Регистрация

Проект для детей младшей группы ДОУ «Мы – маленькие волшебники»

  • 28 октября 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Проблема. Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании. 

Несмотря на то, что в экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности, педагоги неохотно используют данный метод в повседневной деятельности, оставляя его для открытых занятий и массовых зрелищных мероприятий.

Актуальность проекта. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. 

Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

Цель проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.

Задачи:

  1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, света, бумаги.
  2. Развивать собственный познавательный опыт.
  3. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, сообразительность.
  4. Поощрять дружественные отношения во время исследовательской деятельности.
  5. Формировать культурную практику проявления интереса и желания расширять свой кругозор.

Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: краткосрочный (1 неделя).

Прогнозируемый результат: разработка содержания культурных практик для реализации задач проекта:

  • проявление устойчивого познавательного интереса к экспериментированию;
  • развитие умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач;
  • проявление взаимопомощи, активное социальное взаимодействие;
  • качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.

Организация деятельности в рамках проекта

Подготовительный этап:

  • формулирование проблемы;
  • определение актуальности, цели и задач;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • подбор опытов по данному возрасту;
  • подбор оборудования для проведения опытов.

Основной этап:

  • организация предметно-развивающей среды,
  • проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
  • индивидуальная работа с детьми,
  • самостоятельная экспериментальная деятельность,
  • подвижные игры,
  • чтение художественной литературы,
  • беседы,
  • продуктивная деятельность детей.

Заключительный этап:

1. Оформление картотеки опытов.

2. Выставка поделок, изготовленных родителями с детьми.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– практики игрового взаимодействия,

 

– познания мира и самопознания,

 

– коммуникативные практики

Игры:  «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».

Д/упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».

Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т.д.»

Проблемные ситуации:

  • «Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок»
  • «Как и почему вода льётся?»

Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».

Д/и «Догони свою тень»

Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

– Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

 

– свободные практики детской деятельности,

 

– коммуникативные практики,

 

– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом.

 Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Надувание мыльных пузырей»,
  • «Морской бой», 
  • «Запираем воздух в шарик»,
  • «Движение воздуха»,
  • «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры»,
  • «У воды нет вкуса и запаха»,
  • «Прозрачная вода»,
  • «Пар тоже вода»,
  • «Вода без формы»,
  • «Вода бывает холодной, теплой, горячей»,
  • «Как убедиться что вода прозрачная»
  • «Бумага и вода»,
  • «Сравнение бумаги»,
  • «Может ли бумага быть опасной»
  • «Лёгкий – тяжёлый»
  • Игры с воздушным шариком и соломинкой

Игры-экспериментирования:

  •  «Умный нос»,
  •  «Язычок помощник»

Игра-опыт «Цветные льдинки»

  • Игра – опыт со снежинками

Исследование:

  •  «Что в коробке?», «Что в пакете?»
  • «Прокати шарик»
  • Эксперимент «Послушный ветерок» 

Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– коммуникативные практики,

 

– познания мира и самопознания

 

Беседы:

  •  «Волшебный воздух»
  • «Что ты знаешь о себе»
  • «Зачем нужна вода?»
  • «Что бывает из бумаги»
  • «О значении света»

Чтение:

  • стихотворение «Воздух»
  • Пермяк Е. «Про нос и язык».
  • Бойко Т.«Солнышко»
  • Сказка «В гостях у солнышка»
  • Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок»
  • К.Ушинский «Солнце и радуга»

Эвристические беседы:

  •  «На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?»
  • «В какой пище есть вода?»

Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира и – самопознания,

 

– свободные практики детской деятельности

 

 

Теневой театр 

  • «Сказка о глупом мышонке»
  • «Раскрасим радугу»
  • «Волшебная кисточка»
  • «Обведём ладошку и украсим её».

Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).

Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).

Лепка «Воздушный шарик».

Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– здорового образа жизни,

 

– практики игрового взаимодействия

 

 

 

Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».

Подвижные игры:

  • «Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок»
  • Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»

Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два..».

Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.

Физкультминутка «Радуга-дуга».

Игра м/п: «Холодно-жарко». 

Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция к.п.:

– познания мира и самопознания,

 

– коммуникативные практики

Ознакомление родителей с целью проекта и видамисовместной деятельности для его успешной реализации.

Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:

  • проводят дома с детьми простые опыты.
  • изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Рекомендовать родителям ознакомится с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».

Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Распределение деятельности по центрам активности

Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».

Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).

Результаты реализации проекта (итог):

Расширилось содержание культурных практик детей:

  • проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности
  • проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи.
  • активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта.
  • проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»
  • оформлена картотека опытов для практической деятельности.
  • организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.

