Регистрация

Профилактика дисграфии у детей с ОНР в ДОУ

  • 14 декабря 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В настоящее время в школах увеличивается количество детей со специфическими нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией. Потенциальными «дисграфиками» являются дети, у которых в дошкольном возрасте выявляются различные виды речевых недоразвитий. Правильно выстроенная система работы в ДОУ позволяет предупредить возникновение дисграфии. Для данного вида речевого недоразвития характерны специфические ошибки:

– пропуски букв и слогов;
– перестановка букв и (или) слогов;
– недописывание слов;
– написание лишних букв в слове;
– повторение букв и (или) слогов;
– контоминация – в одном слове слоги разных слов.

Чаще всего данный вид нарушений возникает у тех детей, которые в дошкольном возрасте страдают различными видами речевого недоразвития (в частности, ОНР). У таких детей отмечается задержка в овладении речевым анализом и синтезом. Это связано с несформированностью процессов дифференциации звуков, нарушением звуко – слоговой структуры слова.

Как известно, любую проблему легче предупредить, чем решить, поэтому в МБДОУ созданы условия для успешной коррекционно – развивающей работы по формированию речевого анализа и синтеза.

Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, учителем-логопедом подобрана картотека игр по развитию звукового, слогового анализа и синтеза. Содержание игр соответствует тематике занятий, например, при изучении темы «Одежда» мы подбираем гардероб для куклы таким образом, чтобы названия всех предметов одежды состояли из двух слогов, либо содержали определённый звук (звук «Ш» – шуба, шапка, шорты).

Вместе с воспитателями мы изготовили материал и для уголков в группе. Пособия и игры, которые мы поместили в логопедический уголок, находятся в свободном доступе для детей, и в свободное время ребята могут ими пользоваться.

Работа по формированию речевого анализа и синтеза проводится в определённой последовательности. Сначала отрабатываются простые формы, а именно: определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука. Более сложным видом работы является определение последовательности звуков в слове, выделение первых звуков в нескольких словах и синтез из них нового слова, восстановление звуковой оболочки слова, определение количества звуков в слове.

Логопедическая работа проводится изначально с опорой на вспомогательные средства, а затем зрительная опора убирается. Задание выполняется только посредством проговаривания. На данном этапе используются такие игровые приёмы, как игра в мяч (ребёнок отвечает на вопрос логопеда и кидает ему мяч), «Ручеёк» (дети, выполняя поставленную перед ними задачу, передают друг другу ленточку) и многие другие.

Наиболее сложным для дошкольников видом работы является выделение ударного слога в слове. Для того, чтобы ребёнку было легче, используются различные ударные инструменты: бубен, ложки, маракасы, погремушки.

Речевой материал подбирается с учётом последовательно усложнения структуры:

– звуковые сочетания, состоящие из гласных звуков (АУ, ИА);
– анализ слогов (обратных, прямых);
– односложные слова без стечения согласных (КОМ);
– двусложные слова без стечения согласных, состоящие из 2-х открытых слогов (КАТЯ);
– двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (ДОМИК);
– двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (СУМКА);
– односложные слова со стечением согласных в начале, конце слова (КРОТ, МОСТ);
– двусложные слова со стечением согласных в начале, середине слова (КНИГА, КРОШКА);
– трёхсложные слова (МАЛИНА).

К концу обучения в подготовительной группе большинство детей самостоятельно печатают слова и выполняют их слоговой и звуко – буквенный анализ.

Мониторинг показывает, что проведённая за время пребывания детей в ДОУ работа способствует формированию и развитию речевого анализа и синтеза. Практически все выпускники нашего учреждения обучаются в массовых школах. Родители удовлетворены качеством образовательных услуг ДОУ, так как получают положительные отзывы о своих детях от педагогов школы.

Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.,1991.
  2. Журова Е.Н., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.,1998.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуко–буквенного анализа у детей 5–6 лет. – М.,1998.
  4. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5–6лет. – М.,2000.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.,2008.
  6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.,1995.

Приложение: Презентация.

