Регистрация

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ДОУ

  • 3 февраля 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Актуальность и практическая значимость: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста – это один из способов реализации метода опосредованного знания, что способствует формированию базисных знаний, которые совершенствуются и развиваются на  последующих этапах образования.

Цель: Закрепление названий геометрических фигур.

Образовательные задачи:

1. Формировать навык классификации геометрических фигур по заданному признаку (цвету, форме, размеру).
2. Закрепить понятия «сторона», «вершина», «угол».
3. Знакомство с понятием «статическое электричество». 
4. Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.
5. Упражнять в составлении математической «записи».
6. Упражнять в изготовлении куколки из геометрических фигур.
     
Развивающие задачи:

1. Развивать память, логическое, ассоциативное  мышление.
2. Развивать зрительную память, воображение.
3. Развивать способность работы в группе.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к математическим познаниям.
2.  Воспитывать внимательность, старательность и аккуратность.
3. Воспитывать дружелюбное отношение в работе друг с другом.

Методические приёмы:

1. Игровой (закрепление материала в игровых моментах).
2. Наглядно-демонстрационный (использование демонстрационного материала, магнитной доски).
3. Вербальный  (объяснение, беседа, диалог с детьми).
4. Практический (экспериментально-исследовательская работа, работа с математическими наборами, изготовление куколки).
5. Интегративный (объединение различных областей познания – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие).

Оборудование и раздаточный материал: Математические наборы; набор геометрических фигур разного цвета и размера; клей – карандаш; трубочки для сока; фломастеры; пластилин; тонкие полоски из салфеток, длиной 4-5 см; мешочек с загадкми.

Приложение

Автор: Вторых Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории, стаж педагогической деятельности 8 лет, МБДОУ детский сад № 70 комбинированного вида, р.п Большие Вяземы, Московская область, Одинцовский район.

4.1 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 45)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (39)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 03.02.2015 в 16:08

Здравствуйте,Ирина Александровна.Честно говоря,не смогла сразу разгадать 2 и 4 загадку.Что за моляр?и если отгадка - трапеция - то зачем он её крепко держит в руке?и какая конкуренция ей не страшна?5 загадка - получается,телевизор в комнате тоже висит?Мне кажется,игру "Свой домик" логичнее было бы провести в середине занятия.Об исследовательской деятельности - её здесь нет. Эксперимент - да,правда можно было его элементарно объяснить.Конспект скучноватый,на мой взгляд.Но это лишь моё мнение!

Ирина Александровна 03.02.2015 в 18:29

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Спасибо за отзыв. А теперь поясняю: трапеция - это молярный нож (аналог канцелярского). Поэтому "маляр его крепко держит в руке ". По поводу второй загадки - мои ребята справились. Относительно телевизора -современные телевизоры свободно подвешиваются на стене на кронштейны, чем многие пользуются и телевизоры именно висят.
Игра проведена согласно СанПиН - предусмотрена смена детской деятельности и двигательной активности. Иссле́дование — это поиск новых знаний. Ребята исследовали явление, с которым ранее не сталкивались, т.е. были исследователями. А по поводу "элементарно объяснить" - это не моя история и не моих ребят. Нам нравится. чтобы было интересно и забавно. А главное - на долго запомнилось. И тогда на уроках физики они вспомнят то, что они делали в детском саду. На это и направлена моя деятельность!

Любовь Владимировна 04.02.2015 в 03:08

Ирина Александровна,ну уж точно не "мОляр" и не "мОлярный"!Да и разве каждый малярный нож имеет трапециевидную форму,равно как и крыша дома - треугольную?Наверное,Вы сами сочиняли загадки? Тогда Вам нужно их сделать более точными,исправить разного рода ошибки.Я абсолютно согласна с тем,что должно быть чередование видов деят-ти,но двигательная активность всё же более уместна к середине занятия.И об исследованиях:
"Структура исследования
- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- выработка гипотез;
- поиск и предложение возможных вариантов решения;
- сбор материала;
- обобщение полученных данных;
-подготовка материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и др.);
-защита проекта.
По материалам пособия А.Савенкова "Исследовательские методы обучения в детском саду"
Так где это у Вас?
Чтобы было интересно и забавно -это здорово, никто не против..Просто надо называть вещи своими именами.
Удачи Вам!

