: По одежке встречают.

3 неделя.

Продолжать знакомить с днем народного календаря «Город мастеров», народный промысел.

Знакомство с искусством: Осень танцует на мокром асфальте. Продуктивная деятельность: Спасаем музей. Презентация: Индюка распишем сами. Знакомство с народными игрушками.

4 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Артемьев день».

Проект: Животные сибирского леса. Находят игрушку волка. Беседа о волке. Как животные спасаются от волка. (Заяц – меняет цвет и быстро бегает, белки прячутся на дереве…) Вспомнить сказки о волке. Кто сильней медведь или волк. Знакомство с КРАСНОЙ КНИГОЙ. Продуктивная деятельность: Макет «Тайга».

ДЕКАБРЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Екатерина санница».

Понаблюдать, как снег укрывает землю. Потрогать снег, какой он (рыхлый или мокрый), попробовать слепить постройку. Дать сведения об обрядах, суевериях и приметах, связанных с днем народного календаря «Екатерина – санница». Провести игры - соревнования, эстафеты на санках. Сюрпризный момент. Дети находят под кустами саночки. Спортивный досуг «Санный праздник». ( М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.90). Лепка «Ребенок на санках». Ручной труд. Презентация: Екатерина санница. Знакомство с одним из малочисленных народов проживающим на территории Томской области – Хантами. Тема: Люди тайги и реки. Тема: Северные олени.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Пришла Варюха – береги нос и ухо».

Неделя здоровья: Варварин день. Презентация: Мать Сыра Земля.

3 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Анфиса рукодельница».

Проект: Широкий славянский двор. Презентация: Дворовой. Продуктивная деятельность: Деревянное кружево Томска. (МАКЕТЫ)

4 неделя. 

Продолжать знакомить с днем народного календаря «Спиридон – солнцеворот».

Продуктивная деятельность: К нам на елку, ой - ой - ой, Дед мороз идет живой (Оформление окон сюжетами из сказок). Тема: Спиридон солнцеворот. Сладкая сказка. (Праздники здоровья в детском саду.М.Ю. Картушина – 95)

ЯНВАРЬ

1 неделя. Познакомить с народным праздником «Святки».

Тема: Святки. Обратить внимание детей на то как, изменилась природа с приходом зимы. Познакомить с народным праздником Святки. Рассказать о трех обычаях этого праздника (ряженье, баловство, гадания). Вспомнить песни о зиме. Изготовление масок и костюмов для колядок. Разучивание колядок, обрядовых песен.

Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Дидактические игры «Кто больше увидит», «Кто больше назовет примет», «Закончи пословицу». Хоровод вокруг елки. Сюрпризный момент. Дети находят на дереве развешенные маски. Разучивание р-н.игры «Кузнец». Вечер при свечах. Развлечение. Презентация: Святки. Вечер музыкальных игр «Новогодний сапожок» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.100). Театрализованные представления для детей младших групп: Новогодние елки в Томске.

2 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Крещение».

Спортивные состязания: Крещение, Зимние забавы. Дать первоначальные знания о первых главных русских городах – Киеве, Новгороде; о работе, отдыхе славян, вызвать интерес к корням истории, уважение к предкам. Рассказать о крещении Руси. Проект: Царица Водица.

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Зиновий синичник».

Обратить внимание детей на птиц, которые прилетают на территорию детского сада. Развивать речевые способности детей, учить составлять описательные рассказы о птицах. Использование музыкально – дидактических игр на развитие ритмического слуха. Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Письмо от синички. Лепка из соленого теста птиц. Работа в изостудии. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Ручной труд. Вечер подвижных игр «Синичкин праздник». Спортивный досуг. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63). Акция: Синичкин день Развлечение: Синичкин праздник 

ФЕВРАЛЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Сретенье».

 Подвести итог недельным наблюдениям, дать понятие «Сретенье». Разучивание закличек. Отражать в рисунках изменения, происходящие в природе. Создавать аллегорические изображения зимы и весны. Провести соревнования на улице с другой группой. Учить создавать чучело зимы, используя бросовый материал. Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят два необычных портрета. «Сретение».

Работа в изостудии. «Веселые забавы». Спортивное состязание «Как Зима с Весной силой мерялась» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.63). Презентация: Встреча Зимы с Весною. Сретение. (Родники – 72). Знакомство с искусством: ОБРАЗ ОГНЯ в русском искусстве.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Феняспасовые коренья».

Проект познавательно-исследовательский – «Целители на окнах». Труд в природе. Продуктивная деятельность – «КРАСНАЯ КНИГА».

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Михайлов день».