Автор: Соловьёва Людмила Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ №244 Детский сад компенсирующего вида, г. Екатеринбург. Стаж педагогической деятельности 17 лет.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 48, сумма баллов: 232)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (51)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 15.12.2012 в 12:30

Уважаемая Людмила Анатольевна! В Вашей методике прослеживается кропотливая работа по ликвидации дисграфии у дошкольников. Подбор подробно описанных разнообразных заданий позволяет использовать их в практике воспитателям, которые тоже заинтересованы в положительном результате подготовки детей, страдающих нарушениями в письменной речи, к школе. Диаграмма, представленная в презентации, убедительно доказывает, что после подобных занятий дети хорошо усваивают знания по русскому языку в школе. Разве это не главный плюс Вашей работы? 5! Желаю успехов!

15.12.2012 в 19:05

Уважаемая Ирина Николаевна! Большое спасибо за оценку моей работы и тёплые слова. Очень важно, когда в работе ты чувствуешь профессиональную поддержку коллег.

Надежда Геннадьевна 15.12.2012 в 20:09

Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень понравилась Ваша статья! Познавательна, интересна и актуальна в наше время! Желаю дальнейших прекрасных достижений на Вашем нелегком пути!

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 14:55

Уважаемая Надежда Геннадьевна! Спасибо за добрые слова и пожелания.

Лев Тимофеевич 15.12.2012 в 21:47

Уважаемая Людмила Анатольевна! Я не педагог, я-родитель. Спасибо Вам за публикацию Вашей методики. Понятна идея, понятны приемы, закономерны успехи. Спасибо Вам за Ваш профессионализм и творческий подход к своей работе. Такие педагоги, как Вы, делают наших детей успешными, а нас, родителей - счастливыми и благодарными. Удачи и успехов Вам на Вашем благородном поприще.
С уважением,
Лев Тимофеевич.

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 14:58

Уважаемый Лев Тимофеевич! Успех нашей работы во многом зависит и от вас, родителей. Думаю, что достижения Ваших детей - это результат и Вашей работы. Замечательно, что есть такие заинтересованные родители. Успехов!

Амосова Светлана Александровна 16.12.2012 в 05:40

Работа на Отлично!

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 14:58

Спасибо, Светлана Алексеевна!

Юлия 16.12.2012 в 13:25

Людмила Анатольевна, от имени всех ваших учеников, выражаю благодарность за ваш труд, ваше терпение, вашу отзывчивость! Желаю вам победы в конкурсе и дальнейших успехов в вашей педагогической деятельности!
С уважением, Юлия.

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:00

Дорогая Юлечка! Спасибо за поддержку и тёплые слова. Мне было очень приятно работать с вами.

Елена Юрьевна Воробьёва 18.12.2012 в 12:37

Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень понравилась Ваша работа. Чувствуется, что за ней стоит кропотливая ежедневная практическая работа. Замечательно, что Вы заботитесь не только о том, чтобы Ваши воспитанники хорошо говорили, но и об их будущем. Ставлю Вам "отлично" за статью. Желаю успехов. Воробьёва Елена Юрьевна

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:01

Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за высокую оценку моей работы.

Бушмакина Елена Вячеславовна 18.12.2012 в 17:38

Хорошая работа. Ставлю "пять". Желаю успехов, Людмила Анатольевна. С уважением Елена Вячеславовна Бушмакина

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:02

Спасибо, Елена Вячеславовна!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 19.12.2012 в 11:40

Людмила Анатольевна, интересная и нужная работа. Присоединяюсь к коллегам, оставившим комментарии. Замечания лишь по визуальному оформлению. Мне кажется, вы выбрали слишком яркий макет в презентации и неудачный вариант написания текста. ТЕКСТ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬСЯ ЛЕГКО! У вас же, чтобы прочесть что-то, нужно сначала настроиться - глаза разбегаются.
Удачи!

Людмила Анатольевна Соловьёва 19.12.2012 в 14:48

Уважаемая Светлана Евгеньевна! Обязательно учту Ваши замечания

Наталья 21.12.2012 в 17:20

Проделана большая работа которая важна для детей, их будущего.Вам 5+

Людмила Анатольевна Соловьёва 21.12.2012 в 18:46

Наталья Викторовна, благодарю за столь высокую оценку.

Инна Аркадьевна Удалова 23.12.2012 в 11:14

Уважаемая Людмила Анатольевна! С удовольствием прочитала Вашу статью. Очень качественная работа, логически выстроенная. Чувствуется, что Вы работаете в системе. Графики в презентации показывают практические результаты Вашей работы. Ставлю Вам 5 и желаю дальнейших успехов. Инна Аркадьевна Удалова

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:03

Уважаемая Инна Аркадьевна! Спасибо, что уделили внимание моей работе и столь высоко её оценили.