Ирина Александровна 04.02.2015 в 10:31

Здравствуйте, Любовь Владимировна. Относительно "мОляр", "мОлярный" - бывает. Я, может быть, Вас удивлю, но малярный нож так и называется "трапеция". По поводу крыши: содержание загадки не исключает наличия крыш другой формы, а всего лишь, предусматривает существование крыши треугольной формы. К тому же, форма колпака уточняет, о какой геометрической фигуре идет речь.
А исследовательская деятельность - это то, чем дети занимались во время образовательной деятельности. Отметить это можно, если внимательно познакомиться с конспектом.
Спасибо.

Любовь Владимировна 05.02.2015 в 15:16

А ещё некоторые малярные ножи называют "дельфинами",бывают также "утюги". А трапеция - это вид лезвия малярного ножа,и далеко не все малярные ножи имеют именно трапециевидное лезвие. А вот,например,поварской колпак - разве он треугольной формы?А если ребёнок подумает,что речь идёт о колпаках с автомобильных колёс -они вообще круглые.И что тогда?
И ещё раз об исследовательской деятельности,на которой Вы настаиваете(я очень внимательно читала Ваш конспект!).Скажите,на каком этапе занятия у Вас " выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); где идёт "выработка гипотез;",как дети провели "поиск и предложение возможных вариантов решения" ну и так далее по списку.Вот прямо конкретно скажите (ведь это Вы разрабатывали и проводили данное занятие) - это здесь,это так,а это - вот оно.Не каждому дано читать между строк,особенно если там ничего не было прописано.Буду рада конструктивному диалогу!

05.02.2015 в 21:04

Здравствуйте, уважаемая Любовь Владимировна. Чтобы не читать между строк, "особенно если там ничего не было прописано", я эти пустоты заполнила.
А по поводу, так "полюбившейся" Вам загадки про треугольник, поясняю: формируя элементарные математические представления, было выполнено множество заданий, в которых необходимо было найти крыши для домиков (крыши треугольной формы), найти предметы треугольной формы в группе (колпак гномика ) и т.п. Поэтому затруднений у детей, при разгадывании загадок, не было.
Ну, а крыша дома, вряд ли похожа на "колпаки с автомобильных колёс".
Про трапецию, загадка - рифмовка и слова "дельфин", "утюг" не могут быть ответами. К тому же, речь шла о геометрических фигурах.
P.S. А Вас не смущает загадка "Ни окон, ни дверей - полна горница людей"? Ведь огурец - далеко не единственный ответ!

Любовь Владимировна 06.02.2015 в 03:53

Здравствуйте,уважаемая Ирина Александровна.Чтобы прочесть заполненные Вами пустоты,это нужно напечатать.Разве трудно ответить на конкретные вопросы (я про исслед.деятельность)?Ну нет её здесь,поэтому Вы и уходите от ответа. По поводу так полюбившихся загадок - это бесконечное парирование.А почему Вы показали детям картинку только колпака гномика?А разве слова "на мне - в руке" являются рифмами?И опять же Вы пропустили вопрос о конкуренции (см.Любовь Владимировна пишет 03.02.2015 в 16:08).
P.S.Загадка про огурец меня не смущает!Удачи Вам,Ирина Александровна!

