Регистрация

Презентация к логопедическому занятию «Звук [р] в цирке»

  • 4 февраля 2016

Конкурс «Мастер мультимедийных технологий – 2015»

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Представляю конспект подгруппового логопедического занятия по формированию правильного произношения с детьми подготовительной группы с использованием мультимедийной презентации.

Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях привлекает внимание детей, повышает эффективность коррекционной работы. Наглядный и занимательный характер игр позволяет в процессе коррекции звуков развить навыки фонематического анализа и синтеза, укрепить психологическую базу речи (внимание, память, восприятие, мышление). Представленный материал может быть полезен учителям-логопедам и родителям детей с нарушениями речи.

Тема: «Звук [р] в цирке»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе автоматизации звука [р] в словах и предложении.

Задачи:

IОбразовательные задачи:

1. Закреплять навыки правильного произношения звука [р] в словах и в предложении.

2. Закреплять навык правильного речевого дыхания.

3. Закреплять навык образования и употребления множественного числа существительных.

II. Развивающие задачи:

1. Развивать артикуляционную моторику.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, мышление.

3. Обогащать словарный запас.

4. Развивать артикуляционную моторику.

5. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

III. Воспитательные задачи:

1.Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.

2.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Словарная работа: цирк, жонглер, факир, акробат, дрессировщик.

Индивидуальная работа: работа по формированию правильного произношения звука [р]в слогах, словах и предложении.

Оборудование: столы и стулья по количеству детей, мультимедийная установка, индивидуальные зеркала, материалы презентации «В гостях у цирка», 8 мячей розового цвета и 8 мячей красного цвета, фонограмма песни В.Шаинского «Цирк».

Ход занятия

IОрг. момент (Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Цирк»).

- Дети, как вы думаете, куда мы свами сегодня отправимся?

Двери цирка мы сегодня открываем.
Всех гостей на представленье приглашаем.
В цирке музыка сегодня не смолкает,
Всех веселый клоун развлекает.

Демонстрация слайда на компьютере (слайд 2).

II. Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочки».

Изобразите, как клоун Рики нюхает цветочки. Вдох носом, на выдохе воскликнуть «Ах, как пахнет!»(слайд 3).

III. Артикуляционная гимнастика в картинках-анимациях.

Цирк по улице идет,
Все стоят, разинув рот!

Округлить губы, изобразить наивысшую степень удивления!

Цирковое представленье
Нам поднимет настроенье!

Длительно удерживать губы растянутыми в улыбке (слайд 4).

Клоун в цирке всех смешит:
То веселый, то грустит

Массаж губ: указательными пальцами поднять уголки рта вверх, опустить вниз (слайд 5).

Вправо, влево,
Вверх и вниз
Прыгает наш лев
На «Бис!»

Рот открыт. Кончик языка тянется к правому уголку рта, затем к левому, поднять язык к верхним зубам и опустить за нижние зубы (слайд 6).

Мишка едет по канату!
Он получит мед в награду,

Облизывать верхнюю губу широким кончиком языка (слайд 7).

На качели дружно сели,
Вверх под купол полетели,

Ритмично поднимать язык за верхние зубы и опускать кончик языка за нижние зубы (слайд 8).

А спортсменка-акробатка,
Ловко скачет на лошадке

Рот открыт. Губы в улыбке. Пощелкать кончиком языка (слайд 9).

IV. Изолированное произношение звуков [р], [р]. Характеристика звуков [р], [р].

Наступили серьезные игры – 
На арену выходят тигры.
Тигры наши не молчат,
А с тигрятами рычат (слайд 10).

– Как рычит тигр – р-р-р.

– Как рычит маленький тигренок – рь-рь-рь.

– Расскажите про звук [р]. (Согласный, звонкий, твердый).

– Чем отличается от звука [р]. (Звук [р] твердый, а [р] мягкий).

V. Упражнение на развитие высоты и силы голоса «Тихо – громко».

– Тигр рычит тихо, а потом громко: р – р – р – р (слайд 11).

V. Развитие фонематического слуха.

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [р] в словах: ракета, цирк, качели, мишка, тигр, акробат, клоун, зебра.

– Если ответ правильный, то портрет звука [р] появится на слайде (слайд 12).

VI. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра «Договори словечко».

В цирк пришли зрители. Угадайте, как их зовут? (слайд 13).

