Регистрация

Использование проектного метода в воспитательно-образовательном процессе ДОУ при активном участии родителей воспитанников

  • 26 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему в этом помогают взрослые: родители и педагоги, поэтому в  работе с детьми использую методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность и т.д.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков использую комплексные занятия, на которых осуществляется взаимосвязь одного раздела программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности через интеграцию.

Интегрированный метод обучения является  инновационным и вариативность его использования довольно многообразна. В работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентируюсь не только на общее развитие и  подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.

Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи (В.П.Бедерханова, О.С.Газман, В.Г.Маралов, В.А.Ситаров), связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

Целью использования интегративного метода в ДОУ является инновационное обновление форм и содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в работе с семьями воспитанников.

Задачи:

  • Повышение профессионального уровня руководителей проектов;
  • Формирование у воспитанников ряда значимых компетенций, наращивание универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности
  • Развитие психических процессов (воображение, мышление, речь), познавательных способностей дошкольников; социализация;
  • Формирование  сообщества «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи;

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях

Темы проектов могут быть самыми различными – как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои права, превращения), как более близкими практическому опыту детей (животные, посуда, зима и др.), так и удалёнными (космос, Олимпийские игры, море и др.).

Тема проекта может быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует), или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребёнка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираю соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т.п.).

Ещё одна эффективная форма подготовки и мотивации – модель трёх вопросов. Общий вид модели трёх вопросов: Что знают? Что  хотят узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, уточнению знания, и  возможные формы предстоящей работы.

На основе диалога с детьми получаю возможность понимания того, что реально интересует детей, какой видят свою деятельность, кто из детей нуждается в поддержке, помощи, обучении, а кто готов справиться со своим выбором сам; кто из детей продвигается в своих идеях вперёд, лидирует, а кто предпочитает повторять знакомый опыт, идти за другими.

Направления интеграции

Ознакомление с окружающим миром:- Систематизация и углубление знаний  о предметах и явлениях

- Развитие познавательной мотивации

- Формирование интереса к различным формам познания мира

Развитие речи:- Расширение и систематизация словарного запаса

- Совершенствование грамматической структуры речи

- Развитие связной речи

Продуктивная деятельность:- Реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в сюжетно-ролевых играх, инсценировках, изобразительном творчестве

- Реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности

На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Библиографическое обеспечение:

1. Галицких Е.О. Уклад школьной жизни. Новые ценности образования. М., 2007;

2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М., 2005;

3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2005;

4. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. – 2001. - №4.

5.Кизил М. Семейные проекты // Обруч. – 2004. №2.

6. Кларина Л.М. Проектный подход к образовательной деятельности в детском саду // Детский сад. Управление. – 2003. - №2.

Автор: Елена Васильевна Манченко, воспитатель, 1 квалификационная категория. Автономное учреждение дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Детский сад «Сказка», город Заводоуковск, Тюменская область, стаж работы – 12 лет.

Свободное время посвящаю чтению художественных книг и познавательной методической литературы. Сторонник здорового образа жизни. В 2009 году участвовала в областном Креатив-фестивале «Надежда». Фото автора Detskiisadskazka2010

План проектов на год

4.4 из 5 звезд
(голосов: 5, сумма баллов: 22)
  • 26 января 2011
  • 21360
  • 1

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (1)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 26.01.2011 в 13:10

Ради бога извините, но я ничего не поняла про предложенные Вами модели трёх вопросов и интеграцию.Разве любая исследовательская деятельность не подразумевает это в себе изначально?Любое направление проекта обязательно будет работать на развитие речи и на коммуникативные навыки.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!