06.02.2015 в 19:29

Здравствуйте, уважаемая Любовь Владимировна. Пустоты заполнила, а именно, напечатала." И какая конкуренция ей не страшна?" - пропустила. Поясняю: в загадках каждая геометрическая фигура "говорит" о себе. А трапеции "не страшна конкуренция", т.к. в окружающей действительности есть не мало предметов, схожих с трапецией формой. Относительно "А почему Вы показали детям картинку только колпака гномика?": картинку я не показывала. Дети находили предметы треугольной формы в группе, а колпак гномика у нас в группе находится в уголке ряжения.
"А разве слова "на мне - в руке" являются рифмами?" Да, ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные (звезда - трава и т.д.).
Спасибо.

Любовь Владимировна 06.02.2015 в 19:53

"За деревьями леса не видно,и от крика немеют слова..." Ирина Александровна,если Вам так важно,чтобы я признала Ваши загадки как логически правильные и соответствующие возрасту детей - я этого не сделаю.Я знаю,что есть дети с выдающимися способностями и нестандартным мышлением,но не думаю,что в Вашей группе все таковыми являются.Да и бог с ними,с загадками!Они не есть суть важны,равно как и ассонансные рифмы,хоть белый стих создавайте.Был бы смысл.Всё же хотелось бы узнать конкретно -где Вы "напечатали" этапы исследования?Уж извините за непонятливость и надоедливость!

Ирина Александровна 06.02.2015 в 20:26

Любовь Владимировна, я не настаиваю на признании, просто, действительно, не понимаю Вашей критики. Материал апробирован, дети справились с загадками. Конечно, была проведена предварительная работа (НОД "Профессии", "Инструменты" и т.д.). Ребята имели определенные знания. Загадка "Зимой и летом одним цветом" ведь тоже вызывает затруднение у детей, но это же не значит, что она не имеет право на существование.
А этапы внесла в конспект в приложении.
P.S. С Вами весьма интересно вести диалог. Спасибо. (И не такая я уж "крикунья" и мне "виден лес". )

Любовь Владимировна 07.02.2015 в 09:07

Очень приятно,что мы услышали друг-друга!Конечно же,от этого само исследование не появилось,хотя Вы,действительно,прописали название первых 3 этапов.Тем не менее - спасибо за дискуссию!Это тот случай,когда было столкновение умов,а не лбов.Я понимаю,что нелегко признать свои ошибки,и Ваши ответы на комментарии не всегда доказательны.Я бы Вам посоветовала следующий раз тщательнее готовить конкурсный материал.Удачи Вам,Ирина Александровна!!!

Ирина Александровна 07.02.2015 в 11:39

Спасибо. «И всё-таки она вертится!» ...

Ануфриева Ирина Викторовна 04.02.2015 в 10:19

Уважаемая Ирина Александровна, Вы участвуете впервые в конкурсе, для первого раза занятие неплохое... Но уточню некоторые моменты. Почему ООН? Это же НОД! Слабая мотивация в начале занятия, вы просто сообщаете о путешествии, у Вас дети старшего возраста, в вашем случае должна быть проблемная ситуация, ведь Вы заявляете о исследовательской деятельности. Её я не увидела... Понравилась интеграция с изготовлением человечка из фигур. Название занятия считаю неуместным. У Вас - путешествие, но путешествия, как такового, я не увидела... Нет физминутки и рефлексии, без этого сейчас никак нельзя. Желаю удачи и совершенствования! P.S. Поставьте разрешение на скачивание вашего конспекта.

Ирина Александровна 04.02.2015 в 10:55

Здравствуйте, Ирина Викторовна. ООН - не знаю, ООД - организованная образовательная деятельность. А по поводу названия - работа с куколкой - это наиболее эмоционально окрашенный момент, поэтому, считаю название уместным. Физминутка - это подвижная игра (согласно СанПиН). Рефлексия - уточнение полученных знаний в конце занятия и выяснение, понравилась ли ребятам их деятельность.

