Регистрация

Организация совместной деятельности ребенка и взрослого по принципам свободы выбора

  • 19 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми, построение личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком и, одновременно, изменения в социальной жизни доказали, что современному обществу необходимы люди, способные легко адаптироваться к переменам в окружающем мире, осуществлять осознанный и самостоятельный выбор, нести за него ответственность. Но на данном этапе изменения в обществе привели к тому, что увеличилось, и неизменно растет количество людей, подверженных какой-либо зависимости, дезориентированных в социальной действительности.

Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для адаптации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.

Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослым. Тем самым, важнейшим фактором в развитии детского выбора выступает определенным образом организованная среда.

Таким образом, целесообразнее начинать подготовку такой личности уже в дошкольном возрасте. Этому в большей мере способствует построение свободной деятельности детей во втором блоке по принципам выбора.

Выбор является неотъемлемой частью повседневной жизни человека и от того, насколько верно он совершен, очень часто зависят такие важные факторы как физическое и психологическое здоровье, отношения с окружающим, а может быть и сама жизнь.

Характерной особенностью нашего времени является активизация толерантных тенденций в воспитании и обучении детей. В центр воспитательного процесса ставится личность ребенка с присущим ей своеобразием характера и поведения.

Дошкольный возраст является фундаментом для развития личности человека, и уже в этот период начинают закладываться качества, необходимые для социализации в окружающем мире, для полноценного общения с людьми.

Ребенок не рождается готовым к разнообразию окружающей жизни, не всегда может сделать правильный выбор в пользу той или иной деятельности, все это он приобретает, развиваясь в определенной обстановке и в процессе общения со взрослыми.

Среди потребностей ребенка, которые призван удовлетворить современный педагогический процесс, очень важна потребность ребенка в признании его достижений окружающими, так как позитивное развитие личности возможно при условии положительного самоутверждения.

Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка опыт успешной деятельности, дать ему радость переживания своих достижений, так как отсутствие удовлетворения собственными достижениями, акцентирование внимания ребенка на неудачах создает ему значительные трудности в установлении положительных контактов с людьми, способствует формированию неадекватной самооценки, неуверенности в себе, безразличия к результатам своей деятельности.

Таким образом, педагогический процесс в нашем детском саду направлен на то, чтобы каждый ребенок ощутил радость от своих достижений. Такая направленность его в этих условиях определяется свободой выбора деятельности, предполагающей активную субъектную позицию ребенка в разных видах детской деятельности, наиболее соответствующих индивидуальным особенностям и интересам дошкольника.

Существует большое количество вариантов организации выбора, которые можно использовать применительно к детям дошкольного возраста. Мы предлагаем вам познакомиться с наиболее популярными и интересными:

  • Одним из них является «Доска выбора», которая представляет из себя таблицу, где вверху расположены символы всех видов деятельности, а внизу клеточки для фишек детей. Дети ставят свои фишки под выбранным видом деятельности.
  • Другой разновидностью  можно считать следующий вариант: перемешивают все фишки детей, чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры.
  • Следующий вариант: в каждом центре  групповой комнаты висит таблица, где в левом столбце написано имя ребенка, его символ, и кружками изображено допустимое количество посещений данного уголка для каждого ребенка. Приходя  в выбранный центр, ребенок заштриховывает кружок и начинает работу. Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности.

В нашем ДОУ педагоги выстраивают образовательный процесс с учетом интересов, желаний, потребностей детей. Большое внимание коллектив уделяет формированию у ребят навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни, формированию представлению о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, осознанию важности заботливого отношения к своему организму.

Изменилась и позиция воспитателей – главным становится развитие личности ребенка, помощь ему в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях, создание социально-эмоционального комфорта для ребенка, атмосферы доброжелательности, взаимодействия и взаимопомощи.

Взрослые создают условия для развития у детей потребностей и способностей к:

  • самопознанию (темы занятий «Кто такой Я», «Узнай себя», «Я –  это…»);
  • самореализации (темы занятий «Я действую», «Я разный», «Я могу»);
  • саморегуляции (темы занятий «Я и мои чувства», «Мир эмоций»);
  • самоопределению («Я выбираю», «Моя ответственность»).