Елена Владимировна 23.12.2012 в 14:41

Людмила Анатольевна! Мне как Вашей коллеге работа показалась интересной. Вся работа по развитию звуко-речевого анализа систематизирована, подробно описана. Соблюдён принцип "от простого к сложному". Много игровых приёмов, что является важным условием для дошкольников. Ставлю Вам заслуженно "отлично". Елена Владимировна Новосёлова

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:04

Благодарю Вас, Елена Владимировна! В нашей с Вами работе всегда важна профессиональная оценка коллег.

созыкина алёна викторовна 04.01.2013 в 15:08

Уважаемая Людмила Анатольевна! Вы настоящий мастер своего дела. Спасибо Вам за то, что Вы щедро делитесь своими знаниями и опытом. Вы просто молодец!

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 15:05

Уважаемая Алёна Викторовна! Спасибо за такие тёплые слова.

Ирина Владимировна 05.01.2013 в 11:28

Уважаемая Людмила Анатольевна! Результаты,представленные в диаграмме впечатляют, и это самое главное в работе педагога!Желаю Вам,чтобы "подрос" столбец с результатами отлично!С Новым годом!

Людмила Анатольевна Соловьёва 05.01.2013 в 21:22

Ирина Владимировна, благодарю Вас за добрые слова. И в свою очередь поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством!

Светлана Викторовна 05.01.2013 в 19:05

Людмила Анатольевна! Прежде всего, спасибо за то благородное дело, которым Вы занимаетесь уже 17 лет! В статье чувствуется профессиональный подход и глубокая заинтересованность в результатах своего труда! Дети с общим недоразвитием речи являются наиболее уязвимой категорией в плане овладения грамотным письмом. Необходимо помнить, что сложные формы звукового и слогового анализа не появляются спонтанно, а формируются лишь в процессе специального обучения,требующего огромного терпения и любви к детям. А наградой всему является то, что "практически все выпускники сада обучаются в массовых школах", справляясь с программными требованиями!Оценка статьи - 5!

Людмила Анатольевна Соловьёва 05.01.2013 в 21:30

"Радость моя", спасибо за столь высокую оценку моей работы. Поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством!

Ерахтина Ирина Леонидовна 06.01.2013 в 12:36

Работа хороша. Чувствуется большой опыт и профессионализм. Успехов!

Людмила Анатольевна Соловьёва 17.02.2013 в 19:22

Спасибо Вам,Ирина Леонидовна, за тёплые слова.

Ангелина Антоновна 18.01.2013 в 18:08

Людмила Анатольевна, спасибо Вам за прекрасную работу. Тема актуальна и, несомненно, работа станет отличным подспорьем как для педагогов, так и для родителей. Интересные упражнения созданы профессионально грамотно. Спасибо за то, что Вы поделились своим опытом! Творческих успехов Вам и удачи!

Людмила Анатольевна Соловьёва 18.01.2013 в 19:41

Уважаемая Ангелина Антоновна! Благодарю за тёплые слова и пожелания.

Ирина Анатольевна Головина 19.01.2013 в 15:27

Людмила Анатольевна! Мой ребёнок посещает речевой детский сад,поэтому я понимаю, насколько важной является Ваша работа,сколько сил,терпения, профессиональных умений она требует. Хочу сказать, что я почерпнула из Вашей статьи и особенно презентации для себя новые упражнения и игры для занятий со своим ребёнком. Материал доступен для понимания и нам, не специалистам. Спасибо Вам за то, что затронули такую актуальную тему. Желаю Вам удачи и успехов!

Людмила Анатольевна Соловьёва 19.01.2013 в 18:42

Ирина Анатольевна! Спасибо за Ваш отзыв. Думаю с такой замечательной заинтересованной мамой Ваш ребёнок пойдёт в школу с абсолютно чистой речью. Желаю Вам успехов.

