Регистрация

Взаимодействие с родителями учителя-логопеда в ДОУ

  • 19 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Конструктивное взаимодействие с родителями – один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • открытые занятия;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • информационные выставки;
  • семинары – практикумы и т. д.;

При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей (приложение) на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе. 

В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание у нас проходит в апреле-мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, демонстрирую аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи – в конце года, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей (приложение), на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ.

Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителейи быстрее отреагировать на интересующую их информацию.

Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.

На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Для удобства работы и экономии времени я перешла на использование разнообразных карточек с заданиями, которые помещаются в этой же папке, но в специально отведенном для этого кармашке «Карточки для индивидуальной работы с детьми». Материал карточек по обучению грамоте служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала, на определение готовности к обучению в школе. Наряду с этими существует много других карточек: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, на закрепление звукопроизношения и другие.

Для того, чтобы у детей всегда было желание заниматься, своё общение с ними я стараюсь разнообразить различными игровыми приёмами. Например, в приёмной, на стене размещается почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, в котором лежит карточка-задание. Дети «посылают» мне письма, т. е. опускают их в ящик. Ребенок-почтальон доставляет почту в сумке ко мне в кабинет.

«Почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне или кому удалось произнесение отсутствующего звука, ещё и по этому, у детей есть стимул к занятиям. Все без исключения любят быть «почтальонами», им интересно открывать и закрывать почтовый ящик. «Логопедическую почту» использую и в работе с родителями. Они помещают в ящик вопросы, я их обрабатываю, группирую и размещаю информацию, либо планирую консультацию.

Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе «Учите, играя»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закреплять понятия гласный-согласный, твердый - мягкий звук;
  • формирование целостного восприятия печатных букв;
  • обучение правильному употреблению пространственных предлогов;
  • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать навык печатания и чтения слов;
  • обучение умению соотносить количество букв в слове с соответствующей цифрой;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, конструктивного праксиса;
  • развитие общих речевых навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, инициативу, самостоятельность;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».

Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в предложениях и в речи детей. Правильное употребление грамматических категорий. Развитие самостоятельной связной речи.

Оборудование: раздаточное: филнворды со словами и схемами слов; изображение домов со словом «школа»; двухсторонние «светофорчики» с цифрами, закрепленные на палочке для того, чтобы держать в руке; разноцветные флажки; буквы; маркеры; ручки. Раздаточный материал для родителей.

демонстрационное: ноутбук, телевизор, филнворд,кроссворд (на закрепление правила о правописаниях «ЖИ», «ШИ»), схематическое изображение предложений и звуковые схемы слов.

Логопед: Дети, что мы говорим, когда приветствуем друг друга? (ответы детей). Да, желая друг другу чего-то хорошего, мы говорим: «здравствуйте, приятного вечера, доброго вечера, всего хорошего». Давайте сегодня, поприветствуем, друг друга необычно – каждый своё приветствие пропоет (музыкальное сопровождение под фортепиано), можно я начну: « Здравствуйте, дети!»

Логопед: Чтоб прошло все без заминки, начинаем мы с разминки (упражнение на дыхание) –

Ветер дул, задувал (дуют)

Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

Ветер дул, задувал (дуют)

Буквы все перемешал.

Дети по просьбе логопеда выбирают буквы и выстраивают слово, акцентируя внимание на то, что буквы в слове должны быть одного цвета (слова: азбука, звонок). Когда дети «выстроят» слово, они выбирают такое же написанное слово среди других слов.

Логопед просит детей выстроиться следующим образом: справа встанут дети, которые собрали слово, обозначающее книгу, по которой учатся читать. Слева встанут дети, которые собрали слово, обозначающее предмет, который звенит и приглашает учеников на урок.А теперь покажите мне схему слова, к которому подойдут ваши слова. Дети проходят за столы.

