Регистрация

Из опыта работы по формированию культурно-гигиенических навыков дошкольников в детском саду

  • 17 января 2017

Быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Конкурс «Методическая копилка педагога детского сада»

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием, и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т.д. Поэтому рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.

Питание – обязательный компонент режима дня в детском саду. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки: мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания». За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, вилкой, ножом), приобретает определенные навыки культуры питания.

Для того, чтобы уделить внимание вопросам эстетики питания, я начала это делать с младшей группы. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой. Так как дети еще маленькие, я часто при кормлении использовала потешки, прибаутки.

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
Вари кашу круту,
Подливай молочка
Накорми казачка!

Много времени и сил было потрачено на то, чтобы научить детей правильно держать ложку, т.е. тремя пальцами, а использованные бумажные салфетки не клали обратно в салфетницу.

Начиная со средней группы, ввела дежурство. Объяснила, кто такие дежурные, что они должны делать. Каждой паре дежурных показывала, как стелить тканевые салфетки, как раскладывать столовые приборы.

Чтобы закрепить эти навыки, я старалась  организовывать сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Угостим мишку чаем», «К нам пришли гости» и т.д. В этих играх дети еще закрепляли правила поведения за столом, такие как: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить за еду и др.

В старшей группе я уделяла больше внимания уже культуре питания, а именно:

  1. Правильно пользоваться столовыми приборами.
  2. Аккуратно и бесшумно есть, сохраняя правильную осанку за столом.
  3. Учить не проливать пищу.
  4. Не крошить хлеб.
  5. Жевать пищу с закрытым ртом.

Каждый ребенок после еды сам убирал все свои тарелки за собой, складывая их «чистыми» в соответствующую стопку посуды, затем дети аккуратно складывали свои тканевые салфетки.

В подготовительной группе обязанностей у дежурных по столовой прибавилось – сметание щеткой-сметкой крошек со стола в совочек и обязанность протирать столы влажной тряпочкой.

Для того, чтобы у ребенка выработалось положительное отношение к приему пищи, я старалась, чтобы к моменту кормления он не был раздражительным или утомленным. Перед едой следила за тем, чтобы не было шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

Иногда, возвращаясь с прогулки, обращаю внимание детей на окна кухни. Рассказываю про поваров, о том, что они приготовили нам вкусный обед и ждут нас. Я считаю, что это создает у детей определенный настрой, располагающий к приему пищи.

Дежурные по столовой помогают помощнику воспитателя в сервировке стола: застилают стол салфетками, ставят бокалы с компотом, раскладывают ложки, вилки (по мере надобности ножи). И дети, придя с прогулки и увидев красиво накрытый стол, испытывают положительные эмоции. Они тщательно моют руки с мылом, вытирают руки полотенцем, приводят в порядок свою одежду и садятся на свое постоянное место за столом.

Посмотрите, стол накрыт,
И у нас хороший аппетит.
Вот теперь мы можем сесть
И обед спокойно съесть.

Во время кормления говорю детям названия блюд, которые они едят, обращаю внимание на вкус, приятный вид, запах пищи, ее полезности. Также слежу за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, за осанкой детей. Напоминаю и приучаю их хорошо пережевывать пищу, не глотать большими кусками, съедать все, что предложено.

Я напоминаю об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте все, что вам дадут!

Хоть наши дети выросли, стали уже большими, я все равно во время приема пищи использую потешки, пословицы, поговорки, что тоже способствует хорошему аппетиту. Слежу за тем, чтобы после окончания еды дети аккуратно промокали салфеткой рот, вытирали руки, благодарили за еду и спокойно выходили из-за стола.

Стараюсь всегда хвалить тех детей, которые съели все без остатка.

А у нас есть ложки,
Волшебные немножко.
Вот – тарелка, вот – еда,
Не осталось и следа.

Однако, если аппетита у ребенка нет и он отказывается от еды, то не заставляю его доедать. Потому что считаю, что насильственный прием пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического здоровья ребенка.

Так же даю оценку детям – дежурным. Отмечаю их слаженную организацию при сервировке стола, старание, желание помочь помощнику воспитателя.

Кто посуду унесет?
Кто столы потом протрет?
Чтобы мухи не водились
И на крошки не садились,
Ну-ка, быстренько без слов,
Убираем со столов!
И с посудою, как можем,
Нашей нянечке поможем!

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поэтому с родителями постоянно проводятся беседы, консультации по формированию культурно-гигиенических навыков.

Составитель: Ляхова Татьяна Михайловна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 87, г. Дзержинск, Нижегородская область.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)
  • 17 января 2017
  • 4290
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Николаевна 20.01.2017 в 02:11

Очень понравились стишки-потешки.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!