Нами отмечено, что в процессе организации совместной деятельности воспитателя и детей по принципам выбора:

  • поддерживается уверенность ребенка в своих возможностях, поскольку он выступает в качестве субъекта деятельности, а взрослые и сверстники принимают его как данность, устанавливая требования к нему в соответствии с возрастными возможностями;
  • формируется ответственность ребенка за результаты деятельности;
  • развивается произвольность поведения ребенка, что проявляется в умении сознательно ставить цели действий и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Необходимо отметить, что без определенных установок в сознании воспитателя невозможно достигнуть положительного результата в работе.

Мы используем следующие принципы работы:

  • строить работу так, чтобы знать для чего то или иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает?
  • постоянно задавать себе вопросы: «Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу для каждого ребенка? Что для этого делаю?»
  • входить в образ ребенка, всякий раз при решении трудных ситуаций;
  • внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни;
  • жить вместе и вместе работать;
  • создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность;
  • относиться к каждому ребенку, как к личности, поддерживать индивидуальность;
  • искренность в поведении общении с детьми;
  • давать постоянно новый импульс для того, чтобы ребенок гордился собой;
  • формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе;
  • развивать самостоятельность ребенка;
  • быть для ребенка предсказуемым.

Работая по таким принципам, мы создаем атмосферу психологической комфортности для ребенка: он окружен вниманием и заботой, обеспечен эмоционально окрашенным общением со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, строится система комплексного педагогического воздействия, при которой стимулируется личностное развитие ребенка и его социальная адаптация. 

Автор: Харчева Ольга Васильевна, заведующий высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 34 года, награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ; лауреат конкурса «Образцовый детский сад», «Лучший руководитель детского сада». Соловьева Лилия Владимировна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе высшей квалификационной категории, детский сад № 194 «Капитошка» г.о.Тольятти, стаж работы 12 лет; награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, победитель конкурса проектов и грант Фонда «Тольятти» на проект «Секреты Доброй Дороги».

4.7 из 5 звезд
(голосов: 6, сумма баллов: 28)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 18.01.2012 в 23:11

Дорогие коллеги, очень значимую работу Вы прводите! СПАСИБО за интересный материал и удачи Вам))

Дёмина Елена Игоревна 18.01.2012 в 23:24

Замечательная работа! 5!!!

Елена Ивановна 18.01.2012 в 23:37

Очень похоже на программу "Сообщество". Занятия по интересам -это здорово! Хотелось бы поближе посмотреть развивающую среду, помогающую детям сделать выбор. Фото? 5!

Сивухина Елена Васильевна 21.01.2012 в 10:30

Интересный опыт работы. Видна Ваша заинтересованность темой, компетентность. Удачи!

Любовь Владимировна 21.01.2012 в 20:22

Противоречивая статья. С одной стороны - само название подразумевает, что ребёнок занимается тем, что ему больше нравится, и тут же предлагаются варианты: "чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры", "Когда пустых кружков не остается, ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности". Совместная деятельность ребенка и взрослого ( я думала, речь идёт о родителях) по принципам свободы выбора - не представлена никак.Теоретический материал, к сожалению, не нашёл отражения на практике ( судя по предложенному материалу).

27.01.2012 в 18:10

Уважаемые Ольга Васильевна и Лилия Владимировна! Принцип свободы выбора меркнет в созданной Вами системе. Все эти движения с фишками похожи на рулетку. "Чья фишка выпадает первая, тот и выбирает; дети, чьи фишки выпадают последними, идут в оставшиеся центры" Получается, как в казино: повезёт - не повезёт. Какая свобода выбора и гуманизация, когда звучит фраза "ребенок не может больше посещать этот уголок и занимается другими видами деятельности"?! Звучит авторитарно! У него НЕТ ВЫБОРА, остаётся только заниматься "другими видами деятельности", а не тем, чем бы хотелось.
Светлана Александровна Крюкова.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!