Регистрация

Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?

  • 6 ноября 2009

В предыдущей статье мы рассказали, как психолог детского сада работает с родителями по предупреждению проблем адаптационного периода их ребенка в детском саду. В этой статье мы опишем, как провести диагностику развития социальных навыков ребенка. Эту работу мы рекомендуем провести в 2 этапа:

I этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

II этап – исследование развития социальных навыков.

I этап –установление доверительных отношений

Знакомясь с родителями и ребенком, психолог предлагает каждому удобное место и просматривает заполненные родителями анкеты или просит заполнить их, если это не было сделано ранее. Таким образом, создается пауза, позволяющая и ребенку и взрослому осмотреться, освоиться в новом для себя пространстве. Психолог ненавязчиво наблюдает за ребенком.

Если малыш внимательно рассматривает интерьер, игрушки, взрослых, если, устанавливая зрительный контакт, обращается с вопросом к психологу, тогда можно переходить ко второму этапу диагностики. Чаще всего такие дети легко привыкают к детскому саду.

Если ребенок жмется к родителям, не желает общаться со специалистом, мы не торопимся, даем малышу еще пару минут. Мы в это время занимаемся какой-нибудь привлекательной для малыша деятельностью.

У нас в кабинете есть песочница и емкость с водой. Психолог достает игрушки, запускает в воду дельфинчика, переливает воду из одного сосуда в другой, комментирует свои действия, попутно объясняя правила игры с водой: «Я закатаю рукава, чтобы не замочить их, вода теплая, я играю аккуратно, не расплескиваю воду, а когда наиграюсь, то возьму вот это полотенце и вытру руки. Смотри, у меня руки сухие. Потрогай воду, тебе она какой кажется, теплой или холодной? Посмотри, какие здесь рыбки! Покажи, где большая улитка? Интересно, а ты найдешь в коробке с игрушками собачку?»

Для того чтобы ребенок почувствовал себя спокойнее, мы направляем его внимание на телесные ощущения. Мы предлагаем: «Потрогай травку (в кабинете есть искусственная трава), какая она? Мягкая или жесткая? Смотри, у нас есть волшебный мячик. Он мягкий и вкусно пахнет. Погладь мячик, понюхай его! А это что? Пупырышки у мячика. Какие они? Твердые. А этот шарик, как ежик, у него колючки. Потрогай его. Давай, я покатаю его по твоей ладошке».

Включение телесных ощущений снижает тревогу ребенка и позволяет установить контакт. Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чувствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребенка, а он касается нашей ладони.

Если ребенок прикоснулся к психологу, если нам удалось установить и удержать с ним зрительный контакт, можно считать, что первый этап установления отношений мы прошли. И только теперь имеет смысл заняться собственно диагностикой. Без установления отношений данные диагностики не будут достоверными.

Если нам не удается самостоятельно установить отношения с ребенком, мы попытаемся сделать это через родителей. Для этого, рассматривая привлекательный предмет, обращаемся к родителям малыша: «Смотрите, какой у нас мяч! Правда, приятный на ощупь? Давайте, я вам его брошу, а вы – Кирюше. Вот так, Кирюша, бросай мячик маме. Мама бросит мяч мне, а я – Кирюше. Кирюша, лови мяч!»

У детей, отношения с которыми удается установить только через родителей, высока вероятность тяжелой адаптации. Дальнейшее исследование позволяет составить более точный прогноз.

Иногда бывают напрасны все старания, а, иногда только к концу встречи, ребенок «оттаивает» и начинает интересоваться тем, что его окружает. В этих случаях стоит сосредоточиться на беседе с родителями, более подробно расспросив их об особенностях домашнего воспитания. Такие трудности с установлением контакта наблюдаются у детей, адаптация которых будет тяжелой или очень тяжелой.

II этап – исследование развития социальных навыков ребенка

Уверенность. Первые минуты пребывания ребенка в кабинете дают самую важную информацию и о нем и о его родителях. Тут важны следующие моменты: как ребенок входит в кабинет, он заходит сам или его подталкивают в спину, либо тянут за собой родители? Как ребенок реагирует на незнакомого человека и на новое помещение? Проявляет ли активность, стремится ли исследовать окружающий мир?

Самостоятельность. Способен ли ребенок занять себя? Сумеет ли в данных обстоятельствах развернуть игровые действия? Уровень развития активной речи ребенка, частота обращения за поддержкой к родителям.

