Регистрация

Игра как средство социально-эмоционального развития детей

  • 17 января 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Воспоминания детства – это всегда
воспоминания чувства
 и воспоминания – образов».
П. П. Блонский

Известный отечественный психолог В.В. Зеньковский писал: «Психи­ческая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой ле­жит в преимущественном развитии эмоциональной сферы»

Какие бы понятия не формировали мы у детей, какие бы потребности и мотивы не определяли их деятельность, личностно-значимыми, устойчивы­ми, внутренне действенными они становятся лишь в том случае, если им уда­стся войти в сферу эмоциональных отношений, закрепиться в ней. Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения.

Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удиви­тельно прекрасным и значимым. Благодаря эмоциям, детство остается неза­бываемым периодом жизни. Вспоминая во взрослой жизни далекое про­шлое, человек невольно связывает детство с определенными, эмоционально-окрашенными образами явлений природы, событий, любимых игрушек.

Мир для ребенка начинается с чувств и отражается в его переживаниях: чем богаче, ярче переживание, тем самобытнее личность ребенка.

Педагогическая работа ДОУ выстраивается на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов-познавательного, и деятельностно-практического. Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мысли­тельных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, от­ношении к окружающему миру. Все три компонента, находясь во взаимосвя­зи, – своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия.

Под эмоциональной сферой личности ребенка мы понимаем сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе – страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина); чувств (нравственных, эсте­тических, познавательных) и состояний (тревожность, неуверенность).

Регулирование эмоций – одна из сторон детского психосоциального развития, особенно в первые семь лет жизни ребенка.

Цель моей педагогической деятельности: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмо­циями.

Для осуществления поставленной цели я определила для себя следующие за­дачи:

  • создать условия для развития эмоциональной сферы дошкольников;
  • развивать эмоциональную сферу детей во всех видах деятельности;
  • расширять словарь детей эмоциональной лексики, овладевать поня­тиями, соответствующими тому или иному состоянию;
  • понимать внешние признаки выражения эмоций, как положительных, так и отрицательных, границ их адекватного проявления;
  • открывать ребенку моральный смысл представлений об эмоциях, побуждать к самостоятельным этическим размышлениям.

Все указанные задачи взаимосвязаны, я решаю в комплексе. Особое внимание уделяю работе с родителями, так как только в тесном контакте с семьей можно перестроить эмоциональную сферу ребенка, раз­вить у него уверенность в себе, умение получать огромную радость от обще­ния с окружающим миром. В общении с родителями преобладают мотивы сотрудничества.

Для создания эмоционального комфорта провожу родительские собрания в форме игр и викторин. В нашем детском саду созданы все условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Благодаря систематической работе заметно повысился уровень разви­тия эмоциональной сферы у детей. Учитывая индивидуальность и оригинальность каждого ребенка, я про­должаю создавать условия для развития эмоциональной сферы.

Кем бы ни были наши дети в будущем, мы надеемся, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь.

Приложение 1: Статья.

Приложение 2: Сказки гуляют по свету.

Список литературы.

  1. Гаврина Ч.Е. Учимся понимать друг друга.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций.
  3. Воспитатель в детском саду. № 5, 6. 2008-08.
  4. Дурова Н.В. Очень важный разговор.
  5. Минаева В.М Развитие эмоций дошкольников.
  6. Жукова Р.А. Социально-эмоциональное развитие детей.
  7. Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника, игры, упражнения.
  8. Семинака С.И. Уроки добра.
  9. Эмоциональное развитие дошкольников. (Под ред. А.Д. Кошелевой.).
  10. Формирование нравственного здоровья дошкольников (Под ред. Л.В Кузнецовой).
  11. Ребенок в детском саду. № 5, 2004

Автор: Кудымова Ольга Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24 «Светлячок», город Междуреченск, Кемеровская область, стаж 23 года.

5 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 25)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Владимировна 07.02.2013 в 14:13

Уважаемая Ольга Владимировна!Весь предложенный Вами материал имеет практическую значимость. Сами конспекты насыщены положительными эмоциями.Читала и радовалась. Успехов Вам в развитии эмоциональной сферы детей!

Кудымова Ольга Владимировна 08.02.2013 в 06:58

Спасибо вам Ирина Владимировна! Вам тоже успехов!

Елена Ивановна 09.02.2013 в 05:17

Проблема и сложная - надо научить жить детей в коллективе, и простая - игры идут на "ура". Понравились конспекты мероприятий. Для своего опыта хотела бы иметь больше игр на развитие эмоциональной сферы как упр-е "Гора с плеч"(с народной интерп-й). Вам 5 баллов! Жду на своей страничке.

Кудымова Ольга Владимировна 12.02.2013 в 18:16

Спасибо! у вас тоже очень интересная и сложная работа. Огромное спасибо за заботу о детях. Вам 5 балов! Удачи!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 16.02.2013 в 06:25

Уважаемая Ольга Владимировна! Вы, наверное, даже наверняка, эмоциональный человек, и ваши разработки, действительно, насыщены и интересны. А вот статья разочаровала, так как напоминает конспект лекции в большей своей части. Зачем она? это все интересующиеся педагоги могут почитать и в книгах и на просторах Интернета.
Удачи!

Светлана 16.02.2013 в 07:57

Ольга Владимировна, очень понравились конспекты мероприятий. Здорово! От меня 5!!!! Жду в гости на свою страничку. Удачи в конкурсе.

Елена Елена Елена 13.03.2020 в 06:24

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!