Разгадывание филнвордов. Прочитайте слово в прямоугольниках (образец) и скажите: Рядом, с какой цифрой написано слово, которое обозначает дикое животное, это животное хитрое, с рыжим хвостом (лиса) – найдите в таблице с буквами (демонстрация действия логопедом), где спрятано это слово и обведите его (родителям раздаются филнворды для выполнения задания параллельно с детьми).

Логопед: Прочитайте слово в прямоугольнике под цифрой два, кто скажет, что это такое (дети объясняют лексическое значение слова), не называя слова вслух (сок), найдите в таблице с буквами, где спрятано это слово и зачеркните (подчеркните) его.

Логопед: Рядом с какой цифрой написано слово, которое я произнесу по звукам: с л о н ( рядом с цифрой 1), найдите в своем филнворде, где спрятано это слово и обведите его.

Логопед: Правда ли что, под цифрой 5 написано слово, обозначающее название дерева (нет), а как сказать правильно (название цветка). Как называется этот цветок, Лена? (мак).

Логопед: Соедините линией все слова с их схемами (если затрудняются – образец).

Физминутка.

Дети встают, берут флажки зеленого и синего цвета. Игра со звуками. Логопед: Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ – СИНИЙ, ПОЛОСА – ГОЛОСА, САША – СЕНЯ, БУСЫ – БУСИКИ, ГУСЯТА – ПОРОСЯТА, ТРОСС – ТРОСТЬ. 

Игра со словами.

Логопед: А теперь с нами захотели поиграть слова, на экране телевизора будут появляться картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «сфетофорчик» с нужной цифрой. На экране появляются следующие картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино.

Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала: Это большой красивый дом, где учатся дети (школа). Возьмите листочки, где нарисован дом, найдите, где правильно написано слово «школа» и раскрасьте его. Подумайте и ответьте на вопрос: Какой по счету (на вашем листе) дом, где слово «школа», написано правильно? (ответы детей: третий).

Переверните лист и напишите по памяти это слово. Лена, назови первый звук, Вова, назови второй звук и т. д. Игра «Собери предложение». Слова перепутались: учатся школа в дети, как сказать красиво – Дети учатся в школе. Покажите, к какой схеме подходит это предложение.

Следующее предложение: школа строители строить большую, Назовите предложение так, чтобы первое слово в предложении было «строители» – Строители построили большую школу. Покажите, к какой схеме подходит это предложение (демонстрационное пособие).

Поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «большую», поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «школу». Между какими словами находится слово «построили»?

Логопед: Дети, кто помнит сказку о буквах «Ж» «Ш»? (ответы детей) Давайте ее вспомним вместе. На экране телевизора появляется слайд: буквы «Ш», «Ж», логопед начинает рассказывать сказку об эти буквы, затем просит детей (по очереди) продолжить ее. По ходу рассказывания слайды меняются. Кроссворд – подумайте, какое слово подойдет? (дети разгадывают кроссворд). Напишите любое слово, которое вы запомнили из кроссворда.

Итог занятия. Логопед: Во что бы вы хотели поиграть в следующий раз? Что бы вы рассказали о нашем занятии?

Приложение

Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

1. Филнворд, слова и схемы слов.

2. Текст сказки про буквы «Ш», «Ж».

3. Изображение домов со словом «школа»

4. Буквы для «выстраивания» слов.

5. Кроссворд.

6. Двухсторонние «светофорчики» с цифрами.

Перспективный план взаимодействия с семьей на 2011-2012 учебный год

учителя-логопеда МДОУ №10 «Аленький цветочек» комбинированного вида Кирсановой Е.В.

Форма работы

Содержание работы, мероприятия

Сроки проведения

БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи:Сбор анамнестических сведений. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Индивидуальные беседы

Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами промежуточной диагностики, с основными направлениями дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

 

сентябрь

 

 

декабрь

Опросы

Темы: «Мой ребенок», «Участники процесса воспитания ребенка», «Социальный опыт моего ребенка», «Причина трудностей первоклассника».

