Регистрация

Проектный метод как средство познавательного и социально-личностного развития дошкольников

  • 16 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления.

Познавательное развитие ребенка традиционно включает знакомство с окружающим миром и природой. В современных условиях изучение и того, и другого невозможно без экологического образования, без формирования у детей представлений о причинно-следственных связях в природе и последствиях их нарушения. В современном мире все большее значение приобретает и изучение своей истории, культуры наряду с традициями других народов.

В целях обеспечения регионального компонента к основной общеобразовательной программе была создана методическая разработка «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о родном крае посредством проектной деятельности» в которой  отражается ознакомление детей с природой и окружающей действительностью, ориентируясь на условия проживания в нашей местности, а именно на многообразие растительного и животного мира, сезонные изменения в природе с учетом климатических, экологических, региональных особенностей нашего округа.

В последние годы большую популярность приобрел метод проектно-исследовательской  деятельности детей и взрослых, как средство познания окружающего мира.

Педагогические исследования показывают, что одной из  проблем образования – потеря притягательности процесса познания.

Мы должны не только обучать дошкольников, но и представлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, вовлекать в поисковую деятельность. Проектный метод, используемый в работе с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о родном крае,  предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать поисково – исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Занятие «Здания и достопримечательности родного городам к проекту «Мой город Нижневартовск»

Цель методической разработки, реализуемой в нашем детском саду – применение проектного метода как средства познавательного и социально-личностного развития дошкольников с учетом регионального компонента.

Задачи:

  • Внедрение проектного метода в образовательную деятельность.
  • Создание условий для реализации проектов.
  • Отслеживание результативности применения проектного метода в познавательном и социально-личностном развитии дошкольников.

Данная разработка  содержит  следующие разделы:

I. «Культура коренных народов Югры»

  • Быт и промыслы народов ханты и манси
  • Народное творчество

II. «Природа Ханты – Мансийского автономного округа»

  • Животный  и растительный мир
  • Животные и растения, занесенные в «Красную книгу» ХМАО

III. «Город Нижневартовск»

  • История города Нижневартовска
  • Развитие нефтяной промышленности

Содержание работы предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный.

Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому, формировании представлений детей о культуре, быте народов Севера и тем самым привитии интереса к познанию  и уважению  истории любой национальности, близкой пониманию ребенком. 

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы,  развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы и традиционно – бытовой культурой данных народов, а так же в  изучении мировоззрения и мироощущения коренных малочисленных народов Севера. 

Проектный метод как средство познавательного и социально-личностного развития дошкольников с учетом регионального компонента имеет целенаправленную, систематически спланированную деятельность педагога на длительный период и имеет  два направления:

  1. Изучение проблемы в группе и организация работы по ознакомлению с природой родного края, бытом и жизнью коренных народов Севера с использованием метода проектов.
  2. Создание условий в группе по данной проблеме.

Для того, чтобы организация работы с детьми по ознакомлению с родным краем проводилась последовательно и регулярно, определены средства формирования представлений о родном крае у детей дошкольного возраста и обеспечен интегрированный подход, включающий все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Данные средства были соотнесены с формами работы, которые проводятся  с детьми: 

  • НОД;
  • совместная деятельность;
  • самостоятельная работа детей;
  • совместная работа детей, педагогов и родителей.

Использование проектного метода в образовательной деятельности ориентирует  участников на взаимодействие с родителями. Родители  должны быть активными участниками  образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

Таким образом, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

    1. Проект «Цветы Югры»

    Проект «Цветы Югры»

    2. Занятие на тему «Мой город» к проекту «Мой город Нижневартовск»

    Занятие на тему «Мой город» к проекту «Мой город Нижневартовск»

    Проектный метод как средство познавательного и социально-личностного развития дошкольников.

    Автор: Литвиненко Елена Владимировна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Ёлочка», город Нижневартовск.

    5 из 5 звезд
    (голосов: 6, сумма баллов: 30)

    Получайте бонусные рубли за вашу активность!

    Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

    Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

    Похожие публикации

    Комментарии (7)

    , чтобы вы могли оставить свой комментарий.


    Амосова Светлана Александровна 18.01.2013 в 03:42

    Уважаемая Елена Владимировна, очень содержательный и инновационный материал! Моя первая пятерка. Приглашаю познакомиться с моей работой.

    Наталья 18.01.2013 в 12:39

    Полноценный материал, очень практичный. Моя оценка 5.

    Ирина Владимировна 07.02.2013 в 13:04

    Уважаемая Елена Владимировна!Интересный проект, знакомящий с культурой, городом и природой вашего региона, имеющий практическую значимость.

    Елена Ивановна 09.02.2013 в 05:27

    Уважаемая Елена Владимировна! Понравилась Ваша работа! Реализовано много интересных и разнообразных мероприятий. Ваш план включил все образовательные области. Вам 5 баллов! Познакомьтесь с моим опытом.

    Светлана Евгеньевна Первенецкая 16.02.2013 в 07:05

    Уважаемая Елена Владимировна! Потрясающе интересный проект! Только мне, например, не хватило материала, чтобы познакомиться с ним в полной мере, у вас столько всего интересного запланировано, хотелось бы увидеть методические разработки всего этого. И двух фотографий явно недостаточно, чтобы в полной мере оценить всю вашу работу. Удачи в конкурсе! +5

    Елена Елена Елена 13.03.2020 в 06:25

    Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

    Елена Елена Елена 15.03.2021 в 11:01

    Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

    Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

    Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

    Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

    Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

    Онлайн тестирование для детей и педагогов

    Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

    Как стать экспертом наших конкурсов

    Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

    Мы в социальных сетях

    Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!