Регистрация

Поисковая деятельность дошкольников с участием родителей

  • 6 августа 2021

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

«Формирование основ поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с участием родителей» (из опыта работы)

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому
важно не упустить этот период
для раскрытия творческого потенциала
каждого ребенка.
С. Гин

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие, поэтому не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков и др) показывают, что в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Работая в свой группе, я отметила тот факт, что каждый ребенок стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

На каждом возрастном этапе познавательная активность имеет свои формы поведенческих проявлений и требует особых условий для своего формирования. Дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста, способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
  • Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Свою работу в течении года я проводила в исследовательском уголке «Архимеды».

Исследовательский уголок «Архимеды»

Опытно-экспериментальная деятельность была распределена по тематическим направлениям: живая природа, неживая природа, человек. В уголке оформила материал для исследований, доступную для детского экспериментирования картотеку, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с воздухом «Невидимка среди нас», с песком «Рисование песком», водой «Капельки», с солнечным светом «Лучик золотой», с растениями «Разноцветные растения», почвой «Полезная среда». Пополнила энциклопедиями «Космос», «Наука для детей», «Первооткрыватели».

При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность, доступность расположения для детей.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработала карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработала условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов уголке меняю в соответствии с планом работы по данной теме.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого я стараюсь обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. На родительском собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» показала занятие с элементами экспериментирования «Мы –  капельки». Через различные виды наглядной агитация убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

Мною были разработаны консультации «Почемучки и любознайки», «От восприятия к исследованию». Благодаря проделанной работе родители с желанием откликнулись на участие в групповом проекте«Зачем повару математика?».

На организационном этапе я разработала план работы с детьми и родителями, провела индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей узнать новое о профессии повара.

На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?

19 родителей (63%,) приняли участие в данном проекте. Принесли книги и буклеты для оформления выставки «Традиции национальной кухни», для исследования кислотности овощей и фруктов индикаторную бумагу, манную крупу и соль, для изобразительной деятельности «Снегири» и «Баранки», участвовали в презентации проекта «Чудесные фигурки».

Такая форма работы способствовала вовлечению родителей в образовательный процесс. Я считаю, что благодаря участию в проекте родителей у детей сформировалось чувство гордости, повысилась самооценка, а у тех детей, родители которых чаще исполняли роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии познавательного интереса. Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей. Стало заметно, как в детском коллективе повысился статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей.

Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

Продолжая тему развития у детей познавательно-исследовательской активности, в начале февраля предложили родителям консультацию «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и, учитывая индивидуальные особенности детей, их интерес, активность, я разработала для каждой семьи познавательные опыты и эксперименты.

86% родителей участвовало в проведении данной работы с детьми. Интересные газеты о своих домашних питомцах и рыбках подготовили вместе с детьми семья Киреевой Вики – «Говорящий попугайчик Кузя», семья Алишера Сагадиева – «Аквариумные рыбки», семья Данила Гринько – «Черепаха Чип», семья Петровой Вики – «Наши хомячки». Видеоматериалы по проведению опытов дома предоставили семьи: Караевой Сабины (опыт с разбегающимися палочками), Колотова Даниила (смешивание разных жидкостей), Сороченко Кати (секретные чернила).

Всю проведенную работу, все опыты ребята просмотрели в записи на слайдах в группе. В процессе просмотра каждый рассказал о своих достижениях и впечатлениях. Конечным этапом по реализации данного проекта стала тематическая выставка «Экспериментируем дома»Итог работы оказался положительным.

Таким образом, можно сказать, что прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей нашей группы, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома, заметно повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Вся деятельность по реализации поисковой, исследовательской деятельности сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс делает плодотворным и интересным.

Список использованной литературы

1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2005.

3. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.

4. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н. Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, №

5. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

Презентация проекта

Автор: Григорьева Татьяна Николаевна, воспитатель высшей категории, Детский сад №4 «Берёзка», г. Екибастуз, Республика Казахстан.

4.2 из 5 звезд
(голосов: 11, сумма баллов: 46)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (13)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Ивановна 18.01.2014 в 11:21

Татьяна Николаевна, получите первую 5 за интересный материал, есть что добавить в свои "копилки", спасибо и удачи вам в конкурсе!!!

Татьяна Николаевна 18.01.2014 в 12:38

Спасибо, за ваше внимание. Рада, если вы нашли для себя что-то нужное и интересное.

Олеся Викторовна 18.01.2014 в 16:17

Уважаемая Татьяна Николаевна. Прекрасное обобщение опыта. Все логично, четко, ясно. Интересна идея "Звездочета". Вам удалось организовать родителей, это видно на фотографиях. Спасибо за работу. Удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 18.01.2014 в 19:53

Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за интересный опыт работы. Я считаю, что поисково-исследовательская деятельность является одной из важнейших в работе с детьми. Вы представили интересное направление в этой деятельности с привлечением родителей – экспериментальная деятельность дома. Интересный опыт работы, с новыми формами, выводами и диагностикой. Яркий фотоматериал в презентации. А если б ещё приложили для практической значимости вашей работы консультацию или конспект экспериментирования – совсем было бы замечательно. Спасибо за участие в конкурсе.

Ольга Александровна 18.01.2014 в 19:58

Татьяна Николаевна, много интересного почерпнула из вашей работы, спасибо! Такое мы ещё не пробовали: побудить родителей экспериментировать с детьми дома! Это с вашей стороны кропотливая работа. Молодцы!

Лина Галимшановна 20.01.2014 в 09:50

С большим интересом прочитала вашу статью из опыта работы. Я тоже занимаюсь с малышами 5-6 лет поисково-исследовательской работой, проводим конференции, где дети защищают свои проекты перед большой аудиторией, но, в отличие от вас, у меня нет возможности заниматься опытнической работой, а у вас это здорово получается. Спасибо. Попробую добавить этот этап в свою программу.

Татьяна Николаевна 20.01.2014 в 19:19

Спасибо, за отзывы моей работе. Хочу сказать, что данная тема для меня очень интересна. У меня есть и прекрасные конспекты по экспериментированию, разработаны консультации для родителей, мы защитили проект с элементами опытов и исследований. Нашу работу с желанием поддержали родители. Участие в данном конкурсе для меня уже большой успех!

Елена Павловна 20.01.2014 в 19:27

Значимая, современная, методически обоснованная работа по интересной теме исследования, удачи!

Светлана 01.02.2014 в 12:32

Замечательное обобщение опыта на Всероссийском уровне!

Анастасия Павловна 19.02.2014 в 15:15

Отличная работа!

Цырен-Жаб Доржиевна 27.02.2014 в 11:01

Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за работу! Формирование поисково-исследовательских навыков-один из сложных форм работы с детьми, тем более в ДОУ. Вы вполне хорошо справляетесь, оформлен материал грамотно, хорошее визуальное сопровождение. Удачи!

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 19:23

Уважаемая Татьяна Николаевна, спасибо за интересный опыт работы.Поисково-исследовательская деятельность является одной из важнейших в работе с детьми. Вы заинтересовали родителей – экспериментальная деятельность дома. Прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей , виден интерес родителей. Поисковая деятельность сближает родителей, детей и педагогов, а воспитательно-образовательный процесс от этого становится плодотворным и интересным. Удачи!

Гавриленко Елена Владимировна 22.09.2021 в 04:27

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

«АКАДЕМИЯ ЧТЕНИЯ»

Предлагаем увлекательные курсы онлайн обучения – для дошкольников и младших школьников в «АКАДЕМИИ ЧТЕНИЯ»

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!