Сотрудничество. Придерживается ли ребенок общих правил и норм? Как реагирует на введение ограничений, на замечания и поощрения, на изменение тона речи собеседника? Проявляет ли инициативу, предлагая игрушку взрослому или привлекая внимание взрослого к чему-либо? Обращается ли за помощью к взрослому? Внешний вид малыша, эмоциональная выразительность или скупость эмоций.

После установления контакта с ребенком психолог наблюдает, как малыш организует освоение нового пространства: надолго ли может сосредоточиться на одном предмете или переходит от предмета к предмету, ни на чем не задерживаясь. Давая поддержку малышу: «Какой ты молодец, что нашел зайчика! А мы думали, что потеряли его. Как осторожно и бережно ты обращаешься с куклой. Какой ты заботливый!», – мы обращаем внимание на то, как ребенок реагирует на поощрение.

Можно встретиться с увеличением доверия со стороны малыша, что является оптимальной реакцией, или с повышением возбудимости, или с отсутствием какой-либо реакции. Вводя правила и ограничения: «Старайся не высыпать песок из песочницы. Если нечаянно высыплешь – скажи мне. Я уберу. Машины у нас катают на ковре. На доске рисуют вот этим фломастером, а стирают губкой», – можно получить адекватную реакцию. Ребенок стремится выполнять наши правила.

Можно столкнуться с тем, что ребенок начнет нарушать наши правила, как бы испытывая нас. В такой ситуации мы указываем ему на то, что заметили, что он специально делает это и, глядя ребенку в глаза, говорим, что запрещаем ему так себя вести: «Я вижу, ты специально бросаешь песок. Мне не нравится, когда у меня мусорят. Я прошу тебя не делать это. Лучше давай насыплем песок в грузовик». Как правило, серьезного тона бывает достаточно, чтобы приструнить ребенка.

Такое поведение свидетельствует скорее в пользу ребенка. Он чувствует себя в до­статочной степени в безопасности, если может позволить себе социальное экспериментирование, проверяя, что можно в обращении с взрослым, а что нельзя. Если ребенок никак не реагирует на замечания, удостоверяемся, что он нас услышал и понял. Скорее всего увеличилась тревожность ребенка, и он таким образом стремится прервать общение.

В таком случае мы обращаем внимание на родителей ребенка. Чаще тревогу испытывают дети, родители которых сами очень взволнованны, иногда до такой степени, что не замечают эмоционального состояния малыша и не могут его ободрить. Обычно мы проясняем родительские волнения: «Вас что-то сейчас беспокоит? Расскажите о своих опасениях». Снижение напряжения у родителей благотворно сказывается на ребенке.

По результатам беседы с родителями и результатам наблюдения за поведением ребенка складываются прогноз возможной адаптации его и основанный на прогнозе вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию.

Прогноз вероятной степени адаптации ребенка

Легкая адаптация. Ребенок спокойно входит в кабинет, внимательно осматривается, прежде чем остановит свое внимание на чем-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи.

Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, понарошку кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, пантомимика выразительна, эмоции легко распо­знаются.

Ребенок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них свое поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. Родители доверяют своему ребенку, не контролируют его поминутно, не опекают, не указывают, что ребенку нужно делать, хорошо чувствуют его настроение, поддерживают малыша в случае необходимости. Родители уверены в себе, с доверием относятся к специалисту, отстаивают свои взгляды, проявляют инициативу и самостоятельность.

Адаптация средней тяжести. Ребенок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями психолога, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.

Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Родители часто не доверяют ребенку, пытаются дисциплинировать малыша, делая ему замечания: «Не бери без спроса. Не разбрасывай игрушки. Веди себя хорошо».

Такие родители редко находятся в слиянии с ребенком. Со специалистом они могут быть откровенны или держаться на дистанции. Как правило, советы и рекомендации психолога принимают, задают много во­просов, избегая высказывать свою точку зрения.

Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.

О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям. Те либо игнорируют потребности ребенка, либо опекают его во всем, находясь с малышом в слиянии.

Чаще в такой ситуации мы видим тревожного родителя, который воспринимает встречу с психологом, как экзамен. Такие родители нуждаются в дополнительных консультациях.

Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специали­стами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах. Иногда родители образуют пару, например, авторитарный муж — зависимая жена или авторитарная бабушка ребенка — зависимая мать.

Во время первой встречи родители знакомятся с рекомендациями, как лучше подготовиться к детскому саду.

Автор: Зубова Г.Г.

4.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 22)
  • 6 ноября 2009
  • 11650
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (0)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!