Регистрация

Современные мультимедийные технологии как средство художественно-эстетического развития дошкольников

  • 3 июня 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

1. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

2. Мультимедиа-технологии являются одним из многочисленных приемов представления информации, на которых следует остановиться более подробно. Очевидно, что рассмотрение видов и форм представления информации следует начинать с изучения собственно понятия информация.

3. Информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса: по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;  по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая. 

В частности, широко известное учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, показывает, что происходит выработка разных систем сигналов. Сигналами становятся те раздражители или комплексы раздражителей, которые получают, безусловно рефлекторное подкрепление, т.е. становятся биологически значимыми для организма. 

4. Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично сочетать многие виды мультимедийной информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять знания в различных формах, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды; 
  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка; 
  • видео, сложные видеоэффекты и анимационное имитирование; 
  • анимации и симуляции.

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями или анимацией, являются визуально более привлекательными, нежели статический текст, и они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, дополняющий представляемый материал.

5. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

6. Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми.

7. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

8. Использование ИКТ в музыкальном образовании детей дает следующие преимущества:

  • расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей;
  • повышение качества демонстрационного материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов;
  • повышает тесный контакт в цепи «педагог-ребенок-родитель»;
  • высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии;
  • эффективность развития творческих и психических способностей детей;
  • способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. 

10. В своей работе с детьми я использую презентации, компьютерные игры, сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, обучающие мультфильмы с музыкальным сопровождением, различные анимации. И все это включаю во время слушания музыкальных произведений, пении, в проведении музыкально-дидактических играх, при знакомстве с музыкальными инструментами.

11. Слушание музыки – важнейший вид музыкальной деятельности. При знакомстве детей с музыкальным произведением я использую вначале презентацию о биографии и творчестве композитора («Сказки старого пианино», «Маленький Моцарт» и др.). На следующем занятии включаю видеоматериалы, например, по теме «Осень» из цикла времена года П.И.Чайковский. Детям несколько сложно слушать классику, т.е. услышать, что рассказывает музыка. А видео помогает им, раскрывает образы, например, людей («Клоуны» Кабалевский), игрушек («Новая кукла» П.И.Чайковский), природы (картины и иллюстрация художников: Левитана, Васильева, Бродакова и др.), животных и птиц («Зайчик», «Птички»).

Ведь это – ожившие картины, в которых очень тонко чувствуется звук, цвет и движение. А интеграция, синтез искусств – музыки и живописи – носят не только эстетический характер, но и просветительский, обучающий и развивающий. Использование ИКТ при слушании музыкальных произведений углубляет и обогащает впечатления детей и формирует музыкальный вкус, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус. 

12. При разучивании новой песни эффективным методом является использование мнемотаблиц. Например, после исполнения мною песни под фортепианный аккомпанемент, мы с детьми определяем характер музыки, и рассказываем, о чем поется в песне. Дальше, исполняя песню без музыкального сопровождения, я показываю слайды и меняю их, соответственно тексту. Затем, я объясняю детям значение каждой картинки. После, дети самостоятельно работают по картинкам, восстанавливают текст песни. А потом мы поем вместе с детьми песню по картинкам без музыкального сопровождения. В конце мы с детьми исполняем песню, сопровождая текст образными движениями(без показа картинок). Использование опорных рисунков и ярких образов при разучивании песен облегчает процесс зрительного восприятия и запоминания слов, и превращает занятие в игру. 


13. С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы ритмических упражнений, зрительных гимнастик. На экране монитора появляются картинки- символы различных упражнений: «Часики», «Звездочки», «Куколки» и др., и дети выполняют эти упражнения, глядя на экран. Движения детей соответствуют движениям предметов на экране. Таким образом, мы развиваем все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, образную и ассоциативную, которые помогают при развитии игрового-танцевального творчества. 

14. Компьютерные музыкальные игры, помогая закрепить, уточнить конкретное содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, учат анализировать, сравнивать и обобщать предметы.

В своей работе я использую такие музыкально-дидактические игры: на закрепление музыкальных инструментов – «Музыкальные инструменты», «Четвертый лишний», на восприятие музыки – «Кого встретил колобок», «Дружная семейка», на развитие ритма – «Новоселье у гномов», «Музыкальные загадки» и др.).

Все игры разработаны так, что программа подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. Вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие, компьютерные музыкальные игры побуждают их к принятию самостоятельного решения. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью(высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать). 

15. Использование ИКТ при знакомстве с музыкальными инструментами вызывает большой интерес у дошкольников: помогает расширить и углубить знания детей о музыкальных инструментах, с их разновидностями, содержанием и звучанием. У меня появилась возможность знакомить детей с теми инструментами, с которыми невозможно знакомить «вживую» (с арфой, органом и др.).

Также знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов в оркестровой обработке (знакомство с оркестром, виртуальная экскурсия по концертным залам, по музею музыкальных инструментов и т.д.). Благодаря использованию мультимедийных презентаций расширяется детский кругозор, обогащается представления о музыкальных инструментах. 

Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях достигаются следующие результаты:

  • развиваются музыкальные способности дошкольников;
  • активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;
  • формируется познавательная мотивация у дошкольников к музыкальной деятельности;
  • развивается познавательно-творческие и коммуникативные способности; 
  • повышается заинтересованность и активность детей в процессе занятия, что способствует лучшему усвоению материала.

На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях приносит большую пользу.  Благодаря компьютерным технологиям, мои занятия становятся яркими, интересными и творческими.  

Презентация к статье

Автор: Калмыкова Татьяна Станиславовна, музыкальный руководитель, СП Детский сад №39 ГБОУ СОШ №21, Самарская область, г.о. Сызрань.

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!