Регистрация

Семья и поликультурное воспитание

  • 21 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап

Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?

Современная модель сотрудничества детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе поликультурного воспитания, мы считаем, должно строится под девизом «Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с родителями всегда направлена на реализацию процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

  1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).
  2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).
  3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста нами используются разнообразные средства:

  • общение с представителями разных национальностей;
  • устное народное творчество;
  • художественная литература;
  • игра, народная игрушка и национальная кукла;
  • декоративно-прикладное искусство, живопись;
  • музыка;
  • этнические мини-музеи;
  • национальные кушанья.

Отсюда цели работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следующие:

  • осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
  • осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
  • формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
  • развитие стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.

Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:

  1. Выпуск семейных газет (новая страничка ежегодно)
  2. Проектная деятельность.
  3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
  4. Выставки совместных поделок.
  5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.
  6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.

Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций и укладов семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем городе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.

Традицией нашего детского сада стал выпуск в начале учебного года «Семейной газеты». Педагоги разрабатывают макет листа газеты, а родители вместе со своими детьми наполняют его содержанием. Эти газеты используются в течение года в работе с детьми по темам «Семья» «Моя родословная», «Мой город», «Семья за здоровый образ жизни», «Праздничный семейный календарь». Одной из страниц «Семейной газеты» является представление генеалогического древа семьи. Цель: углубить знания детей о семье, где они родились, историю ее возникновения и становления. В разделе газеты «Семейный календарь» можно узнать: какие же государственные, национальные и семейные праздники отмечаются в семьях. В разделе «Мой город» изображены дом или улица, где родился и живет ребенок, любимые места города, где гуляют и отдыхают семьями.

Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.          

Все выставки оформляются в холле детского сада, поэтому посетить их имеют возможность не только дети и их родители, но и гости.

С большой любовью и интересом педагоги совместно с родителями организуют выставки фоторепортажей из семей. Фоторепортажи помогают больше узнать о семьях, об их традициях, устоях, национальных укладах, поделиться своими успехами, рассказать о предках, знаменитых родственниках и т.п. В нашем детском саду мы проводили фоторепортажи на следующие темы: «Самый лучший папа на свете», «Мой папа в армии служил», «Дружная семья гору сдвинет», «Я и моя мама», «Красота родной земли» и др. Так мы связываем жизнь детей и их семей с общественной жизнью страны.

Фоторепортаж «Самый лучший папа на свете»

Этапы организации выставок фоторепортажей следующие:

  1. Проведение бесед, тематических занятий с детьми.
  2. Объявление темы фоторепортажа.
  3. Совместная работа родителей и детей:
  • Сбор информации – интервью, подборка фотографий;
  • Составление рассказа – репортажа;
  • Оформление фоторепортажа для выставки.

    4. Оформление выставки фоторепортажей.
    5. Проведение групповых экскурсий с представлением работ детьми.

Традиционным в работе коллектива нашего детского сада стало проведение выставок совместных работ родителей и детей на различные темы. Это поделки из природного и бросового  материалов, приуроченные к праздничным датам.

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод общения между разными поколениями и сплочение детского сада и семьи. Так с любви к ближнему окружению: семья, детский сад, малая Родина – начинают зарождаться патриотические чувства у дошкольника.

Родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, мы многие выставки проводим в виде конкурсов. Например: конкурсы игрушек «Новогодний сувенир» и «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык»; конкурсы рисунков «Моя семья», «Это моя Родина»; конкурс на лучшую групповую газету «Мы и наша группа»; конкурсы игрушек и кукол к 8 марта «Мягкую игрушку мне мама сшила», «Мамы всякие нужны»; конкурс плакатов из семей «Осторожно!»; конкурсы поделок «Это сделано руками наших пап»,  «У осени в корзинке», «Сюрпризы Осени» конкурс кукол в национальных костюмах «Мы все такие разные» и т. д.

Этапы организации выставки-конкурса следующие:

  1. Объявление темы предстоящего конкурса (готовим объявления по группам).
  2. Проведение групповых консультации о критериях конкурса.
  3. Представление конкурсных работ под номерами (анонимно) на неделю и каждый посетитель выставки имеет право проголосовать за понравившуюся работу,  опустив жетон с номером работы в урну для голосования.
  4. Подпись работ выставки-конкурса.
  5. Подсчитывание голосов.
  6. Объявление победителей.
  7. Торжественное публичное награждение семей-победителей грамотами за три призовых места перед праздничным утренником или на родительском собрании.
  8. Организация экскурсии с детьми.
  9. По окончании выставки все работы используются для украшения интерьера групп.