Ануфриева Ирина Викторовна 04.02.2015 в 12:57

Ирина Александровна, я описалась: ООД, я знаю, что это "организованная образовательная деятельность", но у вас "непосредственно образовательная деятельность". Название конспекта должно раскрывать его суть, но это, в принципе, не столь важно... С какой целью вы проводили физминутку в начале занятия (игра была в начале занятия). Рефлексия - это не "уточнение" и не "выяснение", это анализ, вы должны расписать, каким образом вы добились этого анализа (самоанализа детей).

Ирина Александровна 06.02.2015 в 19:54

Здравствуйте, Ирина Викторовна, анализ - это изучение составных частей исследуемых объектов. а инструментарием этого исследования для педагогического процесса, являются
"уточнение" и "выяснение". Единственное, что когда писала (пишет 04.02.2015 в 10:55) не отметила, что речь идет о качестве и объеме знаний.
P.S. "Добиться самоанализа детей" невозможно, можно проанализировать оценку детей собственной деятельности.

Галина Викторовна 05.02.2015 в 13:49

Уважаемая ИринаАлександровна! Спасибо за конспект НОД, возьмем себе в копилку материалов, особенно интересна игра по составлению куколки из геометрических фигур. Немного не соглашусь с названием вашей работы, почему конспект НОД по ФЭМП. Если Вы работаете по ФГТ, то "Конспект НОД "Волосы дыбом", образовательная область "Познание" (ФЭМП) для детей старшей группы. Хотя название образовательной деятельности тоже немного смутило. Соглашусь с Ириной Викторовной, подвижная игра и физминутка - это разные вещи.
Физминутка (геометрические фигуры)
-Дружно глянем все налево - что там? это же квадрат.
На четырёх углах квадрат шагает как солдат.
- Теперь вправо посмотрите- нарисуйте все мне круг.
Вокруг себя все повернитесь и на место все вернитесь.
- кто там высоко забрался? Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура называется овал.
- Вниз глазами поведём,
Треугольник там найдём.
Все на корточки присядем,
Хорошо фигуры знаем.
Рефлексии я тоже не увидела. Спасибо, вам 5. Удачи.

05.02.2015 в 19:44

Здравствуйте, Галина Викторовна. Спасибо за отзыв. Мы работаем, естественно, по ФГОС. Написала название "Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ДОУ", чтобы оно не было громоздким. "Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений" - указано на титуле конспекта в приложении. Согласно СанПиН "в середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки". Поэтому, наличие подвижной игры, может исключить физкультурные минутки. Нужно учитывать целесообразность использования тех или иных составляющих образовательного процесса. Рефлексия может быть проведена в разных формах. В данном случае "вопрос - ответ":
-Вам понравилось путешествовать? (Ответы детей).
- А что вы узнали в стране «Фигуроляндии» ? (Ответы детей).
- Хотите повторить путешествие? (Ответы детей).
Спасибо.

Шахова Ольга Вячеславовна 05.02.2015 в 22:30

Ирина Александровна,познакомилась с Вашим конспектом с большим интересом, т.к. очень люблю именно НОД по ФЭМП (Вариант РЭМП, т.е. развитие). Занятие (извините за термин) интересное, насыщенное. И все же соглашусь с рекомендациями коллег. Мотивация слабая, рефлексия Вопрос-ответ более подходит для младших дошкольников, а у Вас старшие. После подвижной игры дети достаточно долго находятся за столами. Значит, ее нужно было провести позднее, возможно поменяв математические задания местами. Выработка гипотез по "оживлению" кукол представлена только одной.
не прописано как осуществляется переход от одной деятельности к другой. Вы просто описали задания, которые получают воспитанники.
Если у Вас путешествие и вы отправились в страну "Фигуроляндию", то почему вы не вернулись обратно? На мой взгляд, Вы вправе с ним не согласиться, цель НОД не отвечает тем задачам, которые Вы поставили.
Думаю. если Вы проанализируете советы коллег, а не будете принимать их в штыки, то.доработав немного конспект -получите отличный результат. Желаю успехов!

