Регистрация

Проект «Мегель» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики

  • 3 февраля 2016

Что разумеют, говоря «мегель»?
(М е г е л ь – возможность, срок, пора для какого-либо дела)

Актуальность проекта

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем его традиций.

Чувашский народ по праву можно назвать уникальным в плане национальной самобытности, траектории развития личности ребенка через погружение в национальную культуру. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как в её элементах окружающий мир отражается условно, через символические образы. Например, образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей осознанное отношение к человеку, природе, искусству и культуре в целом. Нельзя обойти вниманием нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру чувашской народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг и изумление. Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только фольклорные произведения, устное народное творчество. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ывăс, çăм кĕнчели, валашка, турчка и т.д) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея предметов чувашской старины в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного чувашского края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Основаниями для проведенной работы являются целевые ориентиры, обозначенные в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:

1. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.

2. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

3. Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

4. Ребенок обладает элементарными представлениями из области истории и т.п.

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, у нас возникла идея разработки педагогического проекта «Мегель» по организации мини-музея в детском саду, состоящим из предметов чувашской старины.

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств через знакомство с историей и традициями чувашского народа, приобщение к ее истокам.

Задачи:

1.Создать оптимальные условия для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработать технологию приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами, народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; формировать представление о Родине как месте, где человек родился, городе и стране, маленьким гражданином которой он является, воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки;

4. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: практический, долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

1. Создание эффективного этнопедагогического пространства для приобщения детей к истокам чувашской культуры.

2. Разработка технологии приобщения дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики.

3. Высокий уровень представлений дошкольников о культуре родного края. сформированность представлений о Родине как месте, где человек родился, бережное отношение к ее истории.

4. Активное взаимодействие родителей по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап, который включает в себя:

  • планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
  • учение литературы по музейной педагогике;
  • изучение деятельности городских музеев, опыта работы в этом направлении других ДОУ.

II. Практический этап (этап реализации проекта):

  • составление плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц за работу мини-музеем;
  • разработка содержания мероприятий по реализации проекта;
  • организация деятельности с детьми;
  • работа с родителями по активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к обогащению фондов музея.

III. Заключительный этап:

  • оформление презентации по результатам реализации проекта;
  • выступление на педагогическом совете ДОУ с результатами реализации проекта;
  • передача педагогического опыта (смотры, профессиональные конкурсы различных уровней).

Направления деятельности музея:

  • пополнение фондов музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
  • сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
  • изучение собранных материалов и обеспечение его учета и хранения;
  • создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
  • проведение экскурсий для воспитанников и родителей.

Перспективный план работы по реализации проекта 

Сроки

Работа в музее

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Подготовительный этап

Январь

Анализ организации работы мини-музея ДОУ, его экспозиций и экспонатов. Создание творческой группы по оформлению музея.

Анализ уровня приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

Составление опросника «Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?»

Знакомство с опытом работы педагогов.

Деятельный этап

Февраль

Изучение и анализ литературы по проблеме.

Проведение образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром по теме «Путешествие в прошлое утюга».

Информационный листок «Чувашские народные традиции в воспитании детей».

Работа творческой группы.

Март

Оформление инвентарной книги, где указываются:

 

  • дата поступления экспоната в музей;
  • инвентарный номер экспоната;
  • полное наименование предмета на русском и чувашском языке;
  • приблизительная датировка, автор, мастер, место производства;
  • материал;
  • техника выполнения;
  • размер, количество;
  • сохранность;
  • откуда поступил, ФИО владельца;
  • примечание.

 

Праздник «Приглашаем к нам на масленицу».

Составление информации в системе «Сетевой город» на тему «Народный фольклор для самых маленьких».

Доклад на тему «Профессиональная деятельность воспитателя по усвоению чувашских национальных ценностей детьми дошкольного возраста средствами музейной педагогики » на республиканской научно-практической конференции «Регионализация дошкольного этнокультурного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования» 18 марта 2015 г.

Апрель

Оформление надписей экспонатов согласно инвентарной книге. Оформление книги отзывов и предложений.

Праздник «Мункун»

Информация на сайт «Колыбельная песня в жизни ребенка».

Работа творческой группы.

Май

Составление паспорта мини-музея.

Беседа «Так мы раньше одевались».Игра-викторина «Познай свой край».

Дискуссия на родительском собрании «Роль семейных традиций в нравственном воспитании дошкольников».

Работа творческой группы.

Сентябрь

Составление плана работы мини-музея на учебный год.

Экологическая тропинка «Народные приметы о погоде»

Пополнение портфолио группы семенными фотографиями.

Изучение опыта работы в данном направлении воспитателей ДОУ.

Октябрь

Налаживание профессиональных связей с руководителями музеев ДОУ города и республики.

Праздник «День пожилого человека».

Конкурс совместных рисунков родителей и детей «Моя любимая бабушка (дедушка)».

Привлечение музыкального руководителя к организации праздника.

Ноябрь

Выставка-демонстрация «Ими гордится Чувашия».

Дидактическая игра «Соберем чувашский орнамент».

Оформление куклы-мальчика в чувашском национальном костюме.

Проведение мастер-класса для педагогов «Народные куклы своими руками».

Оценочный этап

Декабрь

Построение перспектив.

Анализ уровня приобщенности детей к истокам народной культуры.

Оформление фотовыставки с результатами реализации проекта.

Педагогический доклад «Опыт работы по приобщению дошкольников к истокам народной культуры средствами музейной педагогики».

Предварительные результаты работы

На основе проведенного анализа выбранной проблемы нами были сделаны следующие выводы:

1. Реализация принципов музейной педагогики в воспитании детей способствует реализации принципа ценностного освоения действительности, принципа включения ребенка в активный познавательный процесс, а именно дает ребенку возможность самому манипулировать предметами, извлекать заложенную в них информацию, делать выводы и осуществлять свой выбор, включать общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир, непосредственно закреплять полученные знания, которые тем самым становятся его личным приобретением, способствует формированию у ребенка целостной картины мира, стимулированию его творческих способностей и интереса к окружающему миру.

2. Приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений в наше время Сегодня педагогу необходимы теоретические и практические навыки освоения музейно-педагогического пространства как интегрированной развивающей среды нового типа. В этой связи взрослый встает перед необходимостью определенного конструирования культурной среды с тем, чтобы она способствовала развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности. Сегодня во многих образовательных учреждениях создается «музейная зона», где оформляются тематические экспозиции, подбираются экспонаты для мини-музеев.

3. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности - формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.

4. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Литература:

1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко – Дошкольное воспитание. – 2003. - № 5. – с. 38-41.

2. Волков, Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. – Чебоксары : Чебоксарская типография №1, 2004. – 488 с.

3. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина – Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. - с. 72.

4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2011. – 336 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова – М.: Линка-Пресс, 2008.

7. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина –  Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – с. 124.

8. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание. – 2007. - № 10. – с. 44-50.

9. Шоглева, Е. В. Основные научно-методологические параметры исследования проблемы интерпретации этнопедагогических инвариантов / Е. В. Шоглева // Известия Южного федерального университета . Педагогические науки . Научно-педагогический журнал . №3 . 2011 ; гл. ред. В. И. Мареев. – Ростов на Дону, 2011. – С. 225-231.

10. Этнопедагогика в современном учебно-воспитательном процессе непрерывного образования/ Г. Н. Волков и др. ; под общ. ред. Т. Н. Петровой. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – 393 с.

Автор: Шоглева Евгения, канд. пед. наук, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №201 «Островок детства», город Чебоксары Чувашской Республики.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:18

Такой подробный конспект проект! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информация! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!