В дошкольном учреждении оборудован мини-музей «Русская изба», а в каждой группе созданы народные уголки в рамках смотра-конкурса уголков «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с  бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья: русской, татарской, чувашской, мордовской  национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. С энтузиазмом откликнулись родители на оборудование музея и уголков. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари.

Мини-музей «Русская изба» и народные уголки в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. Каждый из них – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Мини-музей «Русская изба»

Еще одна цель педагогического процесса: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни;  играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех в МДОУ. 

Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей. Одним из первых проектов по данной  проблеме был проект «Маленькая страна – это моя семья». Именно из этого проекта вынесена идея выпускать «Семейную газету». Затем были проекты «Город моей мечты», «Люби и знай свой край!». В 2010 году была реализация проекта «Любимое блюдо моей семьи». На презентации проектов в рамках родительского клуба родители представляли различные национальные кушанья, делились рецептами, дегустировали блюда. Здесь были представлены блюда разных национальностей и узбекский плов, и татарский «чак-чак», русские блины, и казахский «бешбармак», чувашский суп  с домашней лапшой «яшка» и др. В этом году мы предоставили выбрать тему своих проектов по изучению родного края детям среднего и старшего возраста.

Мы планируем расширять и углублять связь с семьями воспитанников – ведь они первые воспитатели наших детей.  

Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Список использованной литературы:

  1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 1993.
  2. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
  3. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
  4. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
  5. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

Автор: Мартынова Екатерина Сергеевна, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе, высшая квалификационная категория по должности «руководитель», МДОУ – детский сад № 5 комбинированного вида города Чапаевска Самарской области, стаж работы по специальности – 5 лет.

Екатерина Сергеевна награждена грамотой Министерства образования и науки Самарской области Юго-Западного управления за участие в городском конкурсе методических разработок «Наш город и нам в нем жить!» и победу в номинации «За лучшее методическое пособие для детей».

Фото автора

Каток

4.8 из 5 звезд
(голосов: 32, сумма баллов: 152)
  • 21 января 2011
  • 35050
  • 15

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (15)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена 21.01.2011 в 21:38

Екатерина Сергеевна! Успеха в работе!

Екатерина Сергеевна Мартынова 21.01.2011 в 21:40

Большое спасибо за поддержку! Удачи!

Наталья Витальевна 22.01.2011 в 10:57

Желаю тебе победы!

Анна Николаевна 22.01.2011 в 20:41

Полезная информативная и логичная статья!

Любовь Владимировна 23.01.2011 в 08:09

Важная, нужная работа хорошо представлена в данной статье! Дальнейших успехов!

Екатерина Сергеевна Мартынова 23.01.2011 в 13:25

Спасибо зо теплые слова! Я тоже после педагогического училища работала учителем начальных классов более десяти лет и поэтому с большим уважением желаю Вам успехов и благополучия!

Елена Николаевна 27.01.2011 в 21:20

Замечательная и интересная статья! Творческих успехов!

Екатерина Сергеевна Мартынова 27.01.2011 в 22:18

Большое спасибо, Елена Николаевна!

Наталья Леонидовна 29.01.2011 в 12:47

Катерина, ты молодец!!! Работа прекрасная!!! Успехов и новых побед!!! =Наталья=

Оксана Анатольевна Титаренко 31.01.2011 в 18:11

Прекрасный опыт работы с родителями! Спасибо!

Татьяна Борисовна 31.01.2011 в 20:32

Тема сохранения и развития традиций важна и значима. Хорошая статья из опыта работы.

Валентина Викторовна 01.02.2011 в 16:07

Екатерина Сергеевна,спасибо! Очень актуальная,полезная работа !

Солдатова Ирина Николаевна 03.02.2011 в 20:59

Уважаемая Екатерина Сергеевна, добрый вечер! Прочитав Вашу работу хочется сказать, что Вы просто - МОЛОДЕЦ! Ставлю Вам 5+ Если цель педагогического процесса состоит в том, чтобы прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей это дорогого стоит!!!!!!!!!!!!!!! Желаю Вам удачи в конкурсе. Оказывается, что мы с Вами землячки!!!

Гроздева Ирина Владимировна 06.02.2011 в 00:25

Екатерина Сергеевна. Очень грамотная методическая статья, продуманная четкая система и разнообразие форм работы. Особенно понравились выставки. Большое спасибо за материал.

Ольга Ивановна 10.10.2011 в 11:12

Екатерина Ивановна, Вами проделана огромная работа! Молодец!

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!