Регистрация

Модель взаимодействия семьи и детского сада

  • 27 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, для чего необходимо создать следующие условия:

1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка.

4. Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания;  ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае ДОУ сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.

Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности.

Цель нашей работы с семьями воспитанников:  создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения. Коллективом детского сада составлена программа «Семья» основная идея, которой – превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками, помочь современной семье в деле воспитания и образования детей.

Мы строим свою работу на следующих принципах:

Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей: это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми, равноправие и равноответственность родителей и педагогов ДОУ.

Программа строится на методах интерактивного обучения, где родители имели бы возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, делиться опытом собственной педагогической деятельности. Эти методы способствует реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

В первую очередь это формирование  творческих групп родителей по интересам, которые позволили создать такие объединения как

  • Театральная мастерская «Театр несыгранных ролей» (участие родителей в театральных постановках вместе с детьми);
  • Клуб «Карапуз» (для родителей и воспитанников младшего возраста);
  • Школа для родителей «Лучики здоровья».

В детском саду второй год работают литературные и музыкальные гостиные, в которых проходят тематические вечера «Времена года», день музыки, юбилейные вечера, посвященные творчеству детских поэтов и писателей, праздник славянской письменности, конкурсы чтецов среди взрослых и детей.

План творческой лаборатории насыщен конкурсными программами: это и конкурсы стенгазет, кулинарные поединки среди семей, выпуск семейных мини газет, листовок, плакатов.

Самыми популярными и массовыми по  количеству участников являются тематические акции, проводимые ежегодно в детском саду. Они проходят в форме конкурсов, ярмарок, фестивалей ( театральный фестиваль, фестиваль кукол, моды, шляп и т.д), тематических мероприятий, театрализованных представлений, викторин.

Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках программы «Семья» следует отметить, что уровень педагогической компетентности родителей значительно вырос, что показывает анализ анкет и опросных листов. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения семьи, основываясь на педагогических запросах родителей.

Автор: Лапаева Наталья Валентиновна, заместитель руководителя высшей квалификационной категории МДОУ – Детский сад комбинированного вида №58 «Красная  шапочка» г. Нерюнгри, стаж работы в данной должности – 16 лет.

Мои увлечения. Работа по освоению и использованию информационных технологий; создание мультимедийных презентаций, видео и полиграфических журналов, работа с видеомантажными программами, дизайн. Конкурс мультимедийных презентаций «Развивающая среда групп раннего возраста» – 1 место, республиканский семинар «Использование  информационных технологий в познавательноречевом развитии дошкольников» – сертификат. Фото автора shmeli

Презентация «Модель взаимодействия семьи и детского сада»

3.6 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 25)
  • 27 января 2011
  • 34975
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ольга Ивановна 10.10.2011 в 11:17

Очень грамотная и важная работа! Молодец! Привлечение родителей это нужно, важно и сложно.

Марина Юрьевна 29.10.2011 в 16:37

Да, работа с родителями это одно из самых сложных направлений в детском саду.

Владимир 13.11.2011 в 11:54

+5 хорошая работа, родителей очень трудно вовлечь в работу детского сада. Молодцы!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!