Регистрация

Конспект НОД на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла»

  • 16 ноября 2015

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе ДОУ на тему «Осень поздняя пришла, снег и холод принесла».

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени (осенние месяцы, периоды и осенние явления).

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания о различных периодах осени;
  • Учить выразительно читать стихи, заучивать с помощью мнемотаблицы.
  • Активизировать словарь по данной теме, пополнить активный словарь прилагательными.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память.
  • Развивать речь детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
  • Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
  • Воспитывать умение трудиться в коллективе.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.

Материалкартинки – иллюстрации разных периодов осени, других времен года, отрывок из произведения Чайковского «Осень», мнемосхема (из отдельных фрагментов, придуманных совместно с детьми), стихотворения Плещеева «Осень наступила…», папка с файлами для изготовления книги.

Предварительная работа: 

  1. Наблюдение за осенней погодой во время прогулок.
  2. Разучивание стихов об осени.
  3. Беседы о приметах осени.
  4. Загадывание загадок об осени.
  5. Чтение коротких рассказов о различных периодах осени, пение песен, подвижные и дидактические игры по теме.

    Конспект НОД 

    Части НОД

    Ход НОД

    Деятельность детей

    Оргмомент

    Звучит мелодия из сборника «Времена года. Ноябрь» П.И.Чайковского

    Дети входят в группу.

    Воспитатель:

    Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем хорошего настроения, доброго утра всем – и гостям, и самим себе.

    Придумано кем-то
    Просто и мудро
    При встрече здороваться:
    – Доброе утро!
    – Доброе утро
    Солнцу и птицам!
    – Доброе утро
    Приветливым лицам!
    И каждый становится
    Добрым , доверчивым!
    И доброе утро длится до вечера!

    Дети слушают приветствие педагога, желают доброго утра друг другу и присутствующим взрослым.

    Вводная часть

    Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, загадывает загадку:

    Прошла по лугам, по лесам, по полям,
    Припасы она приготовила нам.
    Упрятала их в погреба, в закрома.
    Сказала: «За мною нагрянет зима».

    Спрашивает, какое время года загадано.

    Музыка, которая сейчас звучит, тоже осенняя, она из сборника П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь».  Послушайте внимательно, можете закрыть глаза… Какой характер у этой музыки? Что вы можете сказать о ней?

    Отгадывают загадку, обосновывая свой выбор времени года.

     

     

     

    Слушают музыку, рассказывают свои впечатления о ней.

    Беседа

    Воспитатель(Предлагает детям сесть на ковер) Ребята, эта музыка напомнила мне мое детство. И я хочу рассказать вам об одном эпизоде.

    Когда я была еще такой, как вы сейчас, мне подарили книгу с картинками и стихами. Рисунки в книге были разные. На одном было нарисовано чистое, голубое небо. Светило яркое солнышко, стояла тёплая безветренная погода. Трава еще зелёная, но на некоторых деревьях листва уже пожелтела.

    А под картинкой подписано «Осень».

    На втором рисунке деревья уже стояли жёлтые, а с некоторых из них даже облетела листва. Небо пасмурное, дует ветер, идёт дождь. Птицы улетают на юг.

    И под картинкой снова написано «Осень».

    А на третьей картинке деревья стоят вообще голые, с них облетела вся листва. Низкие серые тучи висят над землёй. Дует холодный пронизывающий ветер. У берега озера появилась тонкая кромка льда. Трава засохла и пожелтела. С неба сыплет первый снег.

    И опять написано «Осень».

    Взрослый: Ребята, как вы думаете, почему картинки такие разные, а на всех них написано осень?

     

     

    Слушают рассказ, делают вывод, что там были картинки о разных периодах осени: ранняя осень, середина осени и поздняя осень.

     

    Мотивация на дальнейшую деятельность

    К сожалению, ребята, книга эта не сохранилась, мне очень жаль.

    Мне так хочется, чтобы у меня была такая книга…Но, наверное, никто не сможет мне помочь. Вернуть ее невозможно, а новой такой нет.

    Может быть вы, ребята, знаете, как мне помочь?

    Ой, как здорово, что вы можете сделать ее сами!

    Высказывают предположения, где можно было бы взять книгу: купить, нарисовать, сделать самим.

    Речевая деятельность

    Вы знаете много стихов об осени, этом чудесном времени года, их тоже можно разместить в книге, ведь в моей книги тоже были стихи.

    Кто хочет прочесть стихотворение?

    Я предлагаю вам заучить наизусть еще одно стихотворение поэта Плещеева «Осень наступила». Мне очень хотелось бы, чтобы оно тоже появилось в нашей книге.

