Регистрация

Уроки общения в детском саду

  • 26 августа 2009

В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения: что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать  себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен  располагать целым рядом умений:

  • внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
  • проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
  • уметь выражать свое отношение к предмету разговора – излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • уметь ориентироваться в ситуации общения; 
  • уметь договариваться, планировать совместные действия;
  • уметь завершать общение, используя этикетные формулы.

    Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать  контакты со сверстниками, проявлять активность в играх,  дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.

    Предлагаю рассмотреть ряд занятий в ДОУ, главная цель которых – развитие умения общаться со сверстниками. Так же решаются задачи:

    • формирование уважительных отношений внутри детского коллектива
    • формирование умения определять свое эмоциональное состояние и отношение к событиям и людям
    • формирование умения преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность
    • формирование адекватного восприятия действительности, других и себя.

      Занятие 1. «Я и мир вокруг меня»

      Цель: учить детей выражать в речи свое настроение, чувства, фантазии.

      Ход занятия

      Сядьте с детьми в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Установите правила общения:

      1. Нужно внимательно слушать друг друга
      2. У  каждого есть право на свою точку зрения
      3. Нельзя дразнить друг друга.

        В ходе занятии воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить. Высказываются все по желанию.

        Утверждения, требующие завершения:

        1. Я обижаюсь, когда …..
        2. Я злюсь, когда ….
        3. Я боюсь, когда …..
        4. Самое хорошее, это …..
        5. Самое плохое, это …..
        6. В дождь я чувствую себя, как ……
        7. В снегопад я ощущаю ……
        8. В солнечный день я ощущаю …
        9. Если бы я был животным, я был бы ….
        10. Если бы я был птицей, я был бы…..
        11. Если бы я был растением, я был бы ….
        12. Если бы я был волшебником, я бы …..
        13. Если бы мне разрешили, я бы в детском саду ….
        14. Если бы я оказался в сказке, то я бы был …..
        15. Когда я представляю себе голубой цвет, я думаю о …..
        16. Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о …..
        17. Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о …..
        18. Когда я представляю себе желтый  цвет, я думаю о …..
        19. Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о …..
        20. Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о …..
        21. Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о …..

          После  разговора с детьми можно провести рефлексию.

          1. Дети, было ли для вас трудным высказывать свои мысли?
          2. На какой вопрос вам было сложнее всего дать ответ?
          3. Над каким вопросом вы раньше не задумывались?
          4. Что нового вы узнали о ком-то из ребят?
          5. Удалось ли вам лучше узнать друг друга?
          6. Какой вопрос вы бы хотели задать всем ребятам?
          7. Какой вопрос вы бы хотели задать воспитателю?
          8. Дети, вам понравилось такое занятие? Хотите  еще так собраться и общаться?
          9. К следующему занятию каждый из вас готовит один вопрос для рассуждений. Договорились?

            Занятие 2. «Я и мои друзья»

            Цель: учить детей проявлять интерес друг к другу, узнавать лучше своих друзей, учиться чувствовать настроение и желания друг друга. 

            Ход занятия

            Воспитатель спрашивает детей о том, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба», «лучший друг». В беседе дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях. Далее  выбирается двое друзей (либо все дети садятся парами вместе со своими друзьями). Первый ребенок начинает предложение, второй его заканчивает так, как бы это сделал первый. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.

            Вопросы для обсуждения:  

            1. Моя любимая игрушка …
            2. Моя любимая игра …..
            3. Моя любимая еда …..
            4. Мой любимый мультфильм …..
            5. Мое любимое занятие дома …..
            6. Мой любимый праздник …..
            7. Я хочу, чтобы мне подарили на день рождения ….
            8. Когда я пойду в школу …..
            9. Я люблю в детском саду ……
            10. Я не люблю в детском саду …..

              Рефлексия:

              1. Сложно ли было тебе  отвечать на вопросы о твоем друге?
              2. Что ты чувствовал, когда твой друг отвечал на вопросы так же,  как думаешь ты?
              3. Что ты чувствовал, когда твой друг ошибался, отвечая на вопросы?
              4. Что ты чувствовал, когда ты отвечал на вопросы так же, как думает твой друг?
              5. Что ты чувствовал, когда ошибался, отвечая на вопросы друга о нем?
              6. Смог бы ты дать точные ответы на эти вопросы о других детях? О ком из детей ты можешь рассказать? Кто из детей может так же много рассказать о тебе?
              7. Хочешь ли ты узнать о других детях? Что они любят, не любят, что они думают о тебе?

                Занятие 3. «Я и мое творчество»

                Цель: прививать детям чувство гордости за свою работу, самоуважение, учить детей представлять работы сверстников, развивать творческое воображение  и связную монологовую речь.

