Регистрация

Занятие по формированию познавательно-речевой активности дошкольников с использованием педагогической песочницы «Искатели сокровищ»

  • 26 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

Актуальность проблемы использования песочницы в ДОО.

Интерес специалистов к использованию в работе с детьми песочницы неуклонно растет. Игра с песком – это одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому песочницу можно и нужно использовать в ходе развивающих и обучающих занятий. Играя с песком, можно придумывать различные истории, передавать ребенку знания и жизненный опыт, знакомить с событиями и законами окружающего мира. Занятие с использованием песочницы имеет больший воспитательный и образовательный эффект, так как обеспечивает поддержку индивидуальности, инициативы и самостоятельности ребенка, учитывает его интересы и склонности.

Во время игры с песком повышается мотивация ребенка к занятиям, появляется спонтанная возможность для экспериментирования. У ребенка, взаимодействующего с песком (всей ладонью, отдельными пальцами, ребром ладони, кулачком) развивается тактильная чувствительность, межполушарное взаимодействие.

Развитие познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) наиболее гармонично и интенсивно происходит в активной деятельности, таким образом, использование на занятиях песочницы будет служить стимулом к их дальнейшему совершенствованию.

Использование в песочнице различных предметов, игрушек от киндер-сюрпризов, камушков и т.п. способствует развитию предметно-игровой деятельности, предоставляет возможности для разворачивания сюжета игры, обогащает ее содержание. Кроме этого, при работе в песочнице у ребенка возникает потребность речевого взаимодействия с другими детьми, он учится комментировать свои действия, соизмерять их с действиями партнера (если игра происходит в одной песочнице). Таким образом, решается не только задача речевого, но и социально-коммуникативного развития детей.

Способность песка расслаблять, снимать напряжение, негативные переживания и эмоции, играет неоценимую роль в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, а так же – детьми с речевыми нарушениями разной степени тяжести. Так как для таких детей быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, им требуется дополнительная мотивация, стимуляция речевой активности. Использование песочницы в работе с такими детьми способно повысить мотивацию к занятиям, активизировать зоны головного мозга, отвечающие за речевое развитие.

Отмечено, что игры и упражнения с песком позволяют значительно повысить концентрацию внимания детей, сосредоточенность при выполнении определенного действия, побуждает детей к активным действиям, проявлению инициативы в совместных играх в песке.

Таким образом, использование песочницы педагогами и специалистами ДОО позволяет решать развивающие, образовательные и коррекционные задачи, успешно интегрировать задачи различных образовательных областей; содействует развитию сотрудничества детей со сверстниками и взрослыми, может служить вариативным средством реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования.

Работу с песочницей можно отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям работы с детьми. Но прежде, чем начать использовать песочницу на занятиях, нужно знать, нет ли у ребенка противопоказаний для игр с песком, а именно: наличие астмы, аллергии; кожные заболевания и порезы на руках, очень высокий уровень тревожности.

Представленное игровое занятие по формированию познавательно-речевой активности с использованием педагогической песочницы для детей среднего дошкольного возраста разработано учителем-логопедом и педагогом-психологом и является частью совместной программы по формированию познавательно-речевой активности у детей среднего дошкольного возраста.

«Искатели сокровищ»

Автор: Лукичёва Яна Николаевна, учитель-логопед, стаж работы 2,5 года; Петрова Людмила Викторовна, педагог-психолог, стаж работы 3 года, МБДОУ № 6 «Светлячок» , г. Гаджиево, Мурманская область.

4 из 5 звезд
(голосов: 8, сумма баллов: 32)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 02.01.2016 в 16:35

Вот и ещё одна задумка с использованием камушков марблс на этом конкурсе! Надо отметить, что совершенно иная.
Почему у вступления подзаголовок: "Актуальность проблемы использования песочницы в ДОО"? Проблема только в том, что невозможно каждому ребёнку дать наиграться у такого стола. Наверняка имелась в виду просто актуальность использования песочницы. Хотя дети всегда любили повозиться в песке - это не современная тенденция. Сказали бы просто "Возможности..."
Извините, но есть замечания к разработанности конспекта.
Задачи положено делить на обучающие, развивающие и воспитательные.
Как делились на пиратов и искателей?
Не совсем понятно, что должно быть в послании попавшим на остров и какова цель этого задания.
Задание с размещением пальм и др. на острове запланировано проводить так, чтобы дети, договорившись между собой, вместе размещали предметы, но тогда как воспринимать словесную инструкцию стоящим друг напротив друга детям (где правая сторона, где левая?). Наверное поэтому, судя по фото, это задание выполняла одна девочка?
Нет рефлексии в конце занятия.
А что же видео целиком выложить не решились? Такие искренние, вовлечённые педагоги на этом видеокусочке - вызывают положительные эмоции. Удачи в работе!