  • И… (ра)
  • Ве… (ра)
  • Ю… (ра)
  • Ва… (ря)
  • Ле…(ра)

Хоровая игра со зрителями «Эхо».

  • Ра-ра-ра- в цирк всем нам идти пора.
  • Ру-ру-ру- в цирке скачет кенгуру.
  • Ры-ры-ры- у ребят в руках шары.
  • Ру-ру-ру-смешит клоун детвору.

VIIФиз.минутка.

Дети выполняют комплекс логоритмической гимнастики «Клоун» (слайд 14).

  • Клоун рыжий, конопатый – гладят себя по голове, показывают веснушки,
  • Очень нравится ребятам – три хлопка в ладоши,
  • Нос как красный помидор – гладят нос поочередно руками,
  • А в глазах его задор – с помощью рук изображают глаза и хлопают реснички-пальчики.
  • То он плачет, то смеется – указательные пальцы вертикально к глазам, затем к губам.
  • То он добрый, то дерется – гладят свои руки, затем выбрасывают кулаки вперед.
  • Ах, какой он неуклюжий – руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево.
  • Но такой он всем и нужен – руки скрещивают на груди, в стороны и на пояс.

VIII. Произношение звуков словах. Дидактическая игра «Кто лишний?».

В цирке мы не заскучаем, на вопросы отвечаем:

  • Кто дрессирует зверей? (Дрессировщик).
  • Кто смешит людей? (Клоун).
  • Кто жонглирует мячами? (Жонглер).
  • Кто показывает фокусы? (Факир).

– Подумайте, кто из них лишний? (по наличию звука р) (слайд 15).

IX. Согласование числительных с прилагательными и существительными.

Клоун Рики пытался научиться жонглировать, но у него упали все шарики (слайд 16).

– Дети, что же делать?

– Как нам помочь клоуну? (Дети предлагают собрать шарики)

– Давайте сосчитаем шары: один красный шар, два красных шара, 3.., 4…, 5…, 6…, 7…8.

 X. Д/и «Один-много».

– Сейчас факир превратит одного тигра сразу в двух. Превратите животных, чтобы их стало много (слайды 17, 18).

  • Дрессированный тигр дрессированные тигры
  • Шустрая мартышка – 
  • Быстрая лошадь – 
  • Интересный трюк – 

XI. Игра «Волшебник». Преобразование слов.

– Волшебник в цирке превратил хобот в робот. Мы с вами тоже станем волшебниками. Замените первый звук в слове на звук [р] (слайд 19).

  • Хобот – робот
  • Нога – 
  • Лама – 
  • Козы – 
  • Мука – 

XII. Произношение звуков [р] в слогах. Дидактическая игра « Закончи предложения».

– Клоун Роки все перепутал. Исправьте его ошибки (слайд 20).

По небу летит карета.
По дороге едет ракета.

На лугу пасется корона.
У царя золотая ворона.

XIII. Итог.

  • Где мы с вами побывали?
  • Что вы нового узнали?
  • Кого мы с вами увидели на арене цирка?
  • Кого мы не встретили в цирке? Назовите их (слайд 21).
  • До новых встреч с артистами цирка!

Список литературы:

1. Косинова М.К. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: ЭКСМО, 2006.-173с.

2. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь : Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. -32с.

3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков с, ш, р, л. : Пособие для логопедов. Спб.: КАРо, 2006.-256с.

4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.

5. ПожиленкоЕ.А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать. Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: В 2 ч. Ч. 1. – Спб.: «Просвещение», 2004. – 319с.

6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.

7. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.

Автор: Шишлянникова Наталья Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МБДОУ "Детский сад "Санаторный", г. Абакан, республика Хакасия. Педагогический стаж работы 16 лет, лауреат конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении 2015"

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина 11.02.2016 в 15:11

Интересное решение для привлечения внимания детей. Каждое упражнение сопровождается слайдом. .Использование веселых анимационных картинок мотивирует и стимулирует детей при выполнении предложенных игровых упражнений. Спасибо! .

Наталья 12.02.2016 в 15:58

Спасибо за отзыв!

Николаева Татьяна Петровна 15.03.2017 в 17:25

Данный конспект занятия представлен в игровой форме. Актуален в как в подготовительной группе так и в старшей группе на занятиях по грамоте. Думаю будет полезен всем педагогам! Спасибо за материал - он уникален!

Елена Елена Елена 22.09.2020 в 11:39

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!