Регистрация

С предметами играем – моторику рук развиваем!

  • 21 декабря 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

На сегодняшний день проблема создания условий для системного развития возможностей ребенка с нарушением интеллекта, поиск вариативных подходов к его обучению и воспитанию является особенно актуальной в связи с социальным заказом общества на обеспечение равных стартовых условий для обучения в школе. Дети данной категории испытывают особые трудности в овладении учебными знаниями и умениями, так как имеют вследствие органического поражения центральной нервной системы грубые речевые и психомоторные задержки. В практике современного ДОУ не всегда и не везде качественно решается проблема развития мелкой моторики, а если и решается, то для этого используются не все, имеющиеся в распоряжении воспитателя, средства.

Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием, поэтому для развития мелкой моторики рук необходимо разнообразить физические упражнения и занятия физической культурой.

В настоящее время возрождаются традиции использования пальчиковых игр и упражнений в целях развития мелкой моторики рук.

Считаю необходимым использование разнообразных традиционных и нетрадиционных (пластмассовые бутылочки, косички, резинки, мешочки с разными наполнителями, газеты) предметов в комплексах ОРУ с этой же целью.

В этом случае предметы имеют многофункциональное значение, т.к. направлены на освоение дошкольниками разнообразных двигательных навыков, сенсорных эталонов. А посредством зрительного восприятия у детей создается образ движения в его динамике, выразительности и пространственном отношении.

С предметами играем – моторику рук развиваем!

Использование предметов придает упражнениям:

  • характер конкретных заданий (поднять, достать, дотянуться, захватить, удержать, переложить из одной руки в другую);
  • делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает контролировать свои действия;
  • предметы развивают силу кисти руки, усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие – обручи, палки, создающие эффект сопротивления;
  • нестандартное оборудование способствует активизации двигательной деятельности детей, поскольку они проявляют интерес к различным новшествам, что стимулирует развитие глазомера, органов дыхания и развивает синхронность движений;
  • активизируется деятельность анализаторных систем, влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом;
  • при выполнении разнообразных упражнений с нестандартным оборудованием у детей преодолевается стереотип действия с ним;
  • создаются условия для творчества, что немаловажно для ребенка с ограниченными возможностями.

Действия с предметами в отличие от упражнений без атрибутов благодаря их наглядности осознаются и принимаются детьми как необходимые им и служат средством повышения мотивации.

Структура комплекса ОРУ имеет свои особенности:

Вначале игровая разминка для пальцев рук (в виде пальчиковой или логоритмической игры), различные виды ходьбы и бега с заданиями, собственно ОРУ с предметами на все группы мышц, и заканчивается гимнастика самомассажем рук. ОРУ проводим ежедневно с учетом достигнутых ранее умений по выполнению упражнений.

Систематическая работа по данному направлению дает положительные результаты: дети успешно усваивают речевые инструкции воспитателя, исчезает напряжение с лица и рук, повышается ручная умелость.

С предметами играем – моторику рук развиваем!

Предлагаю рассмотреть конспект тематического занятия по физической культуре «Прогулка в осенний лес» в старшей группе для детей с умственной отсталостью легкой степени. 

Приложение: Конспект занятия.

Список используемой литературы

1. Бернштейн Н.А., «Физиология движений и активности». //М., 1990г.

2. Бачина О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей/ О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова.- 2-е изд-е, испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2007.

3. Екжанова Е.П., Стребелева Е.П. «Коррекцтонно-развивающее обучение» Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. //М. «Просвещение» 2005 г.

4. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка». // М., 1973.

Автор: Логинова Ирина Александровна, воспитатель I категории группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью легкой степени МДОУ «Детский сад № 26» комбинированного вида, г. Муром Владимирской области. Пед. стаж – 30 лет. Победитель конкурса на Грант Главы о. Муром в 2010 г.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 12, сумма баллов: 56)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (11)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 22.12.2011 в 21:07

Ирина Александровна, спасибо огромное за интересный опыт! Преклоняюсь перед Вашей работой! Как значимо, что рядом с детьми, имеющими нарушения в развитии, находятся такие неравнодушные специалисты!!!!

Любовь Анатольевна 22.12.2011 в 23:28

очень интересная, а главное полезная работа! Молодцы!! +5

Галина Викторовна 24.12.2011 в 13:39

Молодец, Ирина Александровна. Спасибо за Вашу работу. С удовольствием поставлю Вам пятерку. Желаю успехов в педагогической деятельности и в конкурсе. Галина Викторовна.

Сивухина Елена Васильевна 24.12.2011 в 16:36

Ирина Александровна, интересная, достойная работа! Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи вам!!!

Любовь Владимировна 04.01.2012 в 17:42

Ирина Александровна,Вы не только развиваете моторику рук, Вы делаете гораздо больше! Успехов Вам и всех благ, спасибо за представленный материал!

Любовь Владимировна 14.01.2012 в 08:33

Вот и снова Новый год!

Пусть и старым он зовется,

Вам в нём точно повезет,

А печаль вас не коснется!



Пусть же счастье и любовь

В вашей жизни будут рядом.

Пусть удача вновь и вновь,

Вас ласкает нежным взглядом!

Светлана Крюкова 14.01.2012 в 21:16

Уважаемая Ирина Александровна! Вы представили на конкурс хороший материал. А "положительные результаты" видны по счастливым лицам Ваших воспитанников. Желаю Вам успехов, терпения и всего наилучшего!

Дёмина Елена Игоревна 18.01.2012 в 17:03

Очень инетерсный материал, видно что детям доставляет удовольствие играть с различными предметами. Ставлю 5!!!

Дёмина Елена Игоревна 18.01.2012 в 17:04

Извиняюсь за ошибку, очень интересный материал.

Ирина Владимировна 21.01.2012 в 12:35

Ирина Александровна!Считаю вашу работу очень важной. 5!

Никитина Ева Владимировна 07.02.2012 в 21:46

Всецело согласна с прописанным вами значением использования предметов на занятиях физкультурой. Это намного результативней работает.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!