Перечень литературы: 

1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О.В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв.ред.).-М.:ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М., 1999.
6. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт.М.В Корепанова - доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
11. Что такое? Кто такой? М., 1996.

Рекомендации родителям

Автор: Овчарова Лариса Александровна, магистр педагогики, ЧО СОШ «Родник», г. Волгоград.

3.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 11)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Никитина Ева Владимировна 31.10.2015 в 17:20

После слов "К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко...Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка..." хочется попросить пишущих об экспериментальной деятельности в детских садах указывать в качестве реальной проблемы не недооцененность педагогами этого вида деятельности, а о трудностях его организации, и увидеть инновационные решения этой проблемы...Но выложенная работа о другом, поэтому говорить буду об озвученной автором проблеме.На мой взгляд, 2 (ну не свой, наверное, опыт, а детей?), 3 и 5 задачи - это одно и то же. Если вид проекта информационно-исследовательский, то почему основной раздел программы (какой программы?) социально-коммуникативное развитие? Как вы организовывали ПРС и почему картотеку опытов создавали уже в конце проекта? Может ли краткосрочный проект привести к устойчивому интересу к познанию? Несмотря на возникшие вопросы к работе, хочу отметить вполне добротное наполнение раздела "Содержание культурных практик"- его разнообразие, соответствие младшему возрасту и - особо - высокая степень реализуемости даже в условиях переполненных групп и недостаточной финансовой обеспеченности детских садов. Спасибо за несколько неизвестных мне опытов из приложения.

02.11.2015 в 17:42

Картотека опытов создавалась в процессе ведения проекта. В конце она просто была оформлена в виде книжного сборника и проиллюстрирована фотографиями опытов. По поводу программы- имеется ввиду ООП нашего ДОУ,, которое является РИП по социально-коммуникативному развитию, поэтому любая деятельность рассматривается с точки зрения социализации и коммуникации детей в процессе проектной работы.
По поводу формирования устойчивого интереса- дело в том , что вся работа нашего учреждения построена на реализации краткосрочных проектов, в месяц реализуется от 2 до 4 краткосрочных проектов.
Разработано календарное планирование, которое строится на основе содержания каждого проекта. Работа еще ведется, устраняются неточности и ошибки, оттачивается вся система реализации проектов и планирование.
ПРС - организация идет в процессе работы, огромную помощь оказывают родители. Основные исследовательские лаборатории (в каждой группе) постоянно обновляются и модернизируются. Принцип "зонирования" весьма условен-практически каждый центр (познания, коммуникации, игры, книги,спорта,творчества) способен принять на себя любую деятельность детей. Принцип полифункциональности - основной.
А по поводу трудностей в организации и " недооценивания....."- я просто не стала озвучивать то , что лень и непрофессинализм некоторых педагогов сдерживает широкое использование экспериментальной деятельности в практической работе. А это и есть огромная недооценка возможностей данного метода.

Никитина Ева Владимировна 04.11.2015 в 13:48

Кое-что стало понятнее. Но всё-таки экспериментальная деятельность относится к ОО "Познание" (это даже заметно по величине вашей же таблички к ОО "Познавательное развитие"), и то, что она интегрируется с "Социализацией", вовсе не позволяет делать её ОСНОВНЫМ направлением работы по формированию межличностных отношений. Конечно, совместное проведение экспериментов как-то объединяет детей, но это тот случай, когда лучше учиться на своём опыте, то есть проводить опыты собственноручно - и вот в этом-то и есть трудность организации экспериментальной работы с большим количеством маленьких детей. Лень воспитателей - это уже вторая трудность :) Принципы же организации среды для всех садов одинаковы, а привычное тематическое планирование - это те же еженедельные проекты, просто прописаны по-иному (хотя прописать "по-иному" - это тоже непростая работа, и я её увидела в вашем проекте). Спасибо за ответ, я поняла вашу мысль.

Галина Павловна 01.01.2016 в 19:24

Уважаемая Лариса Александровна! Спасибо за участие в конкурсе. Работа, представленная на конкурсе, конечно требует внимания, не нужно выбирать материал из "Магической школы" или"Энциклопедии научных опытов Тома и Тима" и т.п, можно смело брать у Вас. Позднее на основе любви к опытам в начальной школе проводят, например, в нашем городе конкурс исследовательских лабораторий "Эврика". В этом году было 40 команд!
Продолжайте в том же духе, магистр педагогики! Удачи в конкурсе!

Елена Елена Елена 21.09.2020 в 18:45

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:45

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!