    Для подсказки мы с вами используем символы-приметы осени, которые мы с вами нарисовали ранее, и составим стихотворение из них.

    (Мнемотаблица)

     

    Этапы работы над стихотворением:

    1. Педагог выразительно читает стихотворение.

    2. Сообщает, что это стихотворение будут учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

    3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая уяснить основную мысль.

    4. Выясняет, какие слова непонятны, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

    5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

    6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

     

    Чтение стихов, заучивание наизусть с помощью мнемотаблицы.

     

     

     

     

    Двигательная деятельность

    (Физминутка)

    Ребята, как мы уже с вами выяснили, сейчас у нас поздняя осень. А вы любите гулять в это время года? А что нужно делать, чтобы не простудиться на прогулке?

    Правильно, тепло одеваться и обуваться. Предлагаю вам поиграть в игру «Все наденем для тепла».

    Я называю вам предметы одежды, а вы, если эта одежда подходит для прогулки осенью, шагаете, если нет – стоите на месте.

    Шапка, юбка, куртка, шорты, пальто, сандалии, валенки, шуба, бейсболка, кеды, теплые штаны, футболка.

    Выполняют движения в соответствии с правилами игры, классифицируют предметы одежды по сезонам.

    Планирование деятельности по выполнению учебной задачи

     

     

     

     

     


    Исследовательская деятельность

    Ну, что ж, а теперь – за работу!

    Что вам нужно, ребята, для создания книги?

    Вы знаете, из чего состоит книга?

    Есть ли у вас вопросы и предложения по ее созданию?

    С чего вы планируете начать свою работу?

    Нужна ли вам моя помощь?

    Как вы думаете, к кому вы можете обратиться за помощью, подсказкой при нахождении нужного текста стихотворения?

    У меня приготовлены различные иллюстрации времен года. Посмотрите, может быть, какие-то из них подойдут для нашей книги.

    Самостоятельно подбирают иллюстрации и стихи для книги, разделившись на мини-группы по желанию.

     

     

     

     

     

     

    Отбирают иллюстрации осенней тематики.

    Практическая часть

    Ну и осталось только собрать нашу книгу в одно целое. Вот обложка с вложенными файлами, вот ваши картинки, стихи.

    Приступайте!

    Закончили? Молодцы! Какая замечательная книга у вас получилась! Что вы будете делать с этой книгой?

    Подарите мне? Спасибо большое! Я очень рада, что мое желание иметь книгу, как в детстве, осуществилось. Я хочу оставить эту книгу на некоторое время в нашем книжном центре, чтобы каждый мог рассматривать ее, может быть, даже почитать.

    Собирают книгу в соответствии с выбранным материалом.

    По необходимости обращаются за помощью друг к другу, воспитателю.

    Размещают книгу в книжном центре «Лукоморье».

    Упражнение на релаксацию

    Устали? Давайте немного отдохнем. Проходите на наш ковер. Я включу вам еще раз музыку П.И.Чайковского, а вы пока отдыхаете, можете вспомнить все, чем сегодня занимались.

    Можно посидеть на ковре, даже прилечь, кому хочется.

    А теперь я приглашаю вас в наш круг.

    Отдыхают, слушая музыку в удобном для каждого положении.

    По просьбе воспитателя рассаживаются по кругу.

    Рефлексия

    Чем вы сегодня занимались?

    Что у тебя получилось лучше всего?

    Кто помог тебе сегодня?

    Что у тебя не получилось и почему?

    Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

    Что было самым трудным?

    Что было самым интересным?

    Что ещё не получается?

    Кого бы ты хотел поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

     Дети отвечают на заданные вопросы.

    Делают самоанализ работы.

    Автор: Стародубова Галина Николаевна, воспитатель МБДОУ №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, г. Шарыпово Красноярского края.

    0 из 5 звезд
    (голосов: 0, сумма баллов: 0)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (2)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Абрамова Татьяна Валериевна 21.12.2015 в 22:30

    Уважаемая Галина Николаевна! С большим интересом всегда изучаю работы по речевому развитию дошкольников. И у Вас заявлена ОО "Речевое развитие", странно, что без интеграции областей, хотя и художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие присутствует. Жаль, на активную речевую деятельность детей по теме отведена небольшая часть занятия (заучивание стихотворения). В основном, у меня сожилось такое впечатление, говорите Вы. Возможно, не хватает ответов и рассуждений детей. Это всегда намного интереснее, т.к. передает уровень речевого развития. Успехов в работе!

    Елена Елена Елена 16.03.2021 в 09:48

    Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!