Регистрация

Партнерские отношения: родитель-ребенок-педагог на прогулке

  • 5 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Работа с родителями»

В современной педагогике накоплен опыт работы с родителями, но в основном он отражает задействованность предметно-развивающей среды помещения дошкольного учреждения. Мы считаем, что большие потенциальные возможности для развития личности ребенка и установления партнерских отношений с родителями заложены в образовательной деятельности в условиях прогулок.

В центре нашего внимания стоит использование прогулки как оздоровительно-развивающей, где тщательно продумано взрослыми содержание организации данного временного отрезка для всестороннего развития малыша: удовлетворения в полной мере его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре. Педагоги нашего дошкольного учреждения используют прогулку как теоретическую и практическую «школу для родителей».

При построении социально-образовательных отношений на прогулке мы опирались на концепцию профессора В.И.Слободчикова. Суть данной концепции заключается в следующем:

  • образовательное пространство включает разные виды сред (на участке дошкольного учреждения мы обозначили следующие среды: природная, двигательно-игровая, сенсорно-дидактическая, занимательно-игровая);
  • построение образовательного пространства реализует диалоговые отношения.

В силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому взрослые должны педагогически содержательно организовывать различные виды деятельности во время прогулки.

Общими принципами построения социально-педагогических отношений в условиях организации прогулки являются следующие:

  • заинтересованность в развитии доверия, уважения к личности ребенка; 
  • взаимосвязь отношений между родителями, детьми, педагогами;
  • комплексное психолого-педагогическое сопровождение, включающее наблюдение, помощь, содействие, опеку, наставничество, защиту;
  • гармонизация детско-родительских отношений, предполагающая задействование воспитательного потенциала семьи;
  • гармонизация природной и экологической среды;
  • персонализация, учитывающая возможности, особенности личности ребенка, родителя, педагога;
  • учет ведущей деятельности детей раннего возраста (проходящей от предметно-манипулятивной к предметно-процессуальной);
  • зарождение процессуально-игровой деятельности в условиях активного общения с взрослым.

Педагоги при проведении прогулок не только решают задачи по всем направлениям, но и показывают родителям возможности другого образовательного (уличного) пространства, используя для этого различные по содержанию тематические прогулки:

  • сенсорно-практические («Разноцветный листопад», «В огород мы пойдем, урожай мы соберем», «Забавы со снежками», «Набирает быстро ход наш веселый паровоз», «В гости к бабушке в деревню»);
  • познавательные («Осенние листья по ветру кружат», «Занимательная игрушка», «Ручеек течет, и кораблик плывет», «Вот поезд наш едет, колеса стучат»);
  • эмоционально-деловые («В гости к елочке», «Занимательная игрушка», «Зимняя веселая прогулка», «Солнечные лучики радуют ребят», «В гости к бабушке в деревню»);
  • культурно-досуговые («Идем в гости к Осенине», «Идем в гости к Зимушке - Зиме», «Идем в гости к Веснянке», «В гости к Лету - красному», «Под окошком огород, много овощей растет», «Мы пойдем по цветущему лугу»);
  • физкультурно-оздоровительные («Лесные тропинки таят чудеса», «Осенние листья по ветру кружат», «Забавы со снежками», «Солнечные лучики радуют ребят», «Ручеек течет и кораблик плывет», «Вот поезд наш едет, колеса стучат»);
  • с элементами психотерапевтического сеанса («Разноцветный листопад», «Кто сказал мяу?»);
  • музыкально-ритмические («В огород мы пойдем, урожай мы соберем», «Зимняя веселая прогулка», «Набирает быстро ход наш веселый паровоз»).

Систематическая работа по взаимодействию с родителями с использованием не только развивающей среды помещения учреждения, но и уличного пространства способствует установлению теплых, доверительных эмоционально-положительных взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, гармонизации детско-родительских отношений.

Содержание нашего опыта работы включает методическое обеспечение построения партнерских отношений с родителями в условиях организации прогулки, которое раскрывает тематику прогулок в различные сезоны и сценарии проведения прогулок.

Приложение 1.

Партнерские отношения родителей с детьми в условиях прогулки

Приложение 2.

ДП Здравствуй, малыш

Автор: Севостьянова Наталья Васильевна, зам. заведующей по УВР высшей категории, пед.стаж 25 лет; Замесина Елена Николаевна, воспитатель высшей категории, пед.стаж 24 года; Карелина Елена Валерьевна, педагог-психолог высшей категории; Саверченко Лариса Владимировна, воспитатель высшей категории, пед.стаж 15 лет; Муталова Эльвира Ринатовна, музыкальный руководитель высшей категории, пед.стаж 13 лет. Все педагоги работают в МДОУ ЦРР Детский сад № 127, г. Магнитогорск, участвовали в выставке педагогического мастерства, в публикациях статей, методической литературы городского, областного, Российского уровней.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 05.02.2013 в 18:54

Уважаемые авторы статьи! Спасибо за столь подробный, обстоятельный, отработанный материал. Конечно, больше всего привлекает совместная работа с родителями. Как это вам удаётся, ведь родители чаще всего ссылаются на большую загруженность и нехватку времени. А дети после таких прогулок не плачут, видя, как их родители уходят?

Наталья Васильевна 27.02.2013 в 07:53

Уважаемая Ирина Николаевна! Спасибо за высокую оценку нашей работы! Да, родители разделились на две категории: одна-загружены и нет времени, другая-партнеры в воспитании. Каждый год численное соотношение этих категорий меняется то в одну, то в другую сторону.Поэтому постоянно вносим изменения даже в традиционные мероприятия с родителями.
Ребята редко плачут, причины бывают разные , как и у нас у взрослых.

Елена Ивановна 06.02.2013 в 11:26

Уважаемые авторы ! В Вашем планировании прослеживается система. Интересная идея - партнёрские отношения на прогулке. В зимнее время читать стихи можно привлекать родителей - впереди ещё прогулка и жалко педагогов. Вам 5 звёзд! Жду на своей страничке

Ирина Владимировна 06.02.2013 в 16:22

Уважаемые коллеги! Тема вашего опыта встречается не очень часто, в том и ее ценность. Вы учите родителей,как гулять со своим малышом: наблюдать за природой, играть, обыгрывать постройки.Творческих вам успехов!

Татьяна Игоревна 06.02.2013 в 17:53

Отличная работа! Замечательный опыт! Работа с ранним возрастом - это сложно и интересно! Спасибо!

Ануфриева Ирина Викторовна 09.02.2013 в 22:43

Уважаемые коллеги, творческий прекрасный коллектив! Интересная методическая идея, заслуживающая внимания! Наши педагоги тоже проводят тематические прогулки, но у Вас всё поставлено, как говорится, «на широкую ногу». У нас так не получается: педагоги жалуются на загруженность: подготовка к НОД, игровым режимным моментам, так что на прогулку, к которой нужно так основательно готовиться, по сценарию, просто не хватает рабочего времени… МОЛОДЦЫ! Удачи Вам!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!