Регистрация

Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста

  • 19 января 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Общеизвестно, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Очевидно, что содержание общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях МДОУ имеет свою специфику.

Знакомство с семьей ребенка раннего возраста мы начинаем задолго до первого посещения малышом группы. Воспитатель приходит домой к ребенку с целью установить контакт с родителями и будущим воспитанником, узнать условия воспитания и развития ребенка, состав семьи и особенности внутрисемейных отношений.

Педагог старается увлечь малыша игрой, показывает альбом «Здравствуй, детский сад!», рассказывает о том, что ждет ребенка в группе. Впоследствии, когда ребенок переступит порог детского сада, он увидит уже знакомые лица, что обеспечит максимальный психологический комфорт при расставании с мамой.

На первом родительском собрании, в начале учебного года, вниманию родителей предлагаются игровые тренинги, с помощью которых строиться атмосфера общности интересов, эмоциональной поддержки, взимопроникновения в проблемы друг друга.

При проведении тренинга «Коллаж», родителям предлагается из множества деталей создать так называемый портрет малыша, в котором будут отражены его игровые, вкусовые пристрастия, привычки, эмоциональное состояние, черты характера.

Тренинг «Умные ладошки» предназначен для того, чтобы в занимательной форме родитель мог дать воспитателю 5 советов по взаимодействию с его ребенком (1 пальчик – 1 совет).

В ходе проведения тренинга «Загадочная пирамидка» родителям предлагается шаблон пирамидки и 6 качеств личности, которые формируются у ребенка в процессе воспитания (ответственность, честность, доброта, самостоятельность, вежливость, аккуратность).

В ходе работы необходимо расположить качества от менее важного к более важному. Причем, отдельно для девочек и мальчиков. Эта работа сложная, заставляет задуматься о целях и приоритетных направлениях воспитания конкретного ребенка.

Тренинги рассчитаны на участие мам и пап. Обычно мнения родителей разного пола расходятся и становятся предметом дальнейших дискуссий, консультаций, советов специалистов.

Общеизвестно, что во время адаптации родителям предлагается находиться вместе с ребенком в группе. Данное обстоятельство натолкнуло нас на мысль о такой форме работы, как «Воспитатель на час». Мама или папа в течение определенного количества времени играют со всеми детьми в сюжетные, пальчиковые, подвижные игры, проводит режимные моменты. Воспитатель в это время может переодеться в героя сказки и внести эмоциональное разнообразие в деятельность.

С участием родителей проводятся спектакли кукольного театра, когда прячась под маской сказочного героя, мама или папа могут со стороны увидеть эмоциональную реакцию своего ребенка на действия персонажа.

Одной из форм работы являются совместные занятия детей и родителей. Намного увлекательнее строить дом для зайчика, петь ему песенку, когда рядом родной человек. А совместная лепка из соленого теста превращает группу в своеобразную мастерскую, где раскрываются талант и фантазия каждого участника.

Большое внимание в нашей группе уделяется информационной поддержке семейного воспитания.

Для активизации и обогащения воспитательских умений родителей, формирования уверенности в собственных педагогических возможностях в МДОУ создана передвижная библиотека «Успешный родитель», где представлены периодические издания и специализированная литература по воспитанию и развитию детей раннего возраста, познавательный материал информационного характера.

Привлекательной формой работы считаем изготовление стенгазет на тему «Семейные традиции», «Секреты воспитания», «Мир наших увлечений». Они не только позволяют узнать круг интересов, особенности семьи, но и по – своему украшают приемную, создают позитивное настроение.

Все материалы, полученные в ходе взаимодействия с родителями, позволяют воспитателю оформить «Портфолио» малыша. В рубриках «Здравствуйте, это я!», «Мои достижения», «Я расту» размещается бесценный, увлекательный опыт развития воспитанника в первые три года жизни. К «Портфолио» изготавливается приложение, где помещается фото и видео материалы, позволяющие ребенку и родителям еще раз пережить волнительные минуты встречи с детским садом.