«Образ русских богатырей» Михайлов день (21 ноября). Чтение былин и легенд о богатырях. Прославители богатыри – гусляры. «Садко». Знакомство с днем народного календаря. Знакомство с музыкальным инструментом гуслями. Слушание музыкальных произведений.

Знакомство с репродукциями картин Айвазовского. Рисование картин моря.

Продуктивная деятельность: Михайлов день (изготовление богатырей, работа с фольгой).

4 неделя.

Познакомить с праздником «Масленица».

Проект: Город мастеров. Продуктивная деятельность: Зимние сказки. Изготовление чучела зимы. Ручной труд. Познавательно – исследовательский проект: Город мастеров (Из истории предметов: Бабушкин сундук. Д/И «Что было раньше». (Сейчас - шкаф, раньше – сундук) Кто делал мебель.

МАРТ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Овсянка».

Весенний праздник «Встреча весны» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.150). Какая женщина не любит себя украшать. Знакомство с искусством: Головные уборы русских женщин. Продуктивная деятельность: КОКОШНИКИ ДЛЯ МАМ.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Герасим – грачевник».

Рассмотреть какие деревья растут на территории детского сада. Познакомить детей с тем как люди передавали свои знания. Передача с помощью рисунка, знака, символа, схемы. Рассказать, как и на чем писали в старину. Знакомство со славянской азбукой. Рассказ библиотекаря о братьях монахах Кирилле и Мефодии. Познакомить детей с изготовлением книг в старину. Проследить путь создания книги от старины и до наших дней. Подарить изготовленные книжки детям младших групп.

Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Дидактические игры «Найди такой же», «С какого дерева листок». Сюрпризный момент. Дети находят странные знаки на песке, кусочки бересты с символами. Речевые игры «А_О_У_Ы.», «Согласные звуки», «Кто быстрее составит слово». Посещение библиотеки. Свойства материалов. Опыты. Изготовление книжки – малышки. Ручной труд. Развлечение: Наум – грамотник. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр. 93). Презентация: Знакопись. Батюшка Наум – наведи на ум.

3 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Василий – капельник».

Познавательно-исследовательский проект «Свойства воды». Спортивное развлечение «Солнечный хоровод» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.156). Продуктивная деятельность: Оживим волшебную страну.

4 неделя.

Познакомить с праздником «Федул – ветреник».

Тема: Какого цвета весенний ветер. Познакомить с праздником, приметами этого дня. Наблюдение за погодой, послушать, как разговаривают деревья, придумать, о чем могут говорить деревья. Рассказ воспитателя о празднике «Федул – ветреник». Познакомить с пословицами, приметами этого дня. Познакомить детей с понятием стихия. Рассказать об одной из них «Воздух».

Прогулка – экскурсия. Наблюдение. Сюрпризный момент. Дети находят на участке веера. Игра «Федул». Чтение сказок о ветрах. Динамическая пауза «Ветры». Просмотр видеофильмов о ветрах, ураганах. Проведение опытов с воздухом. Работа в экспериментальном уголке. Проект познавательно – исследовательский «Свойства воздуха». Развлечение: Пришел Федул – теплом подул. (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.193). Презентация «Стихия – воздух».

АПРЕЛЬ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Жаворонки».

Закрепить стадии и приметы весны, попускать ручейки, разрыхлить снег, отметить изменения погоды. Дать возможность рассказать о них. Познакомить детей со встречей весны на Руси. Создавать образ жаворонка-предвестника весны, используя соленое тесто. Провести турнир, кто больше знает закличек, игр, примет, пословиц, загадок. Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят игрушку птицы. Словотворчество. Заучивание русских народных закличек «Весна – крана», «жаворонки прилетели». Народная игра «Бай, качи, качи». «Жаворонок». Ручной труд. 

«Народная поэзия». Викторина. Игра «Птицы, собираются в стаи», «Кто быстрей построит дом для птиц», «Найди перелетных птиц». Оформление выставки «Птицы нашего края».

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Праздник куличиков».

Во время прогулки по территории детского сада, рассмотреть с детьми вербу. Рассказать детям о празднике Пасхи. Познакомить с традицией, красить яйца, познакомить с элементами росписи. Прогулка экскурсия. Сюрпризный момент. Дети находят на участке курочку с лукошком яичек. Русская народная игра «Горелки». Роспись яичек. Работа в изостудии. Слушание песни «Пасха» Лазарева. Разучивание русских народных игр «Бояре», «Кострома» и др. Выставка работ «Чудо Писанки». Развлечение «Ярилины игры». Инсценировка сказки «Курочка Ряба на новый лад». Театрализованное представление «Пасха» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.183).

3 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Серапион – Тележный день».