Галина Павловна 03.01.2016 в 20:40

Уважаемые Яна Николаевна и Людмила Викторовна!
Как приятно познакомиться на портале с работой молодых и энергичных педагогов!
Мне работа Ваша понравилась. Поскольку всегда ищу плюсы в конкурсных работах, то верю, что Вы продумали всё, но...Это у всех творческих людей так, даже проработав 30 лет, ловишь себя на мысли, что могло быть лучше, тут упустил, тут ушёл в сторону и т.д. и т.п.
Дерзайте в том же духе!!! Удачи! Вы умнички!

Людмила Петрова 04.01.2016 в 19:03

Уважаемые коллеги!
Мы благодарим вас за ваши отзывы! Так как мы впервые участвуем в данном конкурсе, каждое мнение для нас очень важно для дальнейшего развития.
Составляя конспект, мы, прописали суть самого занятия и основные моменты. Конечно, при самой подготовке к его проведению, стараешься продумать все возможные мелочи и нюансы, такие как: как поделиться на пиратов и искателей; как незаметно для детей спрятать "сокровища"; чем занять "искателей", пока прячут свой клад "пираты" и т.д. Так же, при работе с детьми, нужно быть готовым к тому, что занятие может пойти не по плану, продуманному тобой. Мы дважды проводили это занятие и один раз инструкцию к заданию с островом и расположением на нем предметов, пришлось по ходу поменять. И не потому-что ребенок стоял с другой стороны, а потому-что в одной из групп, ребенок занял позицию активного лидера.
Еще раз спасибо за ваши отзывы!!!

Адамбаева Людмила Анатольевна 08.01.2016 в 15:26

Добрый вечер, коллеги. Приятно знакомиться с инициативными творческими педагогами, активно позиционирующими свой опыт. Ваш опыт требует внимания и достоин уважения. Ну, а кто не работает, тот не ошибается. Ошибки, недочеты - это всегда путь к саморазвитию, к самосовершенствованию. Интересное мероприятие. Я бы хотела начать с целевой установки. Скорее всего, вы, коллеги, создавали условия для стимулирования и т.д. Но это замечание уникальность и значимость мероприятия не омрачает. Все задачи, поставленные при проектировании и реализации занятия были достойно выполнены. Были задействованы все виды анализаторов для осознанного восприятия информации, её переработки детьми, развитию высших психических функций детей. Могу отметить и интегративность занятия. Безусловно, занятие проведено, цель достигнута, а вот обратная связь не отражена, хотя, вполне возможно, и присутствовала. Молодцы!

Шахова Ольга Вячеславовна 16.01.2016 в 18:45

Яна Николаевна и Людмила Викторовна, Ваша работа,действительно, заслуживает самого пристального внимания коллег. Игры с песком интересны и увлекательны не только для ваших воспитанников, а, пожалуй, для всех дошколят. И жаль, что далеко не все имеют такие условия как у вас в учреждении.
Вам же я пожелаю творческой активности и вдохновения! Поздравляю со званием лауреатов!

Людмила Петрова 19.01.2016 в 12:01

Уважаемые, Людмила Анатольевна и Ольга Вячеславовна!
Работа с песком активно развивается в нашем саду. И действительно, для продуктивной работы, в данном направлении, созданы все условия! Дети в восторге от работы с песком, вне зависимости от возраста!
Спасибо вам за ваши теплые слова!

Мария Викторовна Благушко 21.01.2016 в 23:21

Уважаемые эксперты, коллеги! Большое спасибо каждому из Вас за высокую оценку труда педагогов нашего учреждения! Мы действительно учимся работать с новыми направлениями, формами, материалами с одной лишь целью - чтобы нашим детям было интересно и хорошо в детском саду. И когда рядом находятся по-настоящему инициативные, творческие, активные педагоги, делать это вдвойне приятно!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!