Строить работу с родителями на основе взаимопонимания сложно. Это продолжительный, кропотливый, но очень благодарный труд. Только объединившись вместе, педагоги и родители смогут создать единое пространство в МДОУ и семье для воспитания и развития детей.

Приложение: Презентация.

Автор: Вишневская Зинаида Михайловна, воспитатель 2 квалификационной категории МБДОУ Детский сад № 33 «Светлячок», г. Воркута.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 32, сумма баллов: 152)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (21)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталия Васильевна 18.01.2012 в 23:09

Зинаида Михайловна, спасибо за интересный опыт!

Дёмина Елена Игоревна 18.01.2012 в 23:11

Отличная презентация Ставлю 5!!!

Светлана Сорнева 20.01.2012 в 15:12

Нам очень приятно видеть опыт Воркуты!Молодцы!

Сивухина Елена Васильевна 21.01.2012 в 10:27

Зинаида Михайловна, я думаю, работа проведенная и проводимая вами плодотворна. Ведь совместная работа педагогов и родителей всегда даёт положительную динамику в воспитании и обучении детей. Удачи Вам и дальнейших творческих разработок!!!!

Савельева Любовь Владимировна 21.01.2012 в 18:10

Зинаида Михайловна, скажите, что размещается в Портфолио ребёнка такого возраста - только фото?

Светлячок 24.01.2012 в 23:32

Любовь Владимировна в портфолио ребенка раннего возраста входят:
- фотографии ребенка с комментариями;
- достижения ребенка;
- рассказы (мини-эссе) родителей, родственников, педагогов о ребенке;
- карта индивидуального развития ребенка.
Всеостальное на усмотрение родителей, педагогов

25.01.2012 в 20:18

В таком случае, портфолио теряет свою главную функцию - непосредственное участие ребёнка (за исключением достижений ребёнка, но ведь в Вашем случае это тоже демонстрируют либо родители,либо Вы).А можно чуть подробнее узнать про "карту индивидуального развития ребенка"?

Татьяна Павловна 23.01.2012 в 20:31

Очень понравилось, большое спасибо!

олег анатольевич 31.01.2012 в 22:19

на здоровье

Альбина 23.01.2012 в 21:55

Интересный опыт работы. Спасибо автору за предоставленный материал! Удачи!

Сергей Борисович 24.01.2012 в 19:24

Зинаида Михайловна, спасибо за предоставленный материал! Очень познавательно! С нетерпением ждем дальнейших работ!

Ольга Ивановна 24.01.2012 в 23:38

Зинаида Михайловна, очень понравились тренинги. Интересно. 5.

28.01.2012 в 19:29

Разнообразные, интересные формы работы с родителями. Спасибо за представленный опыт.
Желаю успехов, Зинаида Михайловна.
С УВАЖЕНИЕМ, СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА КРЮКОВА.

лариса 30.01.2012 в 08:06

Очень интересная работа. Ставлю 5!!!

олег анатольевич 31.01.2012 в 22:14

спасибо.очень понравилась работа.Желаю дальнейших успехов!

маргарита 09.02.2012 в 10:20

очень понравилось, пять баллов!!!

надежда юрьевна 09.02.2012 в 10:38

очень понравилось и хотелось бы, чтоб эта работа внедрялась в практику дошкольного воспитания

Савельева Любовь Владимировна 13.02.2012 в 19:19

Зинаида Михайловна, поздравляю!

Наталия Васильевна 15.02.2012 в 22:52

От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это уже ПОБЕДА!!!

Светлячок 16.02.2012 в 16:53

Спасибо за поздравления! Очень приятно.

Светлячок 28.02.2012 в 20:17

Здравствуйте! Уважаемые руководители портала! Спасибо огромное за предоставленную возможность принимать участие в конкурсах Всероссийского масштаба заочно! Поздравляю ВСЕХ с успешным завершением конкурса "Моя педагогическая инициатива - 2011"!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!