 

 

октябрь,

январь,

май

БЛОК 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

(совместная деятельность родителей и учителя-логопеда)

Задачи:Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей, привлечение их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Наглядная логопедическая пропаганда

Размещать наглядную информацию для родителей из цикла «На беседу к логопеду»

1 раз в месяц

Родительские собрание

1. Установочное собрание: ознакомление родителей с результатами ПМПК. Рекомендации, ознакомление со спецификой и структурой логопедической работы.

2.Итоговое собрание: итоговый мониторинг коррекционной работы, рекомендации на летний период (раздача индивидуальных «Памяток родителям детей, посещающих логопедическую группу»).

сентябрь

 

 

апрель

 

 

 

Семинары-практикумы

Практикум 1. Тема: «Развитие грамматических способностей с помощью игры».

Практикум 2. Тема: «Артикуляционная гимнастика».

Практикум 3. Тема: «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте).

Практикум 4. Тема: «Развитие речи ребенка – залог успешного обучения в школе».

ноябрь

декабрь

февраль

апрель

 

Дискуссии,

тесты, рекомендации

 

Тест: «Готов ли Ваш ребенок чтению?».

Тест:«Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

Практические рекомендации родителям детей с ЗРР.

Дискуссия: «Фигура учителя для меня и моего ребенка».

март

апрель

май

Консультации, школа для родителей

Индивидуальные консультации: раскрыть причины возникновения нарушений различных компонентов речи. Индивидуальные рекомендации.

Работа по микрогруппам: консультирование по развитию у детей всех компонентов речи, подготовка к обучению грамоте, развитию графо-моторных навыков.

по мере необходимости,

в течение года

Дни открытых

дверей

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) с детьми подготовительной к школе группе, индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие с детьми с ЗРР для родителей. Речевой утренник для родителей «Праздник красивой и правильной речи». Встречи с родителями, беседы.

По плану МДОУ

Автор: Кирсанова Елена Валерьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МДОУ Детский сад № 10 «Аленький цветочек» комбинированного вида», г. Прокопьевск, Кемеровская область. Педагогический стаж: 24 года.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 53)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 18.01.2012 в 23:07

Елена Валерьевна, прекрасное обобщение опыта! Есть чему поучиться!!! СПАСИБО и удачи Вам))

Дёмина Елена Игоревна 18.01.2012 в 23:14

Представлена работа творческого, неравнодушного к своей работе педагога. Эта без сомнения сложная работа требует много сил и энергии. Удачи Вам! Ставлю 5!!!

Доркина Татьяна Николаевна 19.01.2012 в 18:43

Хорошее. основательное отношение специалиста к своему делу! Интересно познакомиться с Вашим подходом к известным формам работы! Успехов!

Елена Ивановна 20.01.2012 в 01:33

Творческих Вам успехов! 5!

Сивухина Елена Васильевна 21.01.2012 в 10:15

Спасибо! Очень интересный опыт работы представлен вами. Удачи!

Любовь Владимировна 21.01.2012 в 18:05

Логичнее было бы представить какое - либо мероприятие непосредственно с родителями, ведь в данном занятии родительское участие минимизировано.Не поняла смысл упражнения со словами "азбука" и "звонок",особенно настораживает выбор дошкольниками буквы О в первом слоге слова "звонок".

Елена 10.03.2012 в 16:22

Это занятие было представлено как итоговое. Участие родителей здесь не предусматривалось. Родители увидели то чему научились (или научились не достаточно) дети к концу года, т. к. в течении года не однократно посещали занятия. Они могли сравнить успехи своих детей с другими, сделать выводы.и.т.д. А по поводу упражнения со словами - прочитайте внимательнее программное содержание и сам конспект. Если вы учитель-логопед, то должны понять!!!

28.01.2012 в 19:54

Разнообразные, интересные формы работы учителя-логопеда с родителями. Взаимодействие с родителями осуществляется на хорошем уровне. Спасибо за представленный опыт. Желаю успехов, Елена Валерьевна .
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!