Регистрация

Современные подходы к обучению грамоте дошкольников

  • 9 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Споры о том, учить или не учить дошкольников, остались в прошлом. Никто уже (ни специалисты, ни родители) не сомневаются в том, что работать с ребенком необходимо буквально с момента рождения. Однако само понятие «обучение дошколь­ников» нуждается в разъяснении, так как многие вопросы (в ча­стности, чему учить и как учить таких детей, какой может и должна быть система требований) остаются нерешенными.

Существуют разные теоретические позиции и практические подходы к обучению дошкольников. Если их разделить условно, можно выделить два основных направления. Сторонники первого направления считают необходимым как можно раньше (с трех лет) формировать у ребенка учебные на­выки: чтение, письмо, счет и т.п. Сторонники второго направления отстаивают позицию сис­темного развития ребенка в соответствии с его возрастными ин­дивидуальными возможностями на всех этапах дошкольного обучения. При этом ведущим является именно развитие, а не обучение письму, чтению и счету.

Это не только внешние различия в позициях, но и весьма существенные расхождения в понимании возможностей ребен­ка, в предъявляемых к нему требованиях, в организации самой работы.

Сторонники «ускоренного развития» и «раннего обучения» апеллируют к Л. С. Выготскому и многократно повторяют его фразу: «... только то обучение в детском возрасте хорошо, кото­рое забегает вперед развития и ведет развитие за собой...». Од­нако у этой фразы есть окончание: «... но обучать ребенка воз­можно тому, чему он способен обучаться».

У сторонников раннего обучения на главный вопрос: «Зачем трех- или четырехлетнего ребенка обучать чтению?» – ответа нет. Прежде всего потому, что это квазичтение – мнимое чтение. Механизм осознанного чтения, а не «зрительного узнавания» буквенных знаков и их сочетаний маленький ребенок еще усво­ить не может. Чтение в этом возрасте, по утверждению Д. Б. Эльконина, есть «действие по воссозданию звуковой фор­мы слова на основе его графической (буквенной) модели». Как правило, это одно- или двусложные слова. Семантика слова, его значение, содержание и связь «прочитанных» слов остаются еще недоступными.

Но для многих учителей и родителей умение чи­тать к первому классу является основным показателем готовно­сти ребенка к школе. И по большей части такие родители и учи­теля занимаются самообманом. Проверка чтения при приеме в школу проводится обычно на коротких словах – из трех, мак­симум из четырех букв. Так ведь это ненастоящее чтение: ребе­нок не читает слово, а узнает его. Через полгода обучения в пер­вом классе учитель удивляется: «Пришел читающий, а теперь сидит, гадает, что здесь написано, или с трудом слово по слогам разбирает!».

Так ведь ребенка не подготовили к чтению, а учили запоминать некоторое количество слов. Что это, как не тормо­жение развития навыка чтения? Страшно и то, что механизм та­кого квазичтения закрепляется и сохраняется на дальнейших этапах развития ребенка. Подтверждение тому – некоторые се­годняшние школьники: ученик «зрительно» схватывает лишь часть слова (особенно нового, незнакомого, сложного), а ос­тальное – угадывает. При таком чтении затруднено, а иногда просто нарушено понимание текста. При этом ребенок не может перейти на более эффективный механизм чтения, что создает трудности не только в освоении навыка чтения, но и в письме, математике. Возникает ситуация, очень точно охарактеризован­ная учительницей начальных классов: «Хоть сто раз одно и то же читает, все равно ничего не понимает».

Поэтому важно здесь вспомнить еще одно высказывание Л. С. Выгодского: «Известно, что в развитии ребенка существу­ют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение дан­ному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным».

Процесс обучения чтению сложный. Поэтому навык чтения не может сформироваться в один момент. Это длительный про­цесс, связанный с определенным психофизиологическим меха­низмом различения каждого знака. Ребенка нужно научить узнавать букву – целую, по какой-то части, в сочетании с другими буквами. Для этого можно придумать множество игр. И они очень важны для развития навыка чтения. А технология «плохо пишет – надо больше писать» и «плохо читает – надо больше читать» ничего, кроме вреда, не принесет.

Умение ребенка узнавать графический образ буквы – одно из важнейших умений, готовящих его к чтению. Подготовка ре­бенка к чтению заключается в комплексном развитии. Это под­разумевает, во-первых, развитие фонематического слуха, во-вторых, развитие артикуляции. Все выше сказанное касается и раннего обучения английскогому языку – подробнее об этом см. на сайте http://1hello.ru/.

Всем: и педагогам, и ученикам  желаю успехов и добра!

Автор: Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 104», стаж работы 20 лет, высшая категория.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:11

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!