Регистрация

Работа с родителями детей с неконструктивным поведением

  • 10 июня 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

В дошкольном возрасте формируются основные стереотипы поведения человека, которые он «понесет» по своему жизненному пути. На становление поведения ребенка огромное влияние оказывает семья.

Многие родители, находясь под прессом множества проблем, либо не находят время на воспитание своего ребенка, либо считают возможным выплеснуть негативные эмоции на малыша, что приводит к тому, что с каждым годом в дошкольных учреждениях увеличивается число детей с неконструктивным поведением.

Неконструктивное поведение – это поведение, ведущее к разрушению, не являющееся основой для развития личности ребенка, его познавательной сферы.

Для коррекционной работы с детьми с неконструктивным поведением была разработана технология, отличительной чертой которой является то, что, основной акцент сделан на работу с совместными детско-родительскими группами. Дело в том, что в ряде случаев родителям говорится о необходимости менять себя или свое поведение, в результате чего чувствуют себя виноватыми перед ребенком. Это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, и является поводом для увеличения власти детей над родителями.

Работу осуществляли в 3 этапа: диагностический, коррекционный, аналитический. Хотелось бы подробнее остановиться на коррекционном этапе, который реализовывали в 3 блока.

Первый блок работы – консультирование родителей

Главная цель – настроить родителей на приобретение знаний и умений познавательного общения с ребенком.

Основной метод, используемый психологом, – анализ родителями собственной воспитательной деятельности.

Задача психолога – помочь родителям «раскрыться», рассказать о проблемах взаимодействия с ребенком, о сложности взаимоотношений в семье; вместе с ними проанализировать эти проблемы; выявить их причины.

Второй блок работы – когнитивно-поведенческий тренинг для родителей

Задача психолога – изменение стиля общения и взаимодействия с ребенком.

Тренинг реализуется через серию занятий, в основе которых – групповые дискуссии, способствующие повышению мотивации и вовлеченности родителей и педагогов в решение обсуждаемых проблем, изменению их педагогических установок.

Во время групповых дискуссий родителям и воспитателям не навязывают педагогические догмы. Напротив, они сами активно вовлекаются в обсуждение, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

Третий блок работы – работа в совместных детско-родительских группах

Представляет собой продолжение тренинга.

Задачи: изменение стиля общения и взаимодействия с ребенком, воссоздание полноценных обновленных детско-родительских контактов.

Формы и методы познавательного общения родителей с детьми (с точки зрения коррекционного потенциала) относятся к опосредованному обучению и имеют определенную специфику – отсутствие жесткого управления при организации эмоционального контакта ребенка с родителями. Подобным требованиям, по нашему мнению, удовлетворяют следующие методы:

• совместное чтение и обсуждение познавательных сказок;

• совместная продуктивная деятельность;

• совместное составление коллекции познавательного содержания.

Фото Откидач С.П.

В данном этапе мы опирались на исследование А.С. Спиваковской, согласно которому развитие любой совместной деятельности проходит ряд стадий. Для детско-родительской группы характерна следующая динамика:
первая стадия – ориентировочная;
вторая стадия – реконструктивная;
третья стадия – закрепляющая.

На ориентировочной стадии идет совместное чтение и обсуждение с детьми сказок познавательного содержания. Тактика психолога в этом случае наименее директивна. В данный период идет подготовка к обсуждению внутренних конфликтов, решается проблема создания у ребенка положительного эмоционального настроя. Родители вместе с детьми погружаются в сказочный мир героев, в ходе спокойного совместного обсуждения, доброжелательного общения происходит первичное налаживание контактов.

Реконструктивная стадия – это период основной коррекционной работы. Тактика психолога становится более целенаправленной. Основная задача – продемонстрировать взрослым и детям неадекватность некоторых способов реагирования в ходе совместной деятельности и сформировать новые способы взаимодействия.

В процессе решения этой задачи создаются проблемные ситуации, при которых проявляются такие сложные механизмы коммуникации, как идентафикация, рефлексия и эмпатия (А.С. Спиваковская).

Коррекционное воздействие проблемно-практических ситуаций обеспечивается, в первую очередь, условиями их проведения (Т.И. Ерофеева):

• взаимодействие «взрослый-ребенок» организуется на фоне эмоционального комфорта;

• планируется свобода действий ребенка в выборе средств и способов реализации деятельности;

• предусматривается общая ответственность родителей и детей за результаты деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля.

На закрепляющей стадии задачей является внедрение достижений в повседневную жизнь и дальнейшее расширение возможностей познавательного общения родителей с детьми.

Одна из форм расширения познавательного общения – семейное коллекционирование. Систематизация материалов и обогащение представлений об экспонатах является эффективным средством эмоционального сближения с родителями.

Литература:

Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2001.

Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования. – М.: Просвещение, 2001.

Шипицина, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2003.

Автор: Светлана Петровна Откидач, педагог-психолог первой категории МДОУ № 21 детский сад комбинированного вида «Рощица» города Мыски Кемеровской области, стаж работы 5 лет.

Победитель Муниципальных конкурсов «5 лучших работников дошкольных учреждений», «Лесенка успеха», «Конкурс методических разработок». Участник областных конкурсов «Педагогические таланты Кузбасса», «Социально – значимые проекты в образовании». Впервые участвую в интернет-конкурсе. Фото автора Победитель

4.4 из 5 звезд
(голосов: 9, сумма баллов: 40)
  • 10 июня 2010
  • 10425
  • 3

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (3)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Анна Олеговна 19.06.2010 в 14:44

Светлана Петровна, с интересом познакомилась с вашей статьей. Понимаю, что ее объем не позволил вам раскрыть весь материал. Могли бы вы просто в комментариях дополнить: что было самым трудным в работе с родимтелями?

светлана 19.06.2010 в 22:05

Уважаемый психолог! Ваш вопрос заставил меня задуматься. Дело в том, что я живу по принципу: "Нет понятия не могу или трудно, есть понятие не хочу". Но отвечаю на ваш вопрос. Возможно то, что трудно взрослому человеку (родителю), с устоявшимися жизненными догмами, уверенными в правильности своей воспитательной позиции, донести, что она "ошибочна". А такие родители были в группах, и есть в данный момент. Но, наадо отметить, что уже то, что они пришли и приступили к работе в группе, говорит о том, что сомнения в правильности своих позиций у них все - таки есть, а значит можно "достучаться" до них. Главное, найти к каждому подход. Это краткий ответ, так как чтобы полно ответить на ваш вопрос, недостаточно небольшого комментария.

Дмитрий 18.08.2010 в 11:49

Ваша статья меня заинтересовала.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!