Наталья Викторовна 20.01.2013 в 16:17

Мой ребёнок в течение трёх лет посещал группу Людмилы Анатольевны. Мы пришли с очень тяжёлым диагнозом-ОНР первого уровня. Специалисты меня поймут.Хочу сказать, результаты работы, о которой рассказывает Людмила Анатольевна, увидела на практике. Мало того, что мой сын был выпущен с чистой речью, попал в школу с углублённым изучением предметов, так он еще один из самых грамотных детей в классе. Учитель хвалит нас. Думаю, в этом огромная заслуга нашего логопеда. Людмила Анатольевна, ещё раз спасибо за Ваш труд. Желаю Вам успехов и победы в конкурсе! С большиб уважение

Людмила Анатольевна Соловьёва 20.01.2013 в 19:17

Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо Вам за поддержку. Было очень приятно работать с Вашим сыном. Желаю, чтобы и в дальнейшем Максимка добивался высоких результатов. Успехов!

Слезкина Оксана Викторовна 25.01.2013 в 22:09

Уважаемая Людмила Анатольевна! Ваша работа мне очень понравилась.Благодарю Вас за кропотливый труд, творческий подход, ежедневную практическую работу. Дети, которые занимаются у Вас точно будут правильно говорить и писать. Вы просто умница!

Людмила Анатольевна Соловьёва 26.01.2013 в 14:53

Благодарю Вас, Оксана Викторовна, за добрые слова и за высокую оценку моей работы.

Татьяна Анатольевна 13.02.2013 в 16:08

Людмила Анатольевна, интересная работа. Я, конечно, не специалист в данной области, но заинтересовалась как родитель подрастающего ребёнка. Хочу попробовать применять некоторые игры для развития своей дочери. Вы достаточно подробно и чётко всё описали. Спасибо за Вашу работу. Желаю успехов.

Людмила Анатольевна Соловьёва 13.02.2013 в 16:31

Уважаемая Татьяна Анатольевна! Спасибо за оценку. Это замечательно, когда родители так серьёзно подходят к вопросам воспитания и развития своих детей. Желаю Вам в свою очередь успехов.

Ирина Леонидовна 14.02.2013 в 21:19

Уважаемая Людмила Анатольевна! Ваша статья очень актуальна в настоящее время. У меня подрастает сынок- школьник. Используем ваш опыт и рекомендации! Спасибо!

Людмила Анатольевна Соловьёва 15.02.2013 в 05:50

Спасибо Вам, Ирина Леонидовна, за оценку моей работы.

санкино 17.02.2013 в 10:59

Уважаемая Людмила Анатольевна! ВЫ МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, ТЕРПЕНИЯ И ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ! ОЦЕНКА СТАТЬИ "ОТЛИЧНО"

Людмила Анатольевна Соловьёва 17.02.2013 в 19:08

Уважаемая Светлана! Большое Вам спасибо, что так высоко оценили мою работу и за добрые слова.

Олеся Викторовна 17.02.2013 в 11:19

Уважаемая Людмила Анатольевна. Дисграфия - одна из проблем у младших школьников, тем более с каждым годом все больше " логопедических" детей, у которых эта проблема стоит наиболее остро. Успехов Вам в работе. Ставлю заслуженную пять . Приглашаю к себе на страничку,познакомиться с моим опытом .

Людмила Анатольевна Соловьёва 17.02.2013 в 19:13

Уважаемая Олеся Викторовна! Благодарю Вас за то, что проявили интерес к моей работе. Насколько я поняла, Вы учитель начальных классов. В нашей с Вами работе очень важна преемственность. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим приглашением.

Светлана 17.02.2013 в 19:21

Вы большая умничка! Примите заслуженную 5 за ваш нелегкий труд!!! Жду в гости на свою страничку. Удачи.

Людмила Анатольевна Соловьёва 17.02.2013 в 19:25

Уважаемая Светлана! Большое Вам спасибо за оценку. Обязательно приму Ваше приглашение. В свою очередь желаю Вам успехов.

Елизавета Евгеньевна 09.03.2013 в 11:26

Уважаемая Людмила Анатольевна! Вы занимаетесь по-настоящему благородным делом. Ваша работа интересна, последовательно выстроена и результативна. Ставлю 5 и желаю дальнейших успехов

Людмила Анатольевна Соловьёва 09.03.2013 в 14:01

Уважаемая Елизавета Евгеньевна!Спасибо Вам за оценку и тёплые слова. Поздравляю Вас с праздником Весны!

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:22

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!