Ирина Александровна 06.02.2015 в 20:39

Здравствуйте, Ольга Вячеславовна. Спасибо за комментарий. "Если у Вас путешествие и вы отправились в страну "Фигуроляндию", то почему вы не вернулись обратно?"- пока Вы не обратили внимание на этот факт, я даже не заметила, что не отразила возвращение в конспекте. Спасибо.

Наталья Петровна 06.02.2015 в 21:59

Согласна со всеми замечаниями коллег, абсолютно обоснованные замечания, особенно физминутка и рефлексия. Но ставлю 5, занятие понравилось, спасибо за опыт, возьму в копилку свою, доработав, можно выставлять на региональный уровень (это я про себя). спасибо, удачи вам!

Ирина Александровна 07.02.2015 в 09:25

Успехов Вам, к тому же, "доработать" - это не разработать!

Олеся Викторовна 09.02.2015 в 21:23

Уважаемая ИринаиАлександровна. С интересом прочитала Вашу работу и очень интерессные комментарии. Вы интересный собеседник, умеющий " отбить атаку". Судя по вашим ответам Вы знаете , о чем говорите, следовательно, Вы-практик, а не теоретик. А это дорогого стоит. Что касается конспекта единственное чего мне не хватило- законченности. Здесь немного надо подумать. Спасибо за работу и удачи!

Ирина Александровна 10.02.2015 в 17:53

Здравствуйте, Олеся Викторовна. Спасибо за комментарий.

Любовь Николаевна 09.02.2015 в 21:43

Здравствуйте,Ирина Александровна! Не буду повторятся с вышеизложенным, отрадно, что Вы с замечания коллег соглашаетесь. Ваше занятие мне представилось не как путешествие, ведь в любом путешествии есть остановки с соответствующими названиями, а как знакомство с жителями страны "Фигуроляндии" и в конце занятия было бы неплохо, что бы дети сами подвели итог о знакомстве или в Вашем случае путешествия.А занятие все - равно чудесное и ребятам интересное! Удачи Вам во всех начинаниях !

Ирина Александровна 10.02.2015 в 17:57

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Учту Ваши рекомендации, спасибо.

Галина Викторовна 16.02.2015 в 23:46

Ирина Александровна, мы Вас искренне поздравляем с выходом в финал. Желаем дальнейших побед!

Щепкина Надежда Александровна 17.02.2015 в 03:36

Здравствуйте, Ирина Александровна. Поздравляю Вас со званием лауреата. Ваш конспект занятия очень интересный. И, что самое главное, Вы очень убедительно отстаивали свое мнение по поводу своей работы. Спасибо!

Ирина Александровна 17.02.2015 в 19:59

Здравствуйте, Надежда Александровна, спасибо за поздравление.

Ирина Александровна 17.02.2015 в 19:56

Галина Викторовна, спасибо Вам за поздравление.

Любовь Владимировна 17.02.2015 в 13:18

Ирина Александровна,искренне поздравляю Вас! «И всё-таки она вертится!» ...

Ирина Александровна 17.02.2015 в 20:06

Здравствуйте, Любовь Владимировна, спасибо Вам за бодренький комментарий!

Олеся Викторовна 18.02.2015 в 08:00

Уважаемая Ирина Александровна! Поздравляю Вас! Вы довольно творческий педагог. Дальнейших Вам успехов!

Ирина Александровна 18.02.2015 в 19:31

Спасибо,Олеся Викторовна, за добрые пожелания.

Любовь Николаевна 21.02.2015 в 13:33

Уважаемая Ирина Александровна! Примите мои поздравления с получением заслуженной награды - званием лауреата конкурса! Здоровья, новых творческих находок и, конечно, побед!

Ирина Александровна 21.02.2015 в 16:53

Спасибо, дорогая Любовь Николаевна. Вам тоже успехов на "просторах" интернет - портала "О детстве".

Ирина Сергеева 22.02.2016 в 18:57

Здравствуйте, я на сайте новичок, конспект очень интересный,

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 05:34

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:17

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!