Проект: Первая оленья нарта (Знакомство с жителями сибирского края). Презентация: Тайны жизни людей сибирской тайги. ВХЛ «Легенды Томска».

4 неделя.

Познакомить с праздником «Родион – ледолом».

Трясогузка (Хвостиком трясет – лед ломает). Презентация: «Ледоход на Томи». Познавательно-исследовательский проект: Весна идет «Ярилины игры» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.198)

МАЙ

1 неделя.

Познакомить с днем народного календаря «Георгий – Победоносец».

Понаблюдать, как изменилась природа с наступлением весны. Убрать территорию от мусора. Дать исторические сведения, связанные с этим днем. Дать исторические сведения о дне народного календаря «Георгий – Победоносец и змей». Познакомить с воинским снаряжением.

Чтение былин и легенд о русских богатырях и их подвигах. Слушание отрывка из оперы Н.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Богатырская сила» А. Пахмутовой и Н. Добронравого. Познакомить с репродукцией «Три богатыря», «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году» В.Васнецова.

Прогулка – экскурсия. Наблюдения. Сюрпризный момент. Дети находят на участке лукошко с фигурками богатырей. «Георгий - Победоносец». Познавательное занятие. Дидактическая игра «Крестьянин и богатырь». «Музыкальный вечер». Рисование богатырей. Работа в изостудии. Изучение свойств металла. Работа в экспериментальном уголке. Выставка работ «Русь богатырская». Презентация: Георгий Победоносец. (знакомство с символикой). Продуктивная деятельность: Салют Победы.

2 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Вылет насекомых».

Презентация: Лукерья – комарница.

Вечер муз. Д/И «Росянка – комариная смерть» (М.Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду» Стр.221). Проект познавательно - исследовательский: Весне новизна или первые вылеты насекомых.

3 неделя. 

Продолжать знакомить детей с днями народного календаря «Ирина – Рассадница».

Познакомить детей с весенними работами. Труд в природе. Посадка семян цветов. Проект: Стоит над Томью град старинный. «Первый светофор в Томске».

4 неделя. 

Познакомить с днем народного календаря «Семен – ранопашец».

Презентация: Цветочный календарь. Проект познавательно-исследовательский: Семен ранопашец. (Праздник картошки).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Обучение осущетвляется:

  • Ситуативный разговор; свободное общение воспитателя с детьми во время прогулки.
  • Труд в природе.
  • Подвижные игры.
  • Театрализация.
  • Знакомство с искусством.
  • Экскурсии.
  • Продуктивная деятельность и изобразительное творчество с интеграцией различных видов изодеятельности.
  • Творческие задачи и ситуации (поисковая деятельность).
  • Экспериментирование и исследовательская деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • ВХЛ
  • Конструирование из природного материала.

Виды и формы занятий.

  1. Контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины.
  2. Познавательные: экскурсии, дидактические игры, развлечения, работа в картинной галерее.
  3. Спортивные: соревнования, тренировки.
  4. Нетрадиционные формы: дегустация, домашние задания, моделирование, оформление мини-музеи.
  5. Субъективные и научно- исследовательские: опыты.

Организационно – педагогические:

  • создание благоприятных материально-технических и социальных условий,
  • отбор интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей,
  • тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт,
  • совместный план работы со специалистами детского сада,
  • взаимосвязь с ближайшей библиотекой.

 Материально-технические средства:

  • Ноутбук, проектор.
  • предметы быта
  • музыкальный репертуар, проигрыватель, музыкальный центр.
  • Кабинет изостудии. Серия картин известных художников, мольберты.
  • природный материал,
  • уголок экспериментирования: приборы- помощники, стаканчики, магниты, сосуды различного объем и формы.

Санитарно-гигиенические: следить, чтобы дети были одеты по погоде, чистота участка, где гуляют дети, наличие носовых платочков для удаления загрязнения с рук. 

  • пошив костюмов для праздников и развлечений.
  • ткань для оформления декораций к театрализованным постановка.
  • дидактические игры
  • краски, альбомы на всех детей.
  • разные виды бумаги, ножницы, клей.
  • мука, соль для тестопластики.

Автор: Селиванова Ольга Гермогеновна, воспитатель, МАДОУ № 79 г.Томска. Высшая категория, высшее образование, общий педагогический стаж 22 года.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Аманжулова Ирина Юрьевна 16.08.2016 в 12:27

Ольга Гермогеновна, с вашей работой познакомилась, программа интересная. Удачи вам.

Селиванова Ольга Гермогеновна 16.08.2016 в 14:24

Большое спасибо за отзыв!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 07:54

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!