Регистрация

Как диагностировать возможный уровень адаптации?

  • 4 ноября 2009

В предыдущей статье «Что такое адаптация к детскому саду?» мы описали характерные признаки и виды адаптационного периода ребенка в детском саду.

Если позволяют материальные возможности детского сада, семьям будущих воспитанников можно раздать информационные буклеты, состоящие из описания динамики адаптации (см. текст указанной статьи).

В данной статье попытаемся ответить на вопросы:

  • Можно ли избежать неприятных переживаний адаптационного периода?
  • Как подготовить к нему семью?
  • Чем может помочь детский психолог родителям и ребенку?

Прежде всего необходимо определить, насколько ребенок подвержен такого рода переживаниям, то есть провести диагностику.

Диагностика возможного уровня адаптации

Диагностика возможного уровня адаптации ребенка проводится через:

  • определение уровня социального развития ребенка;
  • определение особенностей семейного воспитания.

Проблемой адаптации мы начинаем заниматься за 3 – 4 месяца до того, как ребенка приведут в детский сад. Это позволяет сделать специфика детского сада – большое количество желающих. Как правило, к концу учебного года новая группа полностью набрана, но дети приходят только с началом нового учебного года.

Получив в мае – июне от заведующей детским садом список вновь поступающих детей, психолог обзванивает семьи и приглашает родителей вместе с ребенком прийти на консультацию. О необходимости встречи с психологом родителей предупреждает заведующая.

Проявляют ли родители инициативу и договариваются ли самостоятельно о времени консультации – это первый критерий прогноза. Как правило, инициативу проявляют родители, настроенные на конструктивное сотрудничество, с такими родителями интересно и легко работать, их дети обычно быстро привыкают к детскому саду.

Встреча семьи с психологом может занять от 1 до 1,5 часов, о чем родителей предупреждают заранее. Мы стремимся к тому, чтобы на встрече присутствовали два специалиста психологической службы. Встреча проводится в кабинете, где есть удобные кресла для родителей и игровая зона для ребенка. Психологи за время встречи проводят не только диагностику, но и первую консультацию семьи.

Первая встреча с семьей

Задачи первой встречи с семьей:

  • провести предварительную диагностику ребенка;
  • выявить особенности семейного воспитания;
  • дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
  • прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
  • дать индивидуальные рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада.

Поскольку мы имеем дело с ребенком 2 – 3-х лет и нашей задачей является помощь в адаптации, основное внимание мы направляем на исследование развития социальных навыков ребенка, таких как:

  • уверенность в себе;
  • самостоятельность, инициативность;
  • способность устанавливать и поддерживать отношения с взрослым;
  • эмоциональная чувствительность;
  • усвоенные простейшие нормы и правила поведения.

Выявление особенностей семейного воспитания

Мы определяем особенности семейного воспитания, обращая внимание на следующие моменты:

  • дают ли родители ребенку в первые минуты осмотреться или сразу пытаются вовлечь его во что-либо, например, привлекая внимание к игрушкам или деталям интерьера;
  • заботятся ли родители о самочувствии ребенка во время пребывания в кабинете;
  • доверяют ли родители ребенку;
  • сильно ли опекают;
  • жестко ли контролируют;
  • поддерживают детскую инициативу или подавляют;
  • рассказывая о ребенке, говорят ли «мы» вместо «он», например: «Мы умеем самостоятельно одеваться»;
  • доверяют ли родители ребенка специалисту или пытаются контролировать ситуацию общения с ним;
  • откровенны ли родители;
  • легко ли вступают в контакт;
  • насколько готовы к сотрудничеству;
  • вступают ли родители в конкуренцию;
  • соглашаются ли со всем или умеют отстаивать свои интересы, свою точку зрения.

Хорошим подспорьем при знакомстве с семьей является анкетирование. Как правило, мы предлагаем анкету, которая содержит общие вопросы о ребенке и семье. Анкету родители либо получают заранее, на родительском собрании, и приходят на встречу с уже заполненной анкетой, либо заполняют ее на первой встрече в кабинете психолога.

После знакомства с семьей один из психологов беседует с родителями, другой — занимается с ребенком. Если на встрече один психолог, то, как правило, он после непродолжительной беседы с родителями переключается на общение с ребенком. Родители могут участвовать в игре с малышом, а могут заполнять анкету или знакомиться с информацией по вопросу адаптации.

Беседа с родителями

Беседа с родителями опирается на вопросы:

  • о причинах помещения ребенка в детский сад;
  • на исследование родительских ожиданий, связанных с этим;
  • на осознание того, насколько высока вероятность реализации этих ожиданий и от кого это зависит;
  • от кого зависит благополучие ребенка в детском саду;
  • чего родители опасаются и как они могут справиться со своей тревогой;
  • в чем может заключаться родительская помощь ребенку на начальном этапе вхождения в новую среду;
  • ознакомление родителей с разными вариантами адаптации детей к детскому саду и, в соответствии с этим, различных вариантах введения детей в группу;
  • прояснение возможностей родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
  • советы родителям по подготовке их ребенка к детскому саду.

Психолог, общающийся с ребенком, наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Мы предполагаем, что поведение ребенка в кабинете психолога продемонстрирует нам модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установлению отношений с новыми для малыша людьми.

Сейчас ребенок всем своим поведением покажет то, как он будет осваиваться в группе детского сада, как будет устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Именно сейчас мы можем увидеть проблемы малыша. Специалисту важно быть хорошим наблюдателем, чтобы распознать все особенности данного ребенка, типичные механизмы его приспособления.

Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?

I этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

II этап – исследование развития социальных навыков.

Как была организована конкретная работа – в следующей публикации «Как провести диагностику развития социальных навыков ребенка?»

Автор: Г.Г. Зубова.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 19)
  • 4 ноября 2009
  • 12002
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Ивановна 10.10.2011 в 10:43

Адаптация довольно важная тема. Я сама воспитатель ясельной группы, поэтому всё, что связано с этим возрастом, меня очень интересует. Ведь детки чаще всего приходят в детский сад совершенно неподготовленные. Большую работу нужно проводить и с родителями. И вообще по раннему возрасту очень мало всего. Поэтому Ваши публикации важные и нужные.Спасибо!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!