Регистрация

Формирование речевых способностей детей средствами малых форм фольклора

  • 6 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

                                    Без памяти – нет традиций,
                              Без традиций – нет культуры,
Без культуры – нет воспитания,
Без воспитания – нет духовности…
Г. Н. Волков.

    Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Центральное место отведено самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

    Поэтому я обратила внимание, что проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Важно помочь дошкольникам освоить богатство родного языка, и успешно развивать их эмоционально-мыслительную сферу.

    Сегодня одной из самых актуальных задач является развитие коммуникативных умений детей; показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к народному фольклору, обогащение словарного запаса детей. 

    Таким образом, актуальность опыта определяется огромной ролью, которую играет народный фольклор (потешки, загадки, пословицы, поговорки) в развитии коммуникативных и художественных умений ребенка в интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Социализация». Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

    Итак, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью их методическими разработками по развитию речи детей средствами малых форм фольклора.

    Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

    Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий.

    Эффективность и практическая значимость:

    В процессе моей работы по развитию речи и коммуникативных способностей детей были замечены следующие изменения:

    • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки в сюжетно-ролевых играх; знают много потешек, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок;
    • у родителей замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

    Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работу строили на следующих основных принципах:

    • на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
    • интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
    • активного включения детей;
    • использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

    Исходя из анализа методической литературы по данной теме, я пришла к выводу о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

    • педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
    • будет организовано специальное обучение детей родной речи с использованием малых форм фольклора не только в ходе специальной непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах;
    • материал с использованием малых форм фольклора будет подобран соответственно возрасту детей.

    Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

    Методические рекомендации:

    Предложенный сценарий и фото материал может быть использован педагогами дошкольных учебных учреждений, которых интересует вопрос знакомства   детей старшего дошкольного возраста  с малыми формами фольклора во всех видах деятельности.

    Литература:

    1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошк. воспитание. 1992 г.
    2. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм. Дошк. воспитание. 1991 г.
    3. Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2000.

    1. Вход детей под русскую народную мелодию

    Вход детей под русскую народную мелодию

    2. Хоровод «Ой, сад во дворе» под русскую народную песню

    Хоровод «Ой, сад во дворе» под русскую народную песню

    3. Исполняется русская пляска детьми

    Исполняется русская пляска детьми

    Приложение 1: Сценарий праздника.

    Автор: Старостенко Галина Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 93» г. Краснодар Краснодарского края. Стаж работы 15 лет. Высшая квалификационная категория.

    4.4 из 5 звезд
    (голосов: 7, сумма баллов: 31)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (8)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Ирина Владимировна 06.02.2013 в 22:23

    Уважаемая Галина Борисовна!Скачала ваш сценарий в копилку. Интересная, актуальная тема, добротный сценарий.Творческих успехов Вам!

    Инесса, Анастасия 07.02.2013 в 17:17

    Здравствуйте Галина Борисовна! Красивые костюмы,интересный сценарий! Успехов в работе!!! Вам 5.

    Ирина Николаевна 08.02.2013 в 12:41

    Уважаемая Галина Борисовна! Частушки, загадки, заклички, пословицы и поговорки составляют незыблемый пласт русской культуры, к которому стоит обращаться в течение всей жизни. Хорошо, что Вы знакомите с малыми формами фольклора малышей .Думаю, что они смогут и в дальнейшем использовать их в своей речи.

    Галина Борисовна 09.02.2013 в 12:40

    Уважаемые коллеги! Благодарю вас, за комментарии и оценки.

    Ануфриева Ирина Викторовна 09.02.2013 в 14:06

    Уважаемая Галина Борисовна! Прекрасный праздник. Очень символично, что детей встречают Хозяйка с Хозяином. А то мы привыкли, что на всех праздниках фольклорных у нас одни Хозяюшки... И интересным новшеством для меня стало то, что дети приходят на праздник (в гости) группами. Интересное решение, создаётся впечатление, что действительно постепенно прибывают гости. И, конечно, богатый фольклорный материал. Спасибо за распространение вашего опыта.

    Ольга Александровна 11.02.2013 в 19:16

    Уважаемая Галина Борисовна, работа замечательная. В наше время,почему то стали забывать о народном творчестве,а ведь следующие поколения должны помнить и знать его. Это действительно важно. Спасибо!

    Анастасия 27.02.2013 в 18:46

    Занятие интересное! Костюмы у детей красивые, яркие! Настоящее ощущение, что вернулись к нашим прошлым русским народным истокам. Спасибо.

    Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:11

    Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!