Регистрация

Воспитание трудолюбия в предшкольной подготовке

  • 24 апреля 2014

Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детского сада. Её реализация способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умения легче адаптироваться к новому виду деятельности – учению. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место.

Трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (критерия): познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, личностный. Охарактеризуем каждый из них по отношению к личности старшего дошкольника.

  1. Познавательный критерий сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого и о профессиях.
  2. Эмоционально-мотивационный критерий предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для других, наслаждение качеством труда и чувство удовольствия от выполненной работы.
  3. Поведенческий критерий характеризует умения ребёнка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами работы, адекватно оценивать результаты труда (самооценка).
  4. Личностный критерий проявляется у старшего дошкольника в наличии таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.

Наш собственный опыт работы показывает, что потребности, интерес к труду, желание трудиться у детей в период подготовки к школе практически не воспитаны. Их трудовая активность реализована в этот период несколько выше, чем эмоционально-мотивационный компонент за счёт принуждений и требований педагогов и родителей выполнять трудовые задания.

По нашим наблюдениям, уровень трудолюбия у девочек старшего дошкольного возраста выше, чем у мальчиков: девочки в работе более ответственны, активны и инициативны, исполнительны и аккуратны; мальчики же выполняют трудовые задания более творчески, предпочитают деятельность исследовательского характера и готовы к объективной оценке своего труда. Поэтому мы стали уделять этой проблеме как можно больше внимания. В течении двух лет мы создавали педагогические условия в группе, которые позволили сделать воспитательно-образовательный процесс более эффективным.


Мы сформировали единое образовательное пространство «педагоги – дети – родители» через традиционные и новые педагогические технологии: личностно ориентированные, гуманно-ценностные, игровые, социализации, интегративности, экспериментально-познавательные и др. Ценность этих технологий заключается в том, что они предполагают постоянное отслеживание уровня воспитанности трудолюбия.

В процессе работы мы использовали разные методы стимулирования родителей к совместной деятельности (публичная похвала на родительских собраниях, награждения почётными грамотами и похвальными листами и др.).

В группе мы организовали консультативную поддержку для родителей (по изучаемому вопросу), которая выстраивалась в соответствии с содержанием программы (круглые столы, семейные гостиные, «информационные бюллетени», тематические выставки психолого-педагогической и научно-методической литературы и др.)

Вследствие такого тесного взаимодействия матери и отцы начали больше времени уделять воспитанию трудолюбия у своих детей: чаще рассказывали о своей профессии, читали книги о труде взрослых; у детей появились постоянные трудовые поручения и обязанности (не только убирать игрушки в своей комнате, что мы наблюдали в начале работы, но и застилать свою постель, стирать мелкие личные вещи, поливать растения, мыть мелкую посуду после еды, помогать в уборке квартиры и др.). Дети рассказывают в конце дня родителям о трудовых занятиях как об интересном и радостном событии своей жизни.


Эффективная совместная деятельность педагогов детского сада и родителей позволила повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.

Чтобы оценить эффективность нашей работы (программы «Наши достижения – в объединении»), определить устойчивость приобретённых детьми характеристик, определяющих трудолюбие, мы проанализировали, как проявляется отношение к учебному труду бывших воспитанников, ныне учащихся первых классов.

Наши первоклассники выделялись в классе среди других детей самостоятельностью, активностью, ответственностью. Они умеют себя обслуживать, организовывать своё рабочее место, доводят начатое дело до конца, не чувствуют себя беспомощными в новой обстановке.

Отзывы учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня, их экспертная оценка уровня воспитанности трудолюбия у наших воспитанников таже позволили убедиться в эффективности нашей работы.

Литература:

  • Позднякова Е.А. «Гражданское воспитание в ДОУ» Воронеж: Учитель,2008.
  • Высотский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте» М,1997.
  • Дыбина О.В. «Что было до» М, ТУ «Сфера», 2002.
  • Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания» М.Академия, 1999.
  • Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» М, «Просвещение», 1990.
  • Степанов В. «Времена года», М, 2007.
  • Маневцова Л.М. «Мир природы и ребёнка» СПб, Акцидент, 2000.
  • Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в Экологию» СПб, Детство-пресс, 2006.
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика» М.Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в д/с. Под редакцией Васильевой, Гербовой, Комаровой.
  • Приходько Е.Г., Малышевич Т.В. «Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения.» Краснодар, Мир Кубани, 2006.

Автор: Пахутко Татьяна Викторовна, Старожук Нина Николаевна, воспитатели МКДОУ «Новохопёрский центр развития ребёнка – детский сад №1», г. Новохопёрск, Воронежская облась.

5 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 5)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 13.03.2020 в 05:39

Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!