                Ход занятия

                Создать галерею из детских поделок, рисунков, аппликаций, сооружений из деталей конструктора. Выбрать несколько человек (можно по жребию или считалочкой), которые будут исполнять роль хранителей музейных ценностей. Остальным участниками занятия сформировать тройки, которые будут прогуливаться по комнате.

                Хранители музейных ценностей проводят экскурсию по музею: объясняют происхождение шедевров, рассказывают, в чем заключается ценность работы для музея, но авторов работ не называют. Хранители ценностей могут задавать гостям вопросы о работах. 

                После обзора всех работ дети обходят их еще раз, определяют три наиболее понравившихся работы и опускают  свои жетончики в коробочку, которая стоит позади каждого шедевра.

                В конце  занятия подсчитывается количество  голосов, называются авторы работ, набравших максимальное количество баллов, и им присуждаются Дипломы I, II и  III степени (можно наградить всех детей: 2 диплома первой степени, 3 – второй, 5 – третьей, 3 диплома за оригинальность идей, 3 – за аккуратность выполнения творческой работы, 5 – за  самостоятельность и активность в творчестве).

                Рефлексия:

                1. Кем ты хотел быть, когда распределяли роли?
                2. Что было сложно делать, находясь в роли хранителя музейных ценностей?
                3. Что ты чувствовал, когда хранитель рассказывал о твоей работе?
                4. Какие у тебя были мысли, когда ты определял для себя, за какую работу отдать свой жетончик?
                5. Что ты чувствовал, когда видел, что дети кладут жетончики в коробочку, выделяя твою работу как лучшую?
                6. Что ты чувствовал, когда тебе вручали Диплом?
                7. Как ты думаешь, что чувствует ребенок, который получил Диплом I степени?
                8. Что бы ты чувствовал, если бы этот диплом достался тебе? Как ты думаешь, почему победила не твоя работа?
                9. Что тебе понравилось в этой игре и что не понравилось?

                  Занятие 4. «Я и мои таланты»

                  Цель: учить детей видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться за успехи другого, формировать уважительное отношение друг к другу, учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.

                  Ход занятия

                  Занятие проводится в форме «Конкурса талантов», для которого подбираются несложные подвижные, дидактические и творческие игры.

                  В конце занятия каждый ребенок должен получить медаль, например, «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор», «Лучший счетовод», «Самый ловкий», «Самый быстрый», «Самый сильный», «Самый веселый», «Самый оригинальный» и т.п.

                  Подводя итоги конкурса, детям надо дать задание определить победителя конкурса. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль «Лучший ...» и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны придти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение и   подчеркнуть  его справедливость.

                  Рефлексия:

                  1. Дети, вам понравился «Конкурс  талантов»? Почему?
                  2. Хотите ли вы в будущем побеждать: быть лучшим учеником  в школе, лучшим игроком, лучшим другом, лучшим в будущей профессии и т.д. ?
                  3. Какие чувства вы сейчас испытываете?
                  4. Почему приятно быть победителем?
                  5. Как ты думаешь, может ли человек быть первым везде и во всем?
                  6. Что ты умеешь очень хорошо делать? Чему бы ты хотел научиться?
                  7. Какие чувства переживает человек, столкнувшись с трудностями и неудачами?

                    В заключение хотелось бы напомнить, что формирование умений общаться, становление партнерских отношений между детьми  будет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:

                    • Поддерживайте  каждый, даже самый маленький успех  ребенка.
                    • Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.
                    • Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала ребенка  повышает его авторитет в глазах  сверстников.
                    • Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
                    • Усложняйте деятельность только тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
                    • Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо получается!» и т.п.
                    • Верьте в ребенка.  Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только оптимизм и вера в успех со стороны родителей  порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку,  вселяют в ребенка уверенность в собственных способностях. 
                    • Подбирайте разные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.
                    • Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.
                    • Почаще обнимайте ребенка. Психологами доказано, что для хорошего самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали или прикасались к нему минимум 12 раз, а взрослому человеку достаточно 8 раз.

                      Автор: Емельянова М. Н.,
                      кандидат педагогических наук, доцент 

                      4.4 из 5 звезд
                      (голосов: 7, сумма баллов: 31)
                      • 26 августа 2009
                      • 15604
                      • 4

                      Получайте бонусные рубли за вашу активность!

                      Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

                      Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

                      Похожие публикации

                      Комментарии (4)

                      , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


                      Ольга Ивановна 28.10.2011 в 09:33

                      Задачи, которые Вы ставите, действительно очень важные. Желаю Вам успеха!Мой голос за Вас!

                      Марина Юрьевна 29.10.2011 в 16:31

                      Очень понравилось! Работа отличная!

                      Гавриленко Елена Владимировна 10.01.2020 в 11:57

                      Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

                      Гавриленко Елена Владимировна 04.10.2021 в 12:04

                      Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

                      «АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

                      Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

                      Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

                      Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

                      Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

                      Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

                      Онлайн тестирование для детей и педагогов

                      Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

                      Мы